RWD-8
Разработчик: RWD
Страна: Польша
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
Начало 30-х годов застало польскую авиацию в кризисе. Свой путь в небо курсанты начинали на стареньких BM-4 и H-28, которые явно не отвечали современным требованиям. В этой ситуации был организован конкурс, на который был выставлены BM-4h, PZL-5bis и RWD-8. В результате последний на долгие годы стал основным учебным самолетом польских ВВС. Разработали этот самолет инженеры Станислав Рогальски, Станислав Вигура и Йержи Дрзивецки. Первые серийные машины несли разные двигатели : Cirrus Hermes II, DH Gipsy III Walter Junior 4 и Skoda G-594.
Однако самые приемлемые характеристики были получены при установке Walter Junior 4, который по лицензии производился в стране. Именно с эти мотором были произведены и первые серийные самолеты.
Однако разработчик не располагал необходимыми производственными мощностями для развертывания крупносерийного производства и поэтому осенью 1933 года всю необходимую документацию и прототип SP-AKL передают фирме PWS.
Первые серийные самолеты вышли из ворот фирмы уже в 1934 года. В процессе производства на PWS были построены несколько модификаций самолета:
в 1936-37 года по заявке военных были построены 30 самолетов, приспособленных для ночных полетов. Основное отличие - установка дополнительных прожекторов;
в 1937 году несколько серийных машин были переоборудованы для "слепых" полетов под шторкой. Для чего была установлена вторая закрытая кабина;
в 1938 году один самолет был переоборудован для выполнения парашютных прыжков из задней кабины;
Всего на фирме PWS в 1934 - 38 гг было произведено 270 RWD-8.
Самолеты первоначально направлялись в летные школы, однако по мере выпуска они нашли широкое применение в войсках не только как тренировочные машины для поддержания летной готовности, но и как связные. RWD-8 стали последними польскими самолетами, поднявшимися в воздух в ходе сентябрьской кампании.
17 сентября в Румынию было эвакуировано около 60 RWD-8 (по большей части продукции PWS), еще 40 самолетов перелетели в Литву и два - в Венгрию. Немцы захватили несколько машин в нелетном состоянии, из которых смогли собрать две нормальные машины. С июля 1941 года эти самолеты использовались как связные в тылу. Советские войска захватили несколько десятков таких самолетов, которые были отправлены в летные школы в основном на юге. Румыны и венгры широко использовали эти самолеты на фронте.
После начала агрессии против СССР немцы в Литве захватили еще 28 RWD-8, переданные в войска, где использовались дом марта 1943 года. После окончания войны в Румынии еще оставлось несколько летающих машин, которые были возвращены Польше.
ЛТХ:
Модификация RWD-8PWS
Размах крыла, м 11.00
Длина самолета,м 8.00
Высота самолета,м 2.30
Площадь крыла,м2 19.54
Масса, кг
пустого самолета 500
максимальная взлетная 748
Тип двигателя 1 ПД PZInz (Walter) Junior 4I
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 170
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2