Сторожевые корабли проекта 11356 "Talwar" - проектировались в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Санкт-Петербурга (Ленинграда) в 1999 году. Технический проект 11356, сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне, предусматривал дальность плавания 14 узловым ходом до 4500 миль, полную скорость хода до 30 узлов при стандартном водоизмещении в 3620 тонн. Корабль проекта 11356 "Talwar" отличается от кораблей проекта 1135 принципом модульной архитектуры, что позволяет снизить производственные затраты при строительстве новых и модернизации существующих кораблей. Корабли предназначены для ВМС Индии.
Корпус корабля проекта 11356 "Talwar" - цельносварной гладкопалубный, с округлыми обводами и значительной седловатостью в носовой части, с нижней палубой и платформами в носовой и кормовой оконечностях, где полностью отсутствуют иллюминаторы, трюмом, а также двойным дном. Корпус набирался по смешанной системе набора. В нос и корму от машинно-котельных отделений расположена нижняя палуба и платформы. Личный состав способен перемещаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу, что соответствует требованиям противоатомной защиты (ПАЗ). Надстройка стала сплошной, ее форма существенно уменьшает радиолокационную заметность корабля в целом. В надстройке расположили ПУ комплекса "Club-N", отсек РБУ-6000, вентиляторные, агрегатные, кают-компанию офицеров, буфет, каюты командира корабля, заместителя и командира соединения, посты, фальштрубу, ангар для постоянного базирования вертолёта и пост управления вертолётом. Во втором ярусе надстройки расположили главный командный пункт (ГКП), шифропост, ходовую рубку и сигнальный мостик, посты.
В самой кормовой части корабля смонтировали взлётно-посадочную площадку для вертолёта. Двухместные каюты для офицеров и мичманов, камбуз, матросские столовые, расположили на нижней палубе. Обогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления. На корабле установлены активные успокоители качки, которые обеспечивают уменьшение бортовой качки, а также позволяют использовать любое оружие корабля при волнении моря до 5 баллов без ограничений. Рангоут представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещены большинство антенн радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. Венчает фок-мачту антенна РЛС «Фрегат-М2» с двумя рефлекторами. Мореходность корабля заслуживает высокой оценки. СКР хорошо всходит на волну, а заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствуют. Использование всех видов оружия возможно на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки.
Непотопляемость корабля проекта 11356 "Talwar" обеспечивалась делением на 14 водонепроницаемых отсеков:
- Бульб антенны ГАС "Hamsa", цепной ящик, шпилевое отделение, шкиперская кладовая, такелажная кладовая, форпик;
- Бульб антенны ГАС "Hamsa", посты ГАС "Hamsa", отделение вьюшки;
- Цистерна воды, пост ГАС "Hamsa", кладовые, артпогреб, подбашенное помещение АК-190Э;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, текстильная кладовая, помещение и погреб ЗРК "Штиль-М";
- Топливные цистерны, погреб боезапаса и ПУ «Club-N», помещение вентиляторов, посты, тамбур, пост РБУ-6000, секретная канцелярия, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, посты и кладовые, помещение вентиляторов, кубрики команды, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Цистерны, помещения систем и агрегатов, гиропост, тамбур, кладовые, посты, кубрики команды, гальюны офицеров, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещение дизель-генераторов и хладомашин, лазарет и амбулатория, помещения вентиляторов и агрегатов, каюты офицеров, коридор офицеров;
- Цистерны, машинное отделение маршевых турбин и приставки, ПЭЖ, столовые команды, камбуз и посудомойка, кладовая сухой провизии;
- Топливные цистерны, машинное отделение форсажных турбин и муфт соединения, коридоры газохода, штормовой коридор, хлебопекарня, помещения общего пользования команды, электростанция корабля;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, помещения вентиляторов, кубрики команды, места общего пользования команды, каюта мичманов, погреб авиационного боезапаса;
- Топливные цистерны, кладовые, отделение рефрижераторных машин, тамбур, отделение компрессоров, коридор, кубрики команды;
- Топливные цистерны, кубрики команды, химическая кладовая;
- Румпельное отделение, водолазная кладовая, посты.
По расчетам, корабль проекта 11356 "Talwar" должен оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Рулевое устройство включает электрическую рулевую машину, управление рулем - электрическое с ходового мостика и ручное из румпельного отделения. Машина управляет 1 полубалансирным рулём. Средства спасения состоят из 2 моторных катера, 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя газотурбинными агрегатами мощностью по 28 000 л. с. каждый, расположенных попарно в двух смежных машинных отделениях (МО). Газотурбинный агрегат (ГТА) включает одну маршевую газовую турбину UGT-6000 мощностью на 6 000 л.с. смонтированную на подвесной платформе и форсажную турбину UGT-22000 мощностью на 22 000 л.с. Все турбины имеют газовый реверс. Маршевые турбины комплектуются общей маршевой редукторной приставкой, которая обеспечивает подключение и отключение любой маршевой турбины, как на оба вала, так и на каждый вал в отдельности, что улучшает экономичность ГЭУ. Форсажные турбины подключаются к валопроводам через специальные муфты. Время пуска турбин из холодного состаяния до оборотов холостого хода составляет не более трёх минут. Агрегаты передают вращение через бортовые валы на два пятилопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ). Управление ГЭУ осуществляется дистанционно из ПЭЖа автоматической системой управления и контроля "Буря" и системой управления общекорабельных средств "Онега". Полная скорость корабля составляет 30 узлов. СКР при экономическом ходе в 14 узлов имеет дальность плавания 4800 миль. Электроэнергетическая система переменного тока имеет напряжение 380 В и включает 4 дизель-генератора WCM-800 мощностью по 800 кВт каждый с автоматической системой управления "Ангара". В качестве аварийного источника питания использовались аккумуляторы.
Вооружение корабля проекта 11356 "Talwar" состоит из:
- 1 одноствольной 100-мм универсальной башенной артустановки А-190Э с длиной ствола 54 калибра. Артустановка размещается в носовой части, на баке. Башня имеет облегчённый вариант с повышенной защищённостью от средств радиолокационного наблюдения. Темп стрельбы АУ составляет 80 выстрелов/мин., охлаждение непрерывное, полный боезапас включает 500 выстрелов, причём 80 выстрелов находятся в подбашенном пространстве. Заряжание ствола автоматическое, унитарное с непрерывной безобойменной двухсторонней подачей боеприпасов. Расчёт включает 3 человека. АУ при помощи дистанционного привода разворачивается влево или вправо на угол до 170° от походного положения, а вертикальный угол наведения составляет от -15° до +85°. Начальная скорость снаряда доходит до 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 20 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 15 км. АУ имеет массу в 15 тонн. Наводка артустановки осуществляется автоматически при помощи дистанционного управления. Для управления стрельбой 100-мм артиллерии устанавливается СУО совмещённая с РЛС 5П-10Э "Пума-Э".
- 1 ЗРК средней дальности "Штиль-1" (М-22 "Ураган"), размещённого в носовой части корпуса за АУ АК-190Э. Комплекс состоит из наводящейся пусковой установки (ПУ) тумбового типа 3С-90Э с одной балкой и нижней подвеской ракеты 9М-317Э. Боекомплект, включает 24 самонаводящихся ракеты, которые размещались вертикально в револьверном барабане под ПУ и не требовали никаких проверок. Темп схода ракеты с пусковой установки - 12 с. Метод наведения ракет по методу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, имеющей в своем составе бортовой вычислитель. На каждую воздушную и надводную цель может наводиться одновременно до трех ракет. Электрический силовой привод и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Управление установки выполняется с помощью системы управления ЗР-90Э от РЛС общего освещения обстановки "Фрегат-М2". Скорость полёта ракеты 9М-317Э равняется 1100 м/с, дальность стрельбы до 25 км, зона пеленга целей (обстрела) до 360 градусов, потолок до 12 км, зона углов места целей от 0 до 70 градусов. Масса установки без ракеты 30 тонн. Комплекс обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.
- универсального корабельного стрельбового комплекса 3С-14Э-11356 «Club-N», расположенного в носовой части корабля перед носовой надстройкой. Комплекс представляет собой полностью укомплектованную модульную установку с герметичным индивидуальным погребом, с системами пожаротушения, слива воды и вентиляции, вместе с аппаратурой системы управления стрельбой, с подпалубными пусковыми установками вертикального старта на 8 ракет закрытыми индивидуальными бронированными крышками. Боекомплект, включает 8 ПКР 3М-54ТЭ. Стрельба производится двухракетными или одиночными залпами по данным корабельных РЛС или внешних источников целеуказания — кораблей, вертолетов, а так же гидроакустических буев на дальностях от 12,5 км до 220 км. Боевая часть ракеты проникающая фугасная имеет вес в 200 кг. Ракета 3М-54ТЭ состоит из стартовой ступени, дозвуковой маршевой ступени и сверхзвуковой твердотопливной боевой ступени. После запуска ракеты и набора высоты порядка 150 метров происходит отделение стартового ускорителя, открытие воздухозаборника, запуск маршевого турбореактивного двигателя второй ступени и раскрытие крыльев, затем ракета снижается до высоты 15-20 метров над поверхностью моря.
На маршевом участке траектории ракета движется со скоростью 0,8М под управлением инерциальной системы по данным целеуказания, введенным в ее память до пуска. Для снижения вероятности перехвата ракеты бортовая система управления может выводить ракету на цель с заданного направления по оптимальной траектории в обход островов и средств ПВО противника. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений. На дистанции около 30-40 км от цели ракета делает "горку" и происходит включение АРГС-54. После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты 3М-54ТЭ происходит отделение второй ступени и начинает работать третья боевая твердотопливная ступень, развивающая скорость до 2,9М. На конечном участке полета протяженностью около 20 км боевая ступень ракеты снижается на высоту до 10 метров. Количество одновременно обстреливаемых целей - 2, количество ракет в залпе до 8, интервал между пусками составляет 5-10 секунд.
- 2 ЗРАК "Каштан-М"("Кортик-М") компактно размещённых в двух боевых модулях с 2 шестиствольными 30-мм автоматами с длинной ствола 54 калибра и с 2 блоками по 4 транспортно-пусковых контейнера для ЗУР 9М-311Э, а так же системы управления и сопровождения, расположенных на поворотной части каждого боевого модуля. От обычных шестиствольных корабельных установок АК-630М автоматы "Каштана" отличаются специальным кожухом на вращающемся блоке стволов, который служит для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект автоматов находится в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Скорострельность автоматов составляет до 10 000 выстрелов/мин. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов шнековое (беззвеньевое) в барабанах. Ракета 9М-311Э двухступенчатая твердотопливная, выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и предназначена для поражения самолетов и ПКР в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной 350 метров вправо и влево от боевого модуля на дальности до 10 км.
При средней скорости полета до 650 м/с ракета может маневрировать с перегрузками до 18 единиц. Управление ракетой в полете осуществляется автоматической радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При подходе к цели до 1 км взводится неконтактный радиолокационный взрыватель с круговой диаграммой направленности, который обеспечивает надежный подрыв БЧ (9 кг) при пролете ЗУР на удалении до 5 м от нее. Боекомплект одного боевого модуля составляет 8 ракет. Система хранения и перезаряжания обеспечивает хранение 32 ЗУР в погребе, подъем и заряжание ПУ. Масса боевого модуля 9 тонн. Система управления состоит из радиолокационного и телевизионно-оптического канала, которая одновременно отслеживает до 6 целей от 10 км до предельно малых и на дальности от 6 до 3 км (на этом рубеже цели поражаются зенитными ракетами) и ближе, от 3 км до 500 метров с дострелом артиллерией.
- 1 реактивного бомбомёта РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212-мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенного в носовой части корпуса. Стрельба велась как одиночными выстрелами, так и залпами. Запас глубинных бомб РГБ-60 располагался в погребе, а заряжание пакета стволов производилось с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматически переходит в режим наведения, а после израсходования всех бомб - снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного запаса по курсовому углу. РБУ-6000 получает целеуказание от корабельного ГАС "Hamsa" или от системы групповых атак (СГА). Наведение РБУ-6000 производится по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность действия установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляет 3,1 тонны.
- 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356, собранных в пакет для противоторпедной защиты корабля и уничтожения подводных лодок с боезапасом из 4 торпед СЭТ-65Э в ТА. Торпеды управляемые имеют дальность хода до 15 км. Торпедные аппараты располагаются побортно в лацпортах и комплектуются системой управления стрельбой (ПУТС) "Пурга-11356" по данным полученным от ГАC "Hamsa".
- 4 пусковых установок (ПУ) выстреливаемых помех ПК-10 "Смелый" калибра 120-мм с 10 устанавливаемыми снарядами. Предназначены для повышения эффективности ПВО корабля на конечном участке самонаведения средств воздушного нападения путем постановки радиоэлектронных и оптико-электронных уводящих ложных целей. Режим стрельбы автоматический - залпами, ручной - одиночными снарядами. Тип снарядов помех АЗ-СР-50 (радиолокационных), АЗ-СО-50 (оптико-электронных). Масса ПУ составляла 336 кг.
- 1 вертолёта КА-28Э с двумя винтами и соосном вращением лопастей, с двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси, большими размерами фюзеляжа с главной кабиной большой вместительности. Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта обеспечивает достижение повышенной маневренности, повышает безопасность полетов при их выполнении с кораблей и придает вертолету компактность. В передней части фюзеляжа находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного вооружения. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся баллоны, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть. Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8° и 2° соответственно.
В носовом нижнем радиопрозрачном обтекателе фюзеляжа располагается поисково-прицельная система с обзорной радиолокационной станцией, доплеровским измерителем скорости и сноса, а так же имеется опускаемая гидроакустическая станция ВГАС-3 "Рось-В", размещенная в задней части фюзеляжа, радиогидроакустические буи и магнитный обнаружитель. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета имеет высокий уровень автоматизации с использованием вычислительных комплексов, и позволяет решать боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших удалениях от корабля базирования. На вертолете имеются автопилот, радиокомпас и система передачи данных. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время висеть в автоматическом режиме со стабилизацией заданной высоты, что необходимо при работе с опускаемой гидроакустической станцией. Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения вертолета подвешиваются 2 противолодочные торпеды или восемь противолодочных бомб. Вертолёт КА-28Э развивает максимальную скорость до 270 км/ч и крейсерскую скорость до 250 км/ч, дальность полёта достигает 800 км, а динамический потолок 3500 метров.
Система управления огнем и контроля универсальной 100-мм артиллерии "Пума" состоит из:
- прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Пума-11356" в состав которого входят:
центральный автомат стрельбы (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС управления 5П-10Э "Пума" управляет 1 установкой 100-мм калибра одновременно выдавая данные для стрельбы по 2 самым угрожающим целям с учетом маневра и движения своего корабля, а так же осуществляет ввод корректур при промахах во время стрельбы.
- аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты.
- телевизионного визира и лазерного дальномера.
- имитатора-тренажера для контроля функционирования системы в целом без излучения в пространство, проведения регулировочно-настроечных работ, обеспечения стрельб по имитированной цели, проведения тренировок боевого расчета.
Средством обнаружения и целеуказания служит РЛС общего освещения обстановки "Фрегат-М2". После получения целеуказания до 4 целей одновременно автоматически берутся на сопровождение стрельбовой РЛС 5П-10Э "Пума-Э". РЛС общего отображения обстановки "Фрегат-М2ЭМ" трёхкоординатная, двухдиапазонная (1 диапазон 12-см; 2 диапазон 15-см) с потребляемой мощностью 60 кВт, позволяла обнаруживать и сопровождать до 40 целей и определять дальность, скорость и направление (угловые координаты) целей и передавать эти данные в системы приборов управления стрельбой. Для защиты от дипольных и естественных пассивных помех используется адаптивная цифровая схема СДЦ. Станция отличается простотой управления. Предусмотрено автоматическое программное включение, исключающее ошибки обслуживающего персонала. Режимы сканирования лучей при регулярном обзоре включаются оператором с пульта.
Для уменьшения ошибки в измерении курсового угла (азимута) и облегчения условий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была применена стабилизация. РЛС имеет встроенную систему автоматизированного контроля работоспособности и диагностирования, которая позволяет выявлять отказы и неисправности с точностью до сменного элемента. РЛС может сопрягаться с радиотехническими комплексами и средствами корабля, в том числе и с аппаратурой государственного опознавания. Станция обнаруживает ПКР летящую на высоте 5 метров над уровнем моря при волнении моря 5-6 баллов с вероятностью 0,9 на дальности 13,5 км, а при высоте полёта 10 метров при тех же условиях на дальности - 17,5 км. РЛС имеет максимальную дальность кругового обзора 300 км при угле обзора 55° и потолке 30 км, а "мёртвая зона" составляет 2 км. Время приведения станции в боевую готовность не более 5 минут.
