Первая торпеда  советской разработки 53-27 оказалась неудачной. Она позволила развернуть  производство собственного торпедного вооружения, однако имела  недостаточно высокие характеристики и в этом отношении заметно уступала  современным зарубежным образцам. Кроме того, имелись проблемы  производственного характера, дополнительно ухудшавшие качество  производимой продукции. Как следствие, флот нуждался в новой торпеде с  приемлемыми характеристиками. Модернизация изделия 53-27 в рамках  проекта 53-36 не дала ожидаемых результатов, что привело к продолжению  работ. Итогом очередного проекта стало появление торпеды 53-38, которая  на несколько следующих лет стала одним из основных вооружений своего  класса.

Напомним, торпеда 53-27 являлась дальнейшим развитием  изделия 45-12 (450-мм торпеда обр. 1912 г.) с увеличенными габаритами,  усиленным боевым отделением и доработанной парогазовой машиной.  Отсутствие опыта конструирования подобного вооружения, а также  ограничения технологического характера не позволили в полной мере  реализовать все планы. В середине тридцатых торпеду 53-27  модернизировали с использованием некоторых агрегатов, заимствованных у  торпеды 53-Ф итальянской разработки. Получившееся изделие 53-36 почти не  отличалось по своим характеристикам от базового 53-27, что не позволило  провести полноценное перевооружение флота.

Во второй половине  тридцатых годов руководство оборонной промышленности сделало  определенные выводы, результатом которых стала программа строительства  предприятий торпедостроения. К концу десятилетия в производстве  подобного вооружения были заняты четыре предприятия: ленинградские  заводы им. Ворошилова и «Двигатель», «Красный Прогресс» (г. Большой  Токмак) и дагестанский завод №182 (ныне «Дагдизель»). Под Ленинградом,  на Каспийском море и в Крыму были построены пристрелочные станции,  отвечавшие за проверку нового оружия. Головной организацией  торпедостроительной промышленности стал Научно-испытательный  минно-торпедный институт (НИМТИ).

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1456927786_53-38-1.jpg
Общий вид торпеды 53-38. Фото Wunderwafe.ru

Производство  торпед 53-27 продолжалось до 1935 года. Модернизированные 53-36  производились с 1936 по 1938 годы. Вскоре после этого началось серийное  строительство новых торпед, получивших обозначение 53-38 (калибр 53 см,  принята на вооружение в 1938 году). С целью ускорения разработки нового  проекта было предложено использовать новый подход. Теперь торпеду  следовало разрабатывать не с нуля, но с широким использованием  существующих агрегатов, фактически копируя имеющиеся образцы.

В  1932 году в рамках военно-технического сотрудничества Советский Союз  приобрел у Италии некоторое количество торпед, произведенных заводом  Уайтхеда в г. Фиуме. Итальянские изделия имели калибр 45 и 53 см, а  также отличались достаточно высокими характеристиками. Это оружие  заинтересовало советских военных, что сказалось на дальнейшем развитии  торпед для ВМФ СССР.

Из-за отсутствия собственных проектов торпед  с высокими характеристиками, а также в связи с прекращением  производства изделий 53-27 и 53-36 командованию флота пришлось в срочном  порядке решать вопрос производства нового оружия. Исходя из имеющейся  ситуации, было решено скопировать купленные торпеды итальянской  разработки и немного переработать их конструкцию в соответствии с  возможностями отечественной промышленности. Приказ о начале программы  производства новых торпед появился в 1938 году. Организовывать  производство нового оружия должны были специалисты НИМТИ. Сборку оружия  поручили нескольким предприятиям. Так, уже в 1938 году торпеды калибра  533 мм начали выпускаться ленинградским заводом «Двигатель». В следующем  году такую продукцию начал выпускать завод №182. Производство 450-мм  торпед поручили заводу «Красный Прогресс».

В ходе нового проекта,  получившего обозначение 53-38, базовая торпеда 53-Ф итальянской  разработки претерпела некоторые изменения. По имеющимся данным, не все  элементы конструкции удалось полностью скопировать, из-за чего базовое  изделие и его копия имели некоторые заметные отличия. В частности,  изменилось число режимов работы парогазовой машины. Кроме того, имелись  отличия технологического характера, связанные с возможностями советских  предприятий.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1456927804_53-38-1.png
Схема  торпеды:  А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 —  взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные  взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной  отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический  аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 —  рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы  главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая  часть с рулями глубины и направления, двумя винтами.
Рисунок  Wiki.wargaming.net

Торпеда 53-38 имела традиционную  для такого оружия конструкцию. Основным элементом изделия был  цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым  обтекателем. Кроме того, в хвостовой части корпуса предусматривались  Х-образные рули и два соосных винта. Головная часть корпуса отдавалась  под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями.  Позади него располагались воздушный резервуар, водяной отсек и бак для  керосина. Кормовая часть корпуса вмещала парогазовую машину и системы  управления торпедой.

Новая торпеда сохранила парогазовую машину  изделия-прототипа. Использовалась двухцилиндровая главная машина, для  работы которой применялись сжатый воздух, вода и керосин. Цилиндры, а  также кривошипно-шатунный и распределительный механизмы машины были  смонтированы в едином картере. Крутящий момент машины передавался на два  соосных винта в кормовой части торпеды. Для работы машины применялся  сжатый воздух, под давлением 190 атм., закачивавшийся в соответствующий  резервуар. С целью увеличения максимальной мощности в состав силовой  установки был включен подогревательный аппарат, аналогичный примененному  на итальянском прототипе.

Использованная парогазовая машина  могла развивать мощность до 318 л.с. При этом предусматривались три  режима работы с разной мощностью: 318, 160 или 112 л.с. Путем изменения  мощности двигателя можно было менять скорость и дальность хода торпеды в  достаточно широких пределах. Следует отметить, что советская торпеда  53-38 имела трехрежимную машину, тогда как итальянская 53-Ф оснащалась  двигателем с четырьмя режимами работы.

Управление торпедой во  время движения осуществлялось традиционным для подобного оружия прибором  Обри на основе гироскопа. Это устройство определяло отклонение торпеды  от заданного курса и позволяло вырабатывать команды для рулевых машин,  удерживавших оружие на нужной траектории. Прибор Обри и гидростат  обеспечивали правильное движение торпеды на глубинах от 0,5 до 14 м.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1456927757_53-38-2.jpg
Главная машина торпеды 53-38. Рисунок Wunderwafe.ru

В  головной части торпеды 53-38 располагалось боевое отделение, вмещавшее  300 кг взрывчатого вещества. В специальные окна в верхней части корпуса  помещались два контактных взрывателя инерционного действия. Они  обеспечивали подрыв боевой части при ударе торпеды о корпус цели. Для  подготовки моряков и подводников предлагалось использовать торпеды с  учебным боевым отделением. От полноценного боевого оно отличалось  отсутствием взрывчатки, вместо которой в корпусе монтировался груз  соответствующей массы.

Новая торпеда имела калибр 533 мм и длину  7,2 м. Общий вес готового к применению изделия составлял 1615 кг.  Габариты и вес торпеды соответствовали требованиям, предъявляемым  конструкцией имеющихся 53-см торпедных аппаратов. Таким образом, торпеды  53-38 могли применяться любыми отечественными кораблями и подводными  лодками с соответствующими торпедными аппаратами.

Силовая  установка и системы управления торпеды 53-38 позволяли торпедистам перед  стрельбой настраивать глубину хода оружия, а также менять скорость и  дальность хода. Глубина могла колебаться в пределах от 0,5 до 14 м.  Скорость и дальность следовало выбирать в соответствии с тактической  обстановкой. При установке режима парогазовой машины с максимальной  мощностью (318 л.с.) торпеда могла разгоняться до 44,5 узла, однако в  таком случае ее дальность составляла лишь 4 км. При мощности 160 л.с.  скорость снижалась до 34,5 узла, но дальность вырастала до 8 км. Третий  режим подразумевал работу машины на мощности 112 л.с., скорость 30,5  узла и дальность 10 км.

Первые торпеды модели 53-38 были выпущены  ленинградским заводом «Двигатель» в 1938 году. Тогда же стартовали  испытания нового оружия. В ходе проверок выяснилось, что копирование  зарубежного образца удалось не в полной мере. Отечественная торпеда  отличалась от итальянской не только режимами главной машины, но и  некоторыми недостатками конструкции. Было выявлено заметное количество  недостатков, которые в дальнейшем были устранены, однако доводку оружия  пришлось проводить уже в ходе серийного производства. Подавляющее  большинство проблем было устранено в 1939-41 годах, однако некоторыми  доработками пришлось заниматься уже во время Великой Отечественной  войны.

Необходимо отметить, что параллельно с разработкой и  постановкой в серию новых торпед флот и промышленность занимались  преобразованием существующих военно-промышленных структур. Так, в 1939  году были сформированы конструкторские бюро ЦКБ-36 и ЦКБ-39. Этим  организациям передали все имеющиеся проекты торпедного вооружения, ранее  разрабатывавшиеся несколькими другими бюро и институтами. Такие  преобразования в некоторой мере упростили дальнейшие работы по развитию  минно-торпедного вооружения.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1456927723_53-38-3.jpg
Транспортировка торпед. Фото Submarine-at-war.ru

Первые  плоды преобразований были получены уже в 1939 году. Одной из первых  задач ЦКБ-39 стало повышение могущества торпед. Группа инженеров под  руководством А.П. Белякова создала новые варианты боевого отделения для  45-см и 53-см торпед образца 1938 года. Без существенных доработок  конструкции вес взрывчатого вещества был увеличен на 80-100 кг. При  установке усиленного боевого отделения длина торпеды калибра 533 мм  увеличивалась до 7,45 м, а масса – до 1725 кг. Общий вес взрывчатого  вещества достигал 400 кг.

В 1939 году ЦКБ-39 совместно со  смежными предприятиями построили и испытали несколько торпед с новыми  боевыми отделениями. Эксперименты показали, что рост габаритов и массы  оружия никак не сказывается на ходовых качествах. Скорость и дальность  хода обеих торпед осталась на прежнем уровне. В конце 1939 года торпеды с  усиленными боевыми частями были приняты на вооружение под обозначениями  53-38У и 45-36У. Серийное производство такого оружия было развернуто на  заводах №182, «Двигатель» и «Красный Прогресс».

В дальнейшем  развитие проекта 53-38У привело к созданию новой техники. Еще в конце  двадцатых годов специалисты Остехбюро начали работу над неконтактным  взрывателем для торпед, позволявшим поражать цель даже при небольшом  промахе. Первый вариант такого устройства был принят на вооружение в  1932 году под обозначением НВО. Он решал поставленную задачу, но был  крайне сложен в эксплуатации, из-за чего его вскоре сняли с  производства. К работам по перспективной тематике привлекли несколько  научных организаций, что позволило разработать полноценный  работоспособный образец.

Неконтактный взрыватель  стабилизированный НВС был создан в самом начале сороковых годов и  испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. В ходе  испытаний торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту  водоизмещением 2500 т. Взрыватель успешно определял искажения магнитного  поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до  2,5 от киля судна-цели. Расчеты показывали, что при увеличении  водоизмещения цели растет и дистанция уверенного срабатывания  взрывателя. По результатам испытаний взрыватель приняли на вооружение.  Поставки серийных НВС стартовали в 1942 году. По некоторым данным, для  установки устройства НВС требовались некоторые переделки боевого  отделения торпеды, из-за чего вес взрывчатки сокращался примерно на 30  кг.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1456927796_53-38-4.jpg
Погрузка торпеды 53-38 на корабль. Фото Navweaps.com

Первые  серийные торпеды типа 53-38 имели некоторые проблемы, которые пришлось  устранять уже в ходе серийного производства. Следствием этого стали  некоторые отличия в характеристиках и надежности изделий разных серий.  Тем не менее, уже в 1941 году большая часть недостатков была успешно  устранена, хотя часть проблем сохранялась и требовала решения. Наличие  затруднений и недостатков, тем не менее, не помешало советской  промышленности освоить полномасштабное серийное производство нового  оружия. До конца 1939 года с конвейера сходили только изделия 53-38 в  базовой конфигурации. В дальнейшем было освоено производство торпед  53-38У с новым боевым отделением. Сборка такого оружия продолжалась до  конца Великой Отечественной войны.

Появившись во второй половине  тридцатых годов, торпеды 53-38 и 45-36 стали основным оружием своего  класса в военно-морском флоте Советского Союза. В подавляющем  большинстве случаев боевого применения торпед использовались именно  изделия этих моделей и их модификаций. Новые торпеды поставлялись всем  советским флотам, однако использовались, по-видимому, только на  Европейском ТВД. Сведения о применении торпед 53-38 кораблями или  подлодками Тихоокеанского флота отсутствуют.

По имеющимся данным,  за предвоенный период и в годы Великой Отечественной промышленность  успела построить и передать ВМФ несколько тысяч изделий 53-38 в  нескольких модификациях. Большая часть этого оружия была применена по  прямому назначению. Так, подводные лодки Северного, Балтийского и  Черноморского флотов за годы войны использовали 1471 торпеды 53-38 и  53-38У. Как минимум, 124 пуска торпеды завершились попаданием в цель,  однако в нескольких случаях произошли отказы взрывателей. В общей  сложности, по техническим причинам до цели не добрались 43 торпеды.  Имеются сведения о 243 случаях боевого применения торпед 53-38У с  неконтактным взрывателем НВС. Сