152-мм буксируемая гаубица Мста-Б (2А65)
152-мм гаубицу «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65) можно считать последней в длинном ряду послевоенных полевых гаубиц советской разработки. В то же время известно о ней гораздо меньше, чем о 152-мм самоходной гаубице 2С19 «Мста-С», можно сказать, что буксируемый вариант находится в тени самоходной установки. При этом и 2С19 «Мста-С» (принята на вооружение в 1989 году), и буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» (принята на вооружение в 1986 году) являлись наиболее современными орудиями полевой артиллерии Советской Армии, а теперь и российской.
Обе артсистемы по-прежнему находятся на вооружении и активно эксплуатируются. Артиллерийские части обеих систем (2А64 и 2А65 соответственно) обладают одинаковой конструкцией, отличие лишь в наличии у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после совершения выстрела. Серийное производство буксируемого варианта началось в 1987 году. В настоящее время 152-мм гаубица Мста-Б находится на вооружении российской армии, а также ряда стран постсоветского пространства — Белоруссии, Казахстана, Грузии и Украины. Гаубицы успели повоевать во время второй чеченской войны, а также вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Донбасса. Также артиллерийские системы используются в Ираке, были закуплены у России правительством страны для борьбы с ИГИЛ и в Сирии.
Буксируемая гаубица Мста-Б
В середине 1970-х годов в Советском Союзе почти одновременно с НАТО осознали необходимость коренной модернизации артиллерийских систем и перехода к единому калибру в армейском и дивизионном звене сухопутных войск. В перспективе место орудий калибра 120, 130, 152, 180 и 203 мм должна была занять единая артиллерийская система калибра 152 мм раздельно-гильзового заряжания, разрабатываемая в буксируемом и самоходном вариантах, с унифицированным набором используемых боеприпасов. Такой артиллерийской системой и должна была стать новая гаубица «Мста», которая разрабатывалась с 1976 года под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева. Работы по созданию новой артиллерийской системы велись в ОКБ ПО «Баррикады» (сегодня ЦКБ «Титан») в городе Волгоград.
Согласно техническому заданию, полученному от военных, гаубица «Мста» должна была предназначаться для уничтожения средств доставки тактических ядерных зарядов, минометных, артиллерийских и ракетных батарей, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, командных пунктов и пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны, танков и других бронированных целей, живой силы и огневых средств противника. Дальность ведения огня должна была препятствовать маневрам резервов противника, расположенным в глубине его обороны. Гаубица должна была вести огонь как по наблюдаемым, так и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая эксплуатацию в горных условиях. Несмотря на то, что основной целью создания новой артиллерийской системы являлось превосходство над иностранными конкурентами, как существующими, так и только разрабатываемыми, снова обязательным требованием была оставлена возможность использования с артсистемой старых штатных выстрелов буксируемых гаубиц Д-20, МЛ-20, самоходных орудий 2С3 и 2С5, с переменными зарядами как в стальных, так и в латунных гильзах.
Комплекс НИОКР по созданию новой буксируемой гаубицы Мста-Б начался в 1976 году. Основной целью разработки новой артиллерийской системы было: повышение дальности ведения огня, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и остальных характеристик в сравнении с гаубицами Д-1, МЛ-20 и Д-20, находившимися на вооружении Советской Армии.
Основное внимание при разработке новой гаубицы уделялось вопросу обеспечения высоких показателей кучности стрельбы за счет конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов 152-мм гаубицы Мста-Б была реализована с учетом обеспечения стабильности возмущающих моментов, возникающих при стрельбе. Еще на этапе проектирования и отработки орудия конструкторами было осуществлено исследование по выбору оптимального сочетания конструктивных и геометрических параметров снаряда, что в итоге позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда, а также его устойчивость на траектории, несмотря на существенную длину и дальнобойную форму снаряда.
Гаубица «Мста-Б» была оснащена полуавтоматическим затвором, а также досылателями пружинного типа, предназначенными для досылания снаряда и гильзы, гидродомкратом с поддоном для стрельбы при вывешенных колесах, гидравлическими противооткатными устройствами с жидкостным охлаждением тормоза отката, двухскоростным винтовым механизмом горизонтального наведения и двухскоростным механизмом вертикального наведения секторного типа, прицельным устройством, предназначенным для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой, пневматической системой торможения колес, станинами с откидными сошками и подхоботовыми катками.
Работы по созданию гаубицы завершились успешно, в 1986 году новая артиллерийская система была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР, серийное производство буксируемых гаубиц началось в 1987 году. Производством гаубиц занимался Пермский машиностроительный завод (сегодня «Мотовилихинские заводы»). Всего в Перми было собрано порядка 1200 таких гаубиц. За разработку 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б большая группа инженеров-конструкторов ОКБ ПО «Баррикады» была награждена различными правительственными наградами, а сама работа по проектированию артиллерийской системы и выстрелов к ней была удостоена Государственной премии СССР.
В 152-мм гаубице Мста-Б были успешно реализованы следующие конструктивные решения:
— трехкамерный дульный тормоз, обладавший эффективностью до 63%;
— механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящимся от откатных частей, и направляющим лотком с приводом от затвора;
— двухскоростные механизмы наведения ствола орудия, которые обеспечивали углы вертикального наведения до 70 градусов и наведение по горизонтали при уклонах до 5 градусов;
— автоматическое отключение подрессоривания колес при разведении станин.
Буксируемая 152-мм гаубица Мста-Б (2А65) была построена по классической для артиллерийских орудий схеме. Гаубица получила оснащенный трехкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок, длина ствола — 53 калибра. Над стволом были расположены гидропневматические противооткатные устройства (накатник и тормоз отката с жидкостным охлаждением). Для защиты расчета (состоял из 8 человек) и механизмов гаубицы от мелких осколков и пуль гаубица имела верхний станок со щитовым прикрытием. Также имелись поворотный (двухскоростной, винтовой), подъемный (двухскоростной, секторного типа) и уравновешивающий механизмы.
Нижний станок гаубицы получил две станины коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета гаубицы был установлен специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускалось орудие при переводе артсистемы из походного в боевое положение. На концах коробчатых станин были размещены вспомогательные металлические катки, при помощи которых гаубицу можно было повернуть для ведения огня в любом необходимом положении (без изменения положения станин гаубицы угол составлял 55 градусов). В вертикальной плоскости имеющийся подъемный механизм верхнего станка обеспечивает наведение 152-мм гаубицы Мста-Б на цель в диапазоне углов от −3,5 до +70 градусов. Для уменьшения утомляемости номеров расчета гаубицы и повышения скорострельности она была оснащена двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки зарядов и снарядов.
При переводе гаубицы в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, а станины сдвигаются и соединяются затем с прицепным устройством тягача. В качестве штатного средства транспортировки артиллерийской системы выступает армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320, обладающий колесной формулой 6х6. Имеющийся у гаубицы подрессоренный колесный ход обеспечивает ее буксировку по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а при движении по пересеченной местности — до 20 км/ч.
В боекомплект 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б входили несколько типов осколочно-фугасных снарядов (включая 3ОФ61 увеличенной дальности, обладающий донным газогенератором), снаряды-постановщики радиопомех, кассетные снаряды с осколочно-фугасными и кумулятивно-осколочными поражающими элементами, дымовые снаряды-целеуказатели. Также с гаубицей может использоваться корректируемый артиллерийский боеприпас 3ОФ39 комплекса управляемого вооружения «Краснополь» с лазерной подсветкой цели. Расчет из трех человек может подсвечивать цель с помощью лазерного целеуказателя-дальномера, который входит в состав переносного комплекса автоматизированного управления огнем «Малахит». Малоразмерные цели типа танк могут подсвечиваться с расстояния до 4-х километров ночью и 5-7 километров днем, более крупные цели — до 15 километров.
Максимальная дальность стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами составляет 24,7 километра, снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом — до 30 километров. С гаубицей могут использоваться все типы выстрелов раздельного заряжения, созданных как для буксируемой Мста-Б, так и для САУ 2С19 Мста-С, а также для более ранних артиллерийских систем того же калибра — гаубиц Д-20 и МЛ-20, САУ 2С3 «Акация».
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б:
Калибр — 152 мм.
Масса — 7000 кг.
Максимальная дальность стрельбы — 24,7/30 км.
Скорострельность — 7-8 выстр./мин.
Боекомплект — 60 выстрелов.
Масса снаряда — 43,56 кг.
Угол возвышения — от -3 до +70 градусов.
Угол горизонтального наведения — 55 градусов.
Штатный тягач — Урал-4320 или МТ-ЛБ.
Скорость транспортировки — до 80 км/ч (по шоссе).
Расчет — 8 человек.
Источники информации:
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/msta-po-uralski
http://army-news.ru/2015/12/152-mm-buksiruemaya-gaubica-msta-b-2a65
http://mz.perm.ru/products/21/479
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3528.0
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей