http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9K35M-STRELA-10M.jpg

В ходе локальных войн на Ближнем Востоке успешно использовались относительно недорогие полковые и дивизионные ЗРК с оптико-электронными системами обнаружения целей советского производства. Так как их применение ограничивалось погодными условиями, то в связи с этим в 1968 году было начато проектирование самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ». А полномасштабные работы по комплексу начались в июле 1969 года. Предназначался он для ПВО мотострелковых и танковых полков и представлял собой глубокую модернизацию ЗРК "Стрела-1М". В состав комплекса 9К35 вошли, боевые машины 9А35, 9А34, ракета 9М37 и вспомогательное оборудование. Интересно, что первоначально предполагалось наряду с ракетой 9М37 вести стрельбу и ракетами 9М31М от зенитного ракетного комплекса "Стрела-1М".

Головным разработчиком комплекса в целом, а также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБ точного машиностроения Миноборонпрома (главный конструктор А. Э. Нудельман). Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя являлось ЦКБ "Геофизика" Миноборонпрома. Изготовлением шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой на неё артиллерийской части — Саратовский агрегатный завод Миноборонпрома. Серийное производство ракет велось на Ковровском механическом заводе.

Заводские испытания первого опытного образца комплекса начались в августе 1971 года. Но они вскоре замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения, поэтому совместные (государственные) испытания ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» завершились лишь в мае 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение же 9К35 «Стрела-10СВ» была принята в 1976 году после многих доработок и длительных споров между разработчиками, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.

Ракета 9М37, выполненная по аэродинамической схеме "утка", имела управляющие органы (рули) в передней части корпуса, а неподвижный стабилизатор — в задней. Она оснащалась однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем и пассивной двухканальной головкой самонаведения. Основной канал наведения оптический. Его аппаратура работала в видимой части спектра солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала сопровождать её. Инфракрасный же канал использовался только в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех.

К числу преимуществ такой системы перед радиолокационными системами наведения ракет комплексов "Куб" и "Круг" можно отнести более низкую стоимость, невосприимчивость к радиолокационным помехам и неуязвимость боевых машин для ракет типа "Шрайк", наводившихся по лучу радиолокатора. Недостатками её следует считать невозможность стрельб по цели, заходящей со стороны солнца (угол между направлением на цель и солнцем должен был превышать 20°), и чуствительность к инфракрасным и оптическим помехам создаваемым противником.

Ракета 9М37 с боевой частью 9Н125 со стержневыми поражающими элементами помещалась в контейнере, который обеспечивал пылебрызгозащищенность и при пуске выполнял роль направляющей. На контейнере размещались пороховой газогенератор и элементы системы охлаждения головки самонаведения.

При проектировании в качестве базового шасси боевой машины (пусковой установки) рассматривалось три кандидатуры: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ. Все три машины гусеничные, так как "стрелы" предпопагалось использовать совместно с "Щилками". В конце концов, лучшим вариантом признали бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. На его базе создали две машины - 9А35 и 9А34. Разница между ними небольшая, первая оснащалась пассивными радиопеленгаторами 9СШ, а 9А34 их не имела. Радиопеленгатор служил для обнаружения и точного пеленгования целей, летящих с работающей бортовой радиолокационной аппаратурой.

Корпус 9К35 «Стрела-10СВ» сварен из стальных плит толщиной не более 7 мм, обеспечивающих защиту от огня лёгкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Внутри корпус машины делится на несколько отделений: трансмиссионное, управления, моторное, боевое. Трансмиссионное отделение находится в передней части машины. В нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок, бортовые передачи и элементы системы смазки. Доступ к трансмиссии обеспечивает крышка на верхней передней бронированной плите.

Отделение управления расположено сразу же за трансмиссионным и отделено от него перегородкой из броневой стали. В нём размещаются два сиденья — механика-водителя (слева) и командира (справа). Обзор обоим обеспечивают лобовые окна, которые при необходимости закрываются стальными защитными крышками, и шесть обогреваемых перископов. Над сиденьями в крыше корпуса имеются люки, через которые механик-водитель и командир садятся в машину и выходят из неё. Между сиденьями механика-водителя и командира под специальным защитным кожухом находится промежуточный редуктор и вал отбора мощности на блок "коробка передач-механизм поворота".

Моторное отделение занимает часть корпуса за отделением управления вдоль левого борта машины. В нём установлен двигатель с некоторыми элементами вспомогательных систем, а также главный фрикцион. Доступ к двигателю обеспечивается через сьемную панель в крыше корпуса. ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» оснащен 8-цилиндровым 4-тактным дизелем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, развивающим мощность 177 кВт при 2100 об/мин, что позволяет машине двигаться по дорогам с твёрдым покрытием с максимальной скоростью 61,5 км/ч. Радиатор системы охлаждения находится в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса.

Ходовая часть ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» состоит, применительно к одному борту, из шести обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины.

Подвеска состоит из двенадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

Как и базовый тягач МТ-ЛБ, ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» является плавающей машиной. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, предотвращающий заливание водой передней части машины. При движении на ппаву 9К35 «Стрела-10СВ» развивает скорость 6 км/ч.

Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое около 20 секунд, а обратно — 2-3 минуты. В отличие от ЗРК "Куб" и "Круг", боевая машина комплекса 9К35 «Стрела-10СВ» не имеет специального двигателя, работающего на генератор бортовой сети. Поэтому комплекс может работать только при работе основного двигателя или при подключении внешнего источника электропитания.

Пусковая установка оснащена аппаратурой оценки зоны поражения 9С86 для автоматического определения дальности до цели, радиальной скорости цели в пределах 450—10000 м и вычисления углов упреждения пуска ракеты, отрабатываемых приводами наведения пусковой установки. В состав аппаратуры входят когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн и аналоговое счетно-решающее устройство. Для определения государственной принадлежности воздушных целей, оборудованных ответчиками "Кремний-2", "Кремний-2М", "Пароль" и др., на машине установлен радиозапросчик 1РЛ246-10-2, работающий при наклонной дальности до 12000 м и высотах от 25 до 5000 м.

На пусковой установке в походном и боевом положениях размещены четыре ракеты в контейнерах, прикреплённых к раме пусковой установки с помощью бугелей. Масса одного контейнера с ракетой 74 кг. Перезаряжание полного боекомплекта производится вручную за три минуты. В боеукладке машины имеются четыре запасные ракеты. Углы наведения составляют по вертикали от -5° до +80° при скорости наведения 50 град/с, а по горизонтали — 360° при скорости наведения 100 градусов в секунду.

Расчет боевой машины состоит из трех человек командира, оператора и механика-водителя. Для самообороны на корпусе боевой машины закрепляется 7,62-мм пулемет ПКТ.

Действие комплекса происходит следующим образом: данные целеуказания от пункта управления ПУ-12 или командирской машины "Овод М-СВ" поступают по радио или проводной связи к оператору комплекса, который наводит пусковую установку в направлении цели и с помощью оптического визира 9Ш127 производит точное прицеливание. При автономной работе комплекса цель обнаруживает командир по индикатору радиопеленгатора, а оператор окончательно прицеливается и при попадании цели в нулевое кольцо визира нажимает кнопку "слежение — пуск" до первого упора. При этом открывается передняя крышка контейнера ракеты. После захвата цели головкой самонаведения ракеты, радиодальномер начинает излучать зондирующие импульсы, и параллельно с ним запросчик определяет государственную принадлежность цели. После этого происходит пуск, и связь ракеты с машиной прерывается, т.е. реализуется принцип "выстрелил и забыл».

Комплексы 9К35 «Стрела-10СВ» вошли в состав зенитных батареи мотострелковых и танковых полков. Причем батареи состоят из взвода ЗРК и взвода "Шилок". Взвод первых состоит из одной машины 9А35 и трех 9А34. В качестве командного пункта используется пункт управления ПУ-12 (9С482) на шасси БТР-60ПБ, который предполагалось заменить на унифицированный батарейный командный пункт "Ранжир" (9С737). созданный на шасси МТ-ЛБУ и принятый на вооружение в 1989 году.

В 1977 году начались работы по модернизации комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Модернизация состояла в усовершенствовании головки самонаведения ракеты и аппаратуры её запуска. Модернизированная головка могла производить селекцию
теплоизлучающих целей по траекторным признакам, что позволяло отличить часть инфракрасных ловушек от цели. Испытания модернизированного комплекса проходили с января по май 1978 года на Донгузском полигоне, а на следующий год он был принят на вооружение под названием «Стрела-10М».

В том же 1979 году началась вторая модернизация комплекса. Основной целью её являлось обеспечение боевыми машинами автоматического приема и отработки данных целеуказания от средств управления полкового звена ПВО. Для этого их оснастили дополнительными радиостанциями Р-123М для приёма теле-кодовой информации. Кроме того, предполагалось обеспечить их плавание с полным боекомплектом (8 ракет). Для этого пусковые установки оснастили специальными поплавками из пенополиуретана, и комплекс получил возможность запускать ракету даже на плаву.

В июле - октябре 1980 года на том же полигоне были проведены испытания модернизированного образца ЗРК. А в 1981 году комплекс под названием 9К35М2 «Стрела-10М2» приняли на вооружение. В 1983 году началась третья модернизация "Стрелы-10". В её состав ввели новую ракету 9М333, которая по сравнению с 9М37М имела улучшенные двигатель и контейнер, новые головку самонаведения, автопилот, неконтактный взрыватель и боевую часть. Неконтактный взрыватель, имевший в два раза больше лазерных импульсных излучателей, формирующих восьмилучевую диаграмму направленности, существенно повысил вероятность поражения малоразмерных целей.

Последняя модификация была принята на вооружение в 1989 году под названием 9К35М3 «Стрела-10М3». Организационная структура подразделений оснащённых «Стрела-10М3», осталась без изменений. Ракеты 9М333 и 9М37М можно запускать со всех модификаций боевых машин комплекса.

ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» широко экспортировалась как в страны Варшавского договора, так и в развивающиеся страны. Комплекс достаточно успешно применялся в ходе боевых действии в Ливане и Анголе.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ»
Боевая масса, т 10,9
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм
длина 6454
ширина 2850
высота в походном положении 2300
высота в боевом положении 3800
клиренс 395
Бронирование противопульное
Вооружение 4 ракеты 9М37; 7,62-мм пулемёт
Боекомплект 8 ракет 9М37
Наклонная дальность стрельбы, м. максимальная 5000 минимальная 800
Двигатель ЯМЗ 238В. 4-тактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 177 кВт
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 61,5
на плаву 5-6
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 450
Преодолеваемые препятствия
подьем, град, 30
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 2,7
глубина брода, м плавает