РЛС ЦУ ракетному оружию 3Ц-25Э "Гарпун-Б", предназначена для обнаружения надводных и низколетящих целей, раннего предупреждения о радиолокационном обнаружении своего корабля, выдачи ЦУ ракетному оружию, а также приема и обработки информации от внешних источников по линии радиосвязи в интересах ЦУ. Станция имеет энергетическую мощность 30 кВт и обеспечивает активный (А) и высокоточный пассивный (П) режимы отображения надводной обстановки. Антенный пост размещён на крыше рубки. Активный режим используется для помехозащищённого с высокой степенью скрытности освещения дальней надводной обстановки и для управления ракетным оружием (УРО), может обрабатывать и сопровождать несколько целей одновременно. Пассивный режим позволяет обнаруживать излучение РЛС противника, распознавать и определять координаты надводных и воздушных целей по излучениям их радиоэлектронных средств и имеет дальность обнаружения целей при повышенной рефракции до 500 км в зависимости от диапазона частот. Станция обеспечивает автономную тренировку оператора РЛС ЦУ, так же сюда заложены возможности по дополнению и изменениям состава сопрягаемой аппаратуры и систем за счет наличия набора стандартных интерфейсов, а также интерфейса для стыковки с радиолокационными индикаторами и тактическими дисплеями. Время готовности станции к работе составляет не более 5 мин.
РЛС управления стрельбой 5П-10Э "Пума-Э", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 76-мм, 100-мм и 130-мм. Станция трёхкоординатная, позволяет сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управляет стрельбой одного орудия универсального 100-мм калибра. РЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР), с телевизионным визиром и оптико-электронным (лазерным) визиром, автоматически сопровождает до 4 целей на дальности до 60 км без помех и 50 км при их наличии, позволяя проводить селекцию подвижных целей по степени их угрозы. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а по углу места - 40° и время реакции на воздушные цели до 5 сек., надводные - 10 сек. и береговые - 15 сек. с временем переноса огня на очередную цель в потоке - до 1 сек. Освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на многофункциональных дисплеях с применением жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ) с активной матрицей.
Система управления ЗР-90Э ЗРК средней дальности "Штиль-1" состояла:
Из приводов наведения и заряжания комплекса.
Из прибора управления ракетной стрельбой (ПУРС) ОК-10 состоящего:
Из ракетного автомата стрельбы РАС (счетно-решающий прибор), который обеспечивал предстартовую подготовку ракет и на основе поступавших данных вырабатывал дальность, скорость, курсовой угол целей, команд управления для наведения ракет и автоматически вводил эти данные в головки самонаведения ракет.
Из прибора ОИ-5Ц размножителя воздушной информации, расположенного в центральном посту. На него поступали координаты всех обнаруженных целей.
Из 4 прожекторов радиолокационного подсвечивания цели ОП-3, которые располагались побортно, 2 на крыше рубки перед фок-мачтой и 2 на банкете в средней части корабля. Прожекторы обеспечивали сопровождение 4 целей.
Из 2 экстраполяторов целей ОИ-14, которые обеспечивали фиксацию параметров целей от возникающих помех.
Из прибора распределения целей ОК-10ВП, который решал задачу какую цель из 4 сопровождающихся уничтожать 1, 2, 3 и т.д.
Главным средством целеуказания служила РЛС общего отображения обстановки "Фрегат-М2".
Теоретически система управления способна обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляют 12 и 6 целей соответственно.
Система управления 3Р-14Н-11356 для «Club-N», состоит:
Из приводов предстартовой подготовки и автоматики.
Из приборов проверки общей работоспособности системы и аварийного выбрасывания боекомплекта.
Из режимов управления стрельбой по надводным, подводным и береговым целям как одиночной ракетой, так и залпом до 8 ракет и автоматической выдачи параметров ЦУ в головки самонаведения ракет.
Главным средством целеуказания служила РЛС общего отображения обстановки "Фрегат-М2".
Информация о целях поступает от БИУС "Требование-М".
После получения целеуказания цели берутся на сопровождение активным (А) каналом РЛС сопровождения целей 3Ц-25Э "Гарпун-Б".
Система управления 3Р-14Н-11356 позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель до 180°. Обеспечивает регистрацию данных об отказах и сбоях и работает в режимах тренировки личного состава. Предстартовая подготовка занимает от 9 до 12 минут в зависимости от дальности стрельбы, а в зависимости от качки интервал последовательности между залпами занимает от 5 до 12 секунд.
Система управления огнем 3Р-86Э ЗРАК "Каштан-М", высокоточная интегрированная радиолокационно-оптического типа состоит:
Из приводов наведения и заряжания комплекса.
Из радиолокационного канала работающего в миллиметровом диапазоне волн и имеющего узкую диаграмму направленности, что обеспечивает высокую точность (до 2-3 метров) наведения ракет и автоматов на низколетящие ПКР без ограничения высоты их полета.
Из телевизионно-оптического канала с устройством автоматического сопровождения цели и корреляционно-контрастного метода обработки сигналов наводит ракету на цель с точностью до одного метра на любой высоте полета.
Информация о цели поступает и от РЛС общего освещения обстановки "Фрегат-М2".
Система управления торпедной стрельбой "Пурга-11356" включала:
Прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Пурга" состоящего:
Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих, от РЛС "Фрегат-М2" или ГАС "Hamsa", данных решал торпедный треугольник и автоматически вводил в ГСН торпед направление и дальность цели.
Главным средством целеуказания служила РЛС общего отображения обстановки "Фрегат-М2" или ГАС "Hamsa".
Система управления торпедной стрельбой "Пурга-1135" позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной и надводной цели одиночно и залпом, как дистанционно с помощью СЭССП, так и в ручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Кроме этого она была связана с системой ПУСБ "Буря" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачи противолодочного оружия корабля в целом.
ГАС освещения подводной обстановки "Hamsa", предназначена для обнаружение подводных лодок (ПЛ), атакующих торпед и надводных кораблей (НК) в режимах гидролокации и шумопеленгования с применением подкильной антенны. Антенна станции располагалась в носовом подводном обтекателе (бульбе). Станция обеспечивает автоматическое сопровождение целей, определение координат и параметров движения целей, гидроакустическую связь с ПЛ и НК и их опознавание, контроль помех при работе, а так же автоматизированную классификацию целей с разделением на классы: ПЛ, НК, торпеда, ложная цель и автоматический непрерывный контроль функционирования, диагностики с отысканием неисправностей. ГАС обеспечивает автоматическую выдачу ЦУ в БИУС "Требование-М" с последующим управлением противолодочным оружием.
На кораблях проекта 11356 "Talwar" устанавливались РЛС навигации МР-212 "Вайгач", комплекс РЭП АСОР-11356, БИУС "Требование-М", система навигации и прокладки "Топаз", картографическая система "ASD-S", гирокомпас "Стандарт-20".
РЛС навигации МР-212 "Вайгач" 3 - сантиметрового диапазона волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и обеспечивала круговой обзор. Антенна одной станции щелевая со скоростью вращения 24 об/мин., а второй параболическая совмещенная с антеннами государственного опознавания размещены на мачте. Индикатор имеет диаметр экрана 270 мм, шкалы дальности в диапазоне 0,125; 0,25; 0,5; 0,75; 1,5; 3; 6; 12; 24; 48; 96 миль, разрешающую способность по направлению 1,4, а по дальности - 25 метров. Максимальная погрешность при измерении направления 0,5, а при измерении дальности 25 метров или 0,8% от значения установленной шкалы дальности. Станция производит автоматическое сопровождение до 50 целей с индикацией параметров движения и параметров сближения с предупреждением об опасности столкновения и имитацией маневров на расхождение, вывод данных в систему отображения морских электронных карт.
РЛК радиоэлектронного противодействия (РЭП) АСОР-11356, предназначен для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. Комплекс имеет антенные посты обнаружения излучения и антенные посты активного противодействия, расположенные побортно на фок-мачте.
Комплекс РЭБ обеспечивает:
- автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки;
- автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
- автоматизированное решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля;
- синхронизацию работы радиоэлектронных средств корабля с целью обеспечения электромагнитной совместимости.
Комплекс имеет открытую структуру, что позволяет обеспечить дальнейшую модификацию применительно к составу радиоэлектронного вооружения и размещения на надводном корабле. С целью повышения эффективности защиты корабля от противокорабельных ракет (ПКР) совместно с комплексом РЭП на корабле установлены 4 комплекса постановки пассивных помех ПК-10 "Смелый".
БИУС "Требование-М" - боевая информационно-управляющая система, предназначена для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением корабля при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Система состоит из:
- автоматизированного рабочего места (АРМ) командира корабля, для сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке от различных источников информации, в том числе вертолетов и кораблей соединения, а также информации о состоянии боевых средств корабля;
- автоматизированного рабочего места (АРМ) командира БЧ-1, для навигации, кораблевождения, тактического маневрирования и безопасности плавания корабля;
- автоматизированного рабочего места (АРМ) командира БЧ-2, для обеспечения ПВО корабля и кораблей соединения с учетом степени опасности (угрозы) атакующих целей;
- автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора БЧ-2, для управления режимами использования комплексов ракетного (УРО), артиллерийского и торпедного оружия корабля по надводным целям;
- автоматизированного рабочего места (АРМ) радиометриста БЧ-2, для сопровождения надводных целей по данным корабельных РЛС;
- автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора БЧ-3, для управления использованием противолодочного оружия (ПЛО);
- автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора БЧ-6, для управления корабельным вертолетом;
- прибора обмена данными;
- прибора сопряжения с РЛС;
- приборов системы электропитания.
Система "Требование-М" обеспечивала тренировки личного состава на фоне имитированной тактической обстановки, документирование информации и её отображение на плоскопанельных жидкокристаллических индикаторах с диагональю 18" и разрешающей способностью 1280х1024, а так же на цветных электролюминесцентных индикаторах с диагональю 10,4" и разрешающей способностью 640х480. Потребляемая мощность системы составляет не более 3,5 кВт. Система имеет массу не более 1600 кг.
Система навигации и прокладки курса "Топаз" обеспечивает:
- Непрерывное вычисление и отображение местоположения корабля и параметров движения с привязкой к морской карте и радиолокационному изображению;
- Возможность предварительной и исполнительной прокладки маршрута;
- Интегрированное решение задач навигации и предупреждение столкновения судов;
- Ведение электронного судового журнала и воспроизведение зарегистрированной навигационной информации;
- Широкий спектр сопрягаемой навигационной аппаратуры (лагов, гирокомпасов, приемоиндикаторных спутниковых систем, эхолотов);
- Резервные прокладки на бумажной карте с помощью дигитайзера (опция).
Гирокомпас "Стандарт-20" системы Аншютц может работать при температуре окружающего воздуха от -10° до +55°, максимальном угле крена и дифферента ± 45°. К компасу можно подключить до 8 репитеров, расположенных в любом месте корабля. Вес гирокомпаса составляет 16 кг.
Строительство кораблей проекта 11356 "Talwar" проводилось на Балтийском заводе №189 (3 корабля с 2003 до 2004 г.) в г. Санкт-Петербурге (Ленинграде) и на заводе №820 "Янтарь"(3 корабля с 2011 до 2012 г.) в г. Калининграде (Кёнигсберг). Головной "Talwar" вступил в строй в июне 2003 года. Всего построено кораблей с 2003 г. по 2004 г. - 3 единицы и 3 единицы в постройке до 2012 г.
Тактико-технические характеристики проекта 11356 "Talwar"
Экипаж: 182 человека (18 офицеров)
Водоизмещение: стандартное 3620 тонн, полное 4035 тонн
Длина наибольшая: 124,8 метра
Длина по КВЛ: 114,8 метра
Ширина наибольшая: 15,2 метра
Высота борта в носу с бульбом: 13,5 метра
Высота борта на миделе: 7,06 метра
Осадка по корпусу: 4,5 метра
Силовая установка: 2 газотурбинных агрегата по 22 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 4 дизель-генератора WCM-800 по 800 кВт, переменный ток 380 В
Скорость хода: полная 30 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 4800 миль при 14 узлах
Автономность: 15 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 100-мм башня АК-190Э от 1 РЛС 5П-10Э "Пума-Э".
ракетно-артиллерийское: 2 модуля ЗРАК "Каштан-М" от 2 РЛС УАРО 3Р-86Э.
зенитно-ракетное: 1х1 ПУ 3С-90Э ЗРК "Штиль-1" от 1 РЛС УРЗО ЗР-90Э.
ракетное: 1х8 3Р-14Н-11356 «Club-N» от 1 РЛС ЦУ 3Ц-25Э.
противолодочное: 1х12 РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-11356".
торпедное: 2х2 533-мм ДТА-53-11356 с ПУТС "Пурга-11356"
радиоэлектронного противодействия: РЛС РЭП АСОР-11356, 4х10 ПУ ПК-10 "Смелый".
радиотехническое: РЛС "Фрегат-М2Э", БИУС "Требование-М".
гидроакустическое: ГАС поиска "Hamsa".
навигационное: НРЛС МР-212 "Вайгач", 1 гирокомпас "Стандарт-20", навигационная система "Топаз".