152-мм буксируемая гаубица Мста-Б (2А65)

152-мм гаубицу «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65) можно считать последней  в длинном ряду послевоенных полевых гаубиц советской разработки. В то  же время известно о ней гораздо меньше, чем о 152-мм самоходной гаубице  2С19 «Мста-С», можно сказать, что буксируемый вариант находится в тени  самоходной установки. При этом и 2С19 «Мста-С» (принята на вооружение в  1989 году), и буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» (принята на вооружение в  1986 году) являлись наиболее современными орудиями полевой артиллерии  Советской Армии, а теперь и российской.

Обе артсистемы  по-прежнему находятся на вооружении и активно эксплуатируются.  Артиллерийские части обеих систем (2А64 и 2А65 соответственно) обладают  одинаковой конструкцией, отличие лишь в наличии у 2А64 эжектора для  удаления пороховых газов из канала ствола после совершения выстрела.  Серийное производство буксируемого варианта началось в 1987 году. В  настоящее время 152-мм гаубица Мста-Б находится на вооружении российской  армии, а также ряда стран постсоветского пространства — Белоруссии,  Казахстана, Грузии и Украины. Гаубицы успели повоевать во время второй  чеченской войны, а также вооруженного конфликта на востоке Украины на  территории Донбасса. Также артиллерийские системы используются в Ираке,  были закуплены у России правительством страны для борьбы с ИГИЛ и в  Сирии.

Буксируемая гаубица Мста-Б

В  середине 1970-х годов в Советском Союзе почти одновременно с НАТО  осознали необходимость коренной модернизации артиллерийских систем и  перехода к единому калибру в армейском и дивизионном звене сухопутных  войск. В перспективе место орудий калибра 120, 130, 152, 180 и 203 мм  должна была занять единая артиллерийская система калибра 152 мм  раздельно-гильзового заряжания, разрабатываемая в буксируемом и  самоходном вариантах, с унифицированным набором используемых  боеприпасов. Такой артиллерийской системой и должна была стать новая  гаубица «Мста», которая разрабатывалась с 1976 года под руководством  главного конструктора Г. И. Сергеева. Работы по созданию новой  артиллерийской системы велись в ОКБ ПО «Баррикады» (сегодня ЦКБ «Титан»)  в городе Волгоград.

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-09/thumbs/1474583547_mstab.jpg

Согласно  техническому заданию, полученному от военных, гаубица «Мста» должна  была предназначаться для уничтожения средств доставки тактических  ядерных зарядов, минометных, артиллерийских и ракетных батарей,  разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений,  командных пунктов и пунктов управления, средств противовоздушной и  противоракетной обороны, танков и других бронированных целей, живой силы  и огневых средств противника. Дальность ведения огня должна была  препятствовать маневрам резервов противника, расположенным в глубине его  обороны. Гаубица должна была вести огонь как по наблюдаемым, так и  ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая  эксплуатацию в горных условиях. Несмотря на то, что основной целью  создания новой артиллерийской системы являлось превосходство над  иностранными конкурентами, как существующими, так и только  разрабатываемыми, снова обязательным требованием была оставлена  возможность использования с артсистемой старых штатных выстрелов  буксируемых гаубиц Д-20, МЛ-20, самоходных орудий 2С3 и 2С5, с  переменными зарядами как в стальных, так и в латунных гильзах.

Комплекс  НИОКР по созданию новой буксируемой гаубицы Мста-Б начался в 1976 году.  Основной целью разработки новой артиллерийской системы было: повышение  дальности ведения огня, увеличение угла вертикального наведения,  повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и  остальных характеристик в сравнении с гаубицами Д-1, МЛ-20 и Д-20,  находившимися на вооружении Советской Армии.

Основное внимание  при разработке новой гаубицы уделялось вопросу обеспечения высоких  показателей кучности стрельбы за счет конструктивных мероприятий.  Компоновка основных узлов 152-мм гаубицы Мста-Б была реализована с  учетом обеспечения стабильности возмущающих моментов, возникающих при  стрельбе. Еще на этапе проектирования и отработки орудия конструкторами  было осуществлено исследование по выбору оптимального сочетания  конструктивных и геометрических параметров снаряда, что в итоге  позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового  осколочно-фугасного снаряда, а также его устойчивость на траектории,  несмотря на существенную длину и дальнобойную форму снаряда.

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-09/thumbs/1474583597_mstab3.jpg

Гаубица  «Мста-Б» была оснащена полуавтоматическим затвором, а также  досылателями пружинного типа, предназначенными для досылания снаряда и  гильзы, гидродомкратом с поддоном для стрельбы при вывешенных колесах,  гидравлическими противооткатными устройствами с жидкостным охлаждением  тормоза отката, двухскоростным винтовым механизмом горизонтального  наведения и двухскоростным механизмом вертикального наведения секторного  типа, прицельным устройством, предназначенным для стрельбы с закрытых  позиций и прямой наводкой, пневматической системой торможения колес,  станинами с откидными сошками и подхоботовыми катками.

Работы по  созданию гаубицы завершились успешно, в 1986 году новая артиллерийская  система была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР, серийное  производство буксируемых гаубиц началось в 1987 году. Производством  гаубиц занимался Пермский машиностроительный завод (сегодня  «Мотовилихинские заводы»). Всего в Перми было собрано порядка 1200 таких  гаубиц. За разработку 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б большая группа  инженеров-конструкторов ОКБ ПО «Баррикады» была награждена различными  правительственными наградами, а сама работа по проектированию  артиллерийской системы и выстрелов к ней была удостоена Государственной  премии СССР.

В 152-мм гаубице Мста-Б были успешно реализованы следующие конструктивные решения:
— трехкамерный дульный тормоз, обладавший эффективностью до 63%;
—  механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов,  взводящимся от откатных частей, и направляющим лотком с приводом от  затвора;
— двухскоростные механизмы наведения ствола орудия, которые  обеспечивали углы вертикального наведения до 70 градусов и наведение по  горизонтали при уклонах до 5 градусов;
— автоматическое отключение подрессоривания колес при разведении станин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-09/thumbs/1474583546_mstab1.jpg

Буксируемая  152-мм гаубица Мста-Б (2А65) была построена по классической для  артиллерийских орудий схеме. Гаубица получила оснащенный трехкамерным  литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым  затвором ствол-моноблок, длина ствола — 53 калибра. Над стволом были  расположены гидропневматические противооткатные устройства (накатник и  тормоз отката с жидкостным охлаждением). Для защиты расчета (состоял из 8  человек) и механизмов гаубицы от мелких осколков и пуль гаубица имела  верхний станок со щитовым прикрытием. Также имелись поворотный  (двухскоростной, винтовой), подъемный (двухскоростной, секторного типа) и  уравновешивающий механизмы.

Нижний станок гаубицы получил две  станины коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем  станке лафета гаубицы был установлен специальный поддон, на который с  помощью гидравлического домкрата опускалось орудие при переводе  артсистемы из походного в боевое положение. На концах коробчатых станин  были размещены вспомогательные металлические катки, при помощи которых  гаубицу можно было повернуть для ведения огня в любом необходимом  положении (без изменения положения станин гаубицы угол составлял 55  градусов). В вертикальной плоскости имеющийся подъемный механизм  верхнего станка обеспечивает наведение 152-мм гаубицы Мста-Б на цель в  диапазоне углов от −3,5 до +70 градусов. Для уменьшения утомляемости  номеров расчета гаубицы и повышения скорострельности она была оснащена  двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки зарядов и  снарядов.

При переводе гаубицы в походное положение поддон  поднимается и крепится к стволу и люльке, а станины сдвигаются и  соединяются затем с прицепным устройством тягача. В качестве штатного  средства транспортировки артиллерийской системы выступает армейский  грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320, обладающий  колесной формулой 6х6. Имеющийся у гаубицы подрессоренный колесный ход  обеспечивает ее буксировку по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а при  движении по пересеченной местности — до 20 км/ч.

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-09/thumbs/1474583625_mstab2.jpg

В  боекомплект 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б входили несколько типов  осколочно-фугасных снарядов (включая 3ОФ61 увеличенной дальности,  обладающий донным газогенератором), снаряды-постановщики радиопомех,  кассетные снаряды с осколочно-фугасными и кумулятивно-осколочными  поражающими элементами, дымовые снаряды-целеуказатели. Также с гаубицей  может использоваться корректируемый артиллерийский боеприпас 3ОФ39  комплекса управляемого вооружения «Краснополь» с лазерной подсветкой  цели. Расчет из трех человек может подсвечивать цель с помощью лазерного  целеуказателя-дальномера, который входит в состав переносного комплекса  автоматизированного управления огнем «Малахит». Малоразмерные цели типа  танк могут подсвечиваться с расстояния до 4-х километров ночью и 5-7  километров днем, более крупные цели — до 15 километров.

Максимальная  дальность стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами составляет  24,7 километра, снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и  дальнобойным зарядом — до 30 километров. С гаубицей могут использоваться  все типы выстрелов раздельного заряжения, созданных как для буксируемой  Мста-Б, так и для САУ 2С19 Мста-С, а также для более ранних  артиллерийских систем того же калибра — гаубиц Д-20 и МЛ-20, САУ 2С3  «Акация».

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б:

Калибр — 152 мм.
Масса — 7000 кг.
Максимальная дальность стрельбы — 24,7/30 км.
Скорострельность — 7-8 выстр./мин.
Боекомплект — 60 выстрелов.
Масса снаряда — 43,56 кг.
Угол возвышения — от -3 до +70 градусов.
Угол горизонтального наведения — 55 градусов.
Штатный тягач — Урал-4320 или МТ-ЛБ.
Скорость транспортировки — до 80 км/ч (по шоссе).
Расчет — 8 человек.

Источники информации:
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/msta-po-uralski
http://army-news.ru/2015/12/152-mm-buksiruemaya-gaubica-msta-b-2a65
http://mz.perm.ru/products/21/479
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3528.0
Материалы из открытых источников

   
Автор: Юферев Сергей