ZOBOR
Разработчик: Mraz
Страна: Словакия
Первый полет: 1942
Тип: Учебно-тренировочный самолет
Основанная в 1935 году чехословацкая фирма Benes-Mraz специализировалась на изготовлении легких туристических и спортивных самолётов. Её последней разработкой был двухместный моноплан Ве-555 "Super Baby", выпущенный в 1938 году. После оккупации страны главный инженер Павел Бенеш покинул фирму, однако предприятия продолжали функционировать, оставаясь под немецким контролем. На словацких заводах развернули постройку планеров DFS-230 и связных самолётов Fi.156.
К самостоятельной конструкторской деятельности фирма вернулась в 1941 году. Оставшийся напарник Бенеша инженер Ярослав Мраж продолжил линию развития легкого туристического самолёта Ве-555. Главным инженером самолёта, получившего название "Zobor", был Зденек Рублич. Практически не меняя схему довоенной машины в неё были внесены лишь "косметические" изменения. Самолёт имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Кабина пилота и пассажира была полностью закрыта общим фонарем. Шасси - трехстоечное с хвостовым колесом, колеса главных стоек закрывались обтекателями.
Первый полет Mraz "Zobor" I совершил в 1942 году, показав повышение некоторых характеристик по сравнению с Ве-555. Самолёт приняли к серийному производству, изготовив в общей сложности 10 машин (регистрационные коды OK-SOA - OK-SOJ). Все самолёты поступили в распоряжение авиации Министерства Национальной Обороны Словакии, где вместе с Ве-555 использовались в качестве курьерских. Летом 1944 года два "Zobor" (коды OK-SOI и OK-SOJ) были захвачены немцами и дальнейшая их судьба неизвестна.
ЛТХ:
Модификация Zobor
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 7.07
Высота, м
Площадь крыла, м2 12.00
Масса, кг
пустого самолета 410
максимальная взлетная 700
Тип двигателя 1 ПД Walter Minor
Мощность, л.с. 1 х 95
Максимальная скорость , км/ч 215
Крейсерская скорость , км/ч 200
Практическая дальность, км 900
Скороподъемность, м/мин 143
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 1 пассажир