Hartbeest
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1935
Тип: Легкий вспомогательный самолет
Hawker Hartbeest (Hartebeest, Hartbees) - многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси. Модернизированный вариант самолета "Одэкс" для ВВС Южно-Африканского Союза (ЮАС). Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. От "Одэкса" отличался введением бронезащиты, дополнительным радиатором, измененным оборудованием.
Опытного экземпляра не было. Головной самолет малой серии, изготовленной на заводе "Хаукер" в Лэнгли, совершил первый полет 28 июня 1935 г. Основное производство начали на предприятии "Роберте хейтсверк" (Претория, ЮАС) весной 1937 г. Всего изготовили 69 экз., завершив выпуск в 1938 г. Поздние серии отличались улучшенной вентиляцией капота, измененными выхлопными патрубками. В 1939 г. самолеты прошли модернизацию бомбового вооружения.
В 1938 г. самолет поступил на вооружение ВВС ЮАС. Эти машины дислоцировались на различных аэродромах ЮАС, Юго-Западной Африки и Родезии. С начала Второй мировой войны "Хартбисты" выдвинули в Кению к границе между английскими и итальянскими колониями в Восточной Африке. В июне 1940 г. они участвовали в массированных налетах на итальянские опорные пункты в районах близ кенийско-эфиопской границы, далее поддерживали наступление английских и южноафриканских войск на север. В декабре осуществляли поддержку наступления на Эль-Вак, в феврале - продвижение южноафриканских войск к Могадишо в Сомали. В июне того же года "хартбисты" прикрывали форсирование р. Омо. Последний случай боевого применения - под Гейдаром в ноябре 1941 г. С конца 1940 г. постепенно снимались с вооружения строевых частей и использовались как учебные в ЮАС и Родезии. Окончательно "Хартбист" сняли с вооружения ВВС ЮАС в 1946 г.
ЛТХ:
Модификация Hartbeest Mk.I
Размах крыла, м 11.35
Длина, м 8.85
Высота, м 3.17
Площадь крыла, м2 32.33
Масса, кг
пустого самолета 1430
максимальная взлетная 2173
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Kestrel VFP
Мощность, л.с. 1 х 608
Максимальная скорость , км/ч 283
Крейсерская скорость , км/ч 242
Практическая дальность, км 860
Практический потолок, м 6710
Экипаж, чел 2
Вооружение: один-два передних 7,7-мм пулемета и один 7.7-мм пулемет Lewis размещенный в задней кабине на турели
легкие бомбы до 227 кг