Главной проблемой минометов на всех этапах их существования была мобильность. Расчет мог не успеть свернуться и уйти с позиции и из-за этого попасть под вражеский огонь. С развитием техники появилась возможность установки минометов на самоходные шасси, но и от этого было меньше толку, чем хотелось бы. На этот раз «напакостили» средства обнаружения – минометная мина имеет сравнительно небольшую скорость и специфическую траекторию полета, из-за чего противнику становится легче обнаружить позицию минометчиков при помощи радиолокационных станций. Соответственно, после обнаружения вскоре последует и удар. Выходы были очевидны: уменьшение времени на подготовку к стрельбе, а главное, на уход с позиции; улучшение скорострельности миномета и увеличение скорости боеприпаса.
Швеция и Финляндия в лице компаний BAE Systems Hagglunds и Patria Weapon Systems соответственно в конце 90-х годов решили совместными усилиями решить все проблемы самоходных минометов одновременно. Задача была, мягко говоря, непростая, но обе фирмы с ней справились. Обязанности распределили следующим образом: финны делают сами минометы, а шведы – орудийную башню и сопутствующие системы. Проект назвали AMOS (Advanced MOrtar System – Минометная система будущего). В качестве шасси для самоходного миномета первоначально выбрали восьмиколесный бронетранспортер производства Patria, а позже башню AMOS установили на шасси бронеплатформы CV90.
Изначально создавалось два прототипа орудийной башни. Оба они имели по два миномета калибра 120 миллиметров. Все их различия основывались на том факте, что экземпляр «A» имел минометы с дульным заряжанием, а миномет прототипа «B» заряжался с казенной части. Кроме особенностей системы заряжания, были значительные различия в дальности стрельбы: казнозарядный миномет бил на три километра дальше, чем дульнозарядный. Таким образом, максимальная дальность боя AMOS на этом этапе достигла 13 километров. Полигонные сравнительные испытания двух башен-прототипов проводились на боевых машинах с колесным шасси. Дальность, удобство заряжания и некоторые другие преимущества прототипа «B» довольно быстро не оставили сомнений, какая из версий AMOS станет основой для серийной боевой машины. Башню с казнозарядными минометами установили на шасси CV90 – шведской перспективной единой платформы для целого семейства бронетехники. В очередной раз башня «B» подтвердила свою состоятельность. Одновременно с этим удалось выяснить и поведение гусеничной платформы при установленной на ней орудийной башне.
Система AMOS, равно как и прочие минометы, в первую очередь предназначена для ведения огня с закрытых позиций. По этой причине башня имеет только противопульное бронирование. Тем не менее, конструкторы предусмотрели и возможность стрельбы прямой наводкой: вертикальная наводка обоих минометов возможна в пределах от -5 до +85 градусов. Наведение по горизонтали обеспечивается вращением башни; мертвых зон при этом нет. Минометы оснащены полуавтоматической системой заряжания, благодаря которой можно произвести очередь из десяти выстрелов в течение четырех секунд. Для самообороны на башне устанавливается 7,62-мм пулемет. Минометы могут использовать все типы 120-миллиметровых минометных мин, предусматривающихся стандартами НАТО, в том числе и управляемых. Надо сказать, из-за особенностей баллистики существующих мин и некоторых моментов «анатомии» миномета на связке AMOS + CV90 максимальную дальность стрельбы пришлось уменьшить с тринадцати до десяти километров. В начале испытаний новые спаренные минометы могли производить суммарно только 10-12 выстрелов в минуту. Доработка автомата заряжания со временем позволила довести этот показатель до 26 выстрелов в минуту.
Пожалуй, самая сложная часть боевой работы минометчика – расчет параметров выстрела, таких как угол возвышения. В состав боевого модуля AMOS входит вычислительная аппаратура, позволяющая сравнительно быстро производить наводку минометов. Также вычислитель может производить наводку при стрельбе в движении на скорости до 25-30 км/ч. В таком случае эффективная дальность стрельбы сокращается до пяти километров. Но главной новой возможностью самоходного миномета, которой «хвастаются» разработчики, является подготовка к стрельбе на ходу. Иными словами, все необходимые расчеты и наведение орудия можно производить в движении. Затем следует короткая остановка, серия выстрелов и машина продолжает движение. Утверждается, что точность при таком способе ведения огня не хуже, чем при стрельбе из полностью неподвижного положения. Очевидно, для подобного ведения огня вычислитель должен «знать» координаты цели и координаты места, откуда самоходка будет стрелять. При нынешнем широчайшем распространении систем спутниковой навигации это выглядит реальным.
В качестве боеприпаса к системе AMOS, как уже говорилось, может использоваться любая мина калибра 120 мм натовского стандарта. Осколочно-фугасный боеприпас обеспечивает надежное поражение живой силы противника, незащищенной и легкобронированной техники. При прямом попадании в более тяжелую технику возможно нанесение серьезных повреждений, однако это скорее исключение, чем правило. В перспективе возможно создание других типов минометных мин, например, термобарических. Однако пока используются только осколочно-фугасные боеприпасы.
Финско-шведское сотрудничество в создании минометной системы AMOS закончилось тем, что во второй половине двухтысячных годов в состав вооруженных сил обеих стран вошло некоторое количество самоходных минометов. Финляндия в 2006-м заказала 24 самоходки AMOS, общая стоимость которых превысила цифру в сто миллионов американских долларов. Швеция оказалась «экономнее» и немного позже заказала только два десятка минометов. Шведский заказ интересен не только количеством: первые два десятка AMOS устанавливаются на шасси CV90, но в перспективе «носителем» минометной башни может стать платформа SEP, разрабатываемая в настоящее время.
Для тех заказчиков, которые считают два миномета излишеством, была создана модификация боевого модуля под названием NEMO (NEw MOrtar – Новый миномет). NEMO, в отличие от AMOS, имеет только один ствол. Остальные отличия боевой машины так или иначе связаны с этим фактом. Что интересно, самоходный миномет NEMO оказался более популярным и успешным, нежели исходный AMOS. Свой интерес к двуствольному миномету, кроме Финляндии и Швеции проявила только Польша, да и то, она уже не первый год не может определиться со своими намерениями относительно закупки оного. На поставку NEMO, в свою очередь, уже заключено несколько контрактов. Саудовская Аравия заказала 36 модулей NEMO, Словения желает получить две дюжины самоходных минометов, а Объединенные Арабские Эмираты – 12 башен. Причем Аравия будет самостоятельно устанавливать башни NEMO на шасси плавающих БТР, а ОАЭ – на патрульные катера. Любопытный способ применения для миномета.
Как видим, модули AMOS и NEMO могут устанавливаться на разные шасси. В частности, Польша собирается ставить их на бронетранспортеры KTO Rosomak. Сами разработчики минометов утверждают, что их башни можно также устанавливать на шасси английской боевой машины пехоты FV510 Warrior и даже на российскую БМП-3. Для монтажа башни с минометами особых изменений конструкции не требуется. С такими непритязательными требованиями к «носителю» у систем AMOS и NEMO могут быть хорошие перспективы. Их будущее зависит только от желания потенциальных заказчиков.
Автор Рябов Кирилл