СФКБ КБ-4 ЧУЧУЛИГА II
Разработчик: СФКБ
Страна: Болгария
Первый полет: 1938
Тип: Легкий разведчик и УТС
Инженер Лазаров покидает фабрику "Български Капрони"-Казанлак и возвращается в ДАР-Божуриште, но уже создана база, на которой может развиваться производство учебно-тренировочных самолетов. Так, в 1938 году предприятие выпускает серию из 28 самолетов КБ-4 "Чучулига II" для нужд военной авиации.
Это - тренировочный и связной самолет. На КБ-4 монтируются американские двигатели "Райт-Е1Р975 "Вирлуинд" с двухлопастным деревянным винтом и кольцом "Тауненд", что характерно для двигателей этой фирмы (см. "Райт-Циклон" на самолете ДАР-3 "Гарван I"). Для своего времени это отличный двигатель, имеющий собственную массу 1 кг мощностью 1 л.с. и сравнительно экономный. Продолжительность полета КБ-4 возрастает в сравнении с КБ-3 (при одинаковых крейсерских скоростях) более чем на 40 минут.
Двигатели "Вирлуинд" отрабатывают свой ресурс, но к тому времени Болгария уже находится в состоянии войны с США. Это вызывает необходимость внесения некоторых изменений в самолеты КБ-4 и монтировать на них двигатели "Вальтер-Кастор II".
На самолетах типа КБ-4 впервые устанавливается пулемет в кабине наблюдателя. В пространстве за наблюдателем расположен 7,7-мм пулемет "Викерс Ф", который при необходимости поднимается над бортом самолета и может использоваться для обстрела в задней полусфере.
Снизу под двигателем "Вирлуинд" расположен масляный радиатор, представляющий спиралевидно накрученную трубу из латуни диаметром 20 мм, обтекаемую струей винта.
Конструктивные изменения КБ-4 в сравнении с КБ-3 незначительны. Есть разница однако в камуфляже. Обтекатель двигателя - светло-синий. От него к хвосту через весь корпус тянется синий клин, острие которого достигает горизонтального стабилизатора. Крылья и корпус - сверху темно-зеленые, снизу - серебристого цвета. По бортам и на крыльях сверху и снизу - боевой знак: "Андреевский крест" черный на белом квадратном поле и бортовой номер - на корпусе и верхнем крыле белый, а на нижнем крыле - черный. Во время Отечественной войны в 1944-1945 г г. за наблюдательской кабиной был нанесен ярко-желтый пояс, концы крыльев тоже были окрашены в ярко-желтый цвет.
Самолет КБ-4 оснащен электрогенератором, приводимым в движение воздушной турбиной, которую в свою очередь приводит в движение встречный поток воздуха. На самолете может монтироваться фотооборудование.
КБ-4 долгое время служит во фронтовой авиации для тренировок экипажей, как связной и для близкой разведки. Известное количество машин принимает участие в Отечественной войне в качестве связных.
ЛТХ:
Модификация КБ-4
Размах крыла, м 11.54
Длина, м 8.62
Высота, м
Площадь крыла, м2 31.87
Масса, кг
пустого самолета 1070
максимальная взлетная 1480
Тип двигателя 1 ПД Wrigt R-975-E1 Whirlwind
Мощность, л.с. 1 х 237
Максимальная скорость , км/ч 208
Крейсерская скорость , км/ч 180
Продолжительность полета, ч.мин 3.42
Практический потолок, м 6500
Экипаж 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета