Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов".
Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник).
План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).
Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.
План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.
Ракета 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://forums.airbase.ru, 2009 г.).
Ракета 81Р комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH в Музее "Владивостокская крепость", г.Владивосток (http://www.vlad-fort.ru/).
Ракета 81Р комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH, г.Владивосток (http://forums.airbase.ru, 2009 г.).
Испытательные пуски ракет с погружающегося стенда В-1 - разработка СКБ-143, переоборудован на ССЗ №444 в Николаеве из стенда ПСД-4 созданного для испытаний БРПЛ комплекса Д-4. Испытания велись на полигоне у мыса Фиолент в Крыму с октября 1962 г. (см.таблицу ниже). В мае 1964 г. принято решение параллельно с испытаниями с погружающего стенда начать испытания ракет с опытовой подводной лодки. Для продолжения испытаний по пр.613РВ, разработанному СКБ-143, на заводе №444 (г.Николаев) переоборудована опытная ПЛ С-65 пр.613. На лодке в специальной носовой надстройке установлены 2 х 650 мм ТА. Все испытания ракето-торпед "Вьюга-65" и "Вьюга-53" проводились на Черном море:
В 1965 г. должны были быть проведены испытания специальной ядерной боевой части сбросами макетов ракет с самолетов Ту-16КСР-2. Погружающийся станд В-1 в связи с износом списан в 1966 г.
Комплекс РПК-2 "Вьюга" с ракетой 81Р калибра 533 мм принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г. Ракета калибра 650 мм не была принята на вооружение. По умолчанию данные ракет 81РА.
Первой из боевого состава флота ракетный комплекс «Вьюга» получила головная подводной лодка пр.705 К-64, построенная на ленинградском Судомеханическом заводе. Пуски ракет на полигоне Северного флота выявили некоторые недоработки в сопряжении торпедных аппаратов и «Вьюги», которые вскоре были устранены. Помимо шести серийных лодок этого проекта и его модифицированного варианта (пр.705К), ракеты «Вьюга» получили подводные атомоходы пр.671В, 671РТ и 671РТМ.
Пусковая установка - штатные торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.
- ракета 81РА - 533 мм торпедные аппараты
Глубина старта - 50-60 м
Ракета 81РА:
Конструкция - классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории.
Конструкция ракеты 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (Труд, равный подвигу. // За инженерные кадры. №5 / 2002 г.).
Разрезной макет ракеты 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://bastion-karpenko.ru, обработано).
Система управления и наведение - система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули. Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК "Рубин" (и подобных).
На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой "Вьюга К-613РВ". На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Ладога". ПУТС "Ладога" впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ "Полюс" Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.
Двигатели - РДТТ, универсальный двухрежимный стартово-маршевый
Тип топлива - баллиститные пороха разработки НИИ-130
ТТХ ракет:
81РА
Калибр 533 мм
Длина 7600 мм (6500 мм по др.данным)
Диаметр корпуса 530 мм
Масса 2200 кг (1800 кг по др.данным)
Дальность действия 10-35 км (до 40 км по Постановлению Совмина 1960 г.)
Скорсть максимальная около 1М
Глубина пуска ракеты до 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противника до 600 м
Типы БЧ:
Ракета 81Р / 81РА ("атомная") калибра 533 мм - оснащалась ядерной БЧ разработки ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш) мощностью 5 кт, оценочный радиус поражения подводных лодок противника до 1500 м.
Постановлением 1960 года о создании ракетного комплекса предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.
Проработки НИИ-400 показали невозможность создания в то время самонаводящейся головной части с заданными характеристиками для ракеты калибром 533 мм. Достижимый на ближайшие годы уровень совершенства подобного оружия был определен поступавшей на вооружение авиационной противолодочной торпедой АТ-1 и проектировавшейся по тому же октябрьскому 1960 г. постановлению ПЛАТ-2 – будущей торпеды АТ-2. В итоге для ракеты "Вьюга-53" велось создание только специальной боевой части.
Носители:
- опытовая ПЛ пр.613РВ (1964 г.) - опытовая ПЛ С-65 для отработки противолодочных ракет разработки СКБ-143. На лодке установлены 2 х 650 мм ТА и 2 х 533 мм ТА. Проводились испытания ракето-торпед "Вьюга-65" и "Вьюга-53". В 1964 г. проведено 10-12 пусков "Вьюга-65", в 1965-1967 г.г. 21 пуск макетов "Вьюга-53", 1967-1968 г.г. 17 пусков "Вьюга-53". ПЛ пр.613РВ в 1972 г. прошла модернизацию.
Опытовая ПЛ С-65 пр.613РВ (справа) в Феодосии (Крым), 1974 г. (фото Доктор, http://forums.airbase.ru/)
- подводные лодки пр.705, 705К, 671-В (3 шт), 671РТ, 671РТМ. Боекомплект ракет на ПЛ - 3-4 шт.
Статус: СССР / Россия - ракета 81РА состояла на вооружении подводных лодок.
Источники:
Военный паритет. http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Подлодка целится в подлодку. Сайт http://lonndons.ru, 2011 г.
Труд, равный подвигу. // За инженерные кадры. №5 / 2002 г.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.
Jane's weapon systems 1987-88. USA.