СФКБ КБ-5 ЧУЧУЛИГА III
Разработчик: СФКБ
Страна: Болгария
Первый полет: 1939
Тип: Легкий разведчик-бомбардировщик
Самолетная фабрика "Български Капрони" продолжает в 1939 году семейство самолетов "Чучулига", самолетом для фронтовой авиации КБ-5, получивший наименование "Чучулига III".
Его первый прототип имеет двигатель Walter-Castor II", с двухлопастным металлическим винтом и покрытым обтекателем NАКА, аналогичным КБ-2А. Носовая часть корпуса изменена, но наиболее характерным является изменение крыльевой системы. Нижнее крыло с меньшим размахом, чем верхнее. Летные испытания прототипа не дают расчетных данных. Поэтому на нем устанавливается двигатель Piaggio RVII C1 с трехлопастным металлическим винтом. С этим двигателем достигаются желаемые данные, и принимается решение пустить самолет в серийное производство.
Однако, серия из 45 машин, названных "Чучулига III" чувствительно отличается от прототипа.
На серийных самолетах устанавливаются двигатели Walter-Pollux II с двухлопастным деревянным винтом большого шага. Двигатель имеет обтекатель типа Townend. Шасси совершенно новое. Оно имеет масляно-воздушные амортизаторы, шины низкого давления с малым диаметром и гидравлическими тормозами. Топливные резервуары имеют увеличенную емкость: с 230 дм она достигла 327 дм. Электрооборудование получает питание от генератора, а он приводится в действие самолетным двигателем и работает параллельно с аккумуляторной батареей.
Самолетный двигатель запускается посредством сжатого воздуха. Двигатель оснащен противопожарной системой "Нок-аут", сигнализирующей о пожаре и гасящей пожар с помощью тетрахлора и двуокиси углерода. Дополнительный противопожарный кран "Силма" прекращает подачу бензина в карбюратор в случае пожара.
Самолеты КБ-5 имеют радио- и фотооборудование.
Новое изменение вносится в крыльевую систему серийных машинах. Сокращен размах верхнего крыла: с 11,54 м до 10,90 м. Для сохранения площади элеронов и их эффективности они выступают вне контура задней кромки крыла. Они оснащены сервокомпенсаторами. Увеличен и дугообразный паз в центроплане над пилотскими местами.
Самолеты КБ-5 "Чучулига III" имеют стрелковое и бомбовое вооружение. Один 7,7-миллиметровый пулемет FK-33 монтирован в нос самолета, сверху справа и синхронизируется с двигателем для стрельбы через винтовой круг. Второй пулемет калибра 7,7 мм FK-36 установлен за кабиной наблюдателя для защиты задней полусферы. Слева и справа на нижнем крыле ближе к корпусу монтированы по четыре бомбодержателя для бомб по 25 кг.
КБ-5 - разведочный, легкий штурмовой и связной самолет. Он находится на вооружение в 113, 123, 453 и 463 разведочных эскадрильях. По три самолета получили командование 5-го бомбардировочного полка в Пловдив (Dornier Do 17M и Avia 71) и штаб Морской ескадрильи во Варне (Arado Ar 196 и Heinkel He 60) в качестве связных,
Во время Отечественной войны машины этого типа принимают участие в боевых действиях Воздушных Войск. Самолет находится на вооружении до начала пятидесятых годов как учебно-тренировочный.
КБ-5 "Чучулига III" - двухместный биплан смешанной конструкции. Шасси не убираются. Крылья - разного размаха: нижнее крыло меньше верхнего. Каждое крыло состоит из двух полукрыльев, связанных между собой посредством N-стоек и кабелей. Лонжероны - деревянные, 2 шт. Обшивка центроплана и крыльев до первого лонжерона - из фанеры. Остальная часть обтянута импрегнированным полотном.
Лонжероны на центроплане - металлические. Это - трубы из хроммолибденовой стали, имеющие на оконечностях узлы для захвата верхних полукрыльев. Стыки между центропланом и полукрыльями закрываются металлическими лентами.
Корпус представляет ферму из сварных тонкостенных бесшовных стальных труб. В передней части оформлены две силовые пирамиды - сверху для центроплана и снизу - для V-образных стоек шасси. В хвостовой части имеется третья пирамида, на которой крепятся горизонтальные плоскости. Лонжерон вертикального стабилизатора входит в вертикально приваренную трубу, закрывающую сзади ферму корпуса. В ее нижней части захвачен самоориентирующийся хвостовой костыль с гидравлическим амортизатором. Передняя часть корпуса обшита целиком дюралюминиевой жестью, а остальная часть до хвостовых плоскостей сверху обшита жестью, а снизу - полотном.
Хвостовое оперение - металлическая конструкция, обтянутая полотном. Вертикальный руль имеет сервокомпенсатор, а руль высоты - триммер сервокомпенсатор. Управление вертикальным рулем - твердое, а элеронами и рулем высоты - смешанное.
Шасси состоит из двух половин, каждая из которых имеет амортизационную стойку и V-образную стойку, шарнирно связанную в верхней оконечности с силовой пирамидой, а в нижней оконечности - с амортизационной стойкой. Последняя в верхней своей оконечности тоже прикреплена к пирамиде на шарнирах. В нижней части V-стойки прикреплена посредством сварки ось колеса.
Винт - двухлопастный, деревянный, с большим шагом и диаметром 2,88 м. Изготовлен из орехового дерева и обтянут льняным полотном, покрытым лаком. Его передняя кромка защищена заменяющимися профилями из латуни, закрепленными латунными винтами.
Окраска КБ-5 такая же, как и у КБ-4. Было несколько учебных машин, целиком окрашенных в серебристый цвет, причем синий обтекатель двигателя и синий клин по протяжению от носовой части до хвостового оперения сохранялись. После войны было несколько агитационных машин КБ-5 с красным носом и "пламя" по фюзеляжу.
ЛТХ:
Модификация КБ-5
Размах крыла, м
верхнего 10.90
нижнего 8.85
Длина, м 8.50
Высота, м 3.40
Площадь крыла, м2 25.54
Масса, кг
пустого самолета 1250
нормальная взлетная 1590
максимальная взлетная 1650
Тип двигателя 1 ПД Walter-Pollux II
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 275
Крейсерская скорость , км/ч 250
Практическая дальность, км 750
Продолжительность полета, ч 3
Практический потолок, м 6800
Экипаж 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета
бомбы до 200 кг (8х25кг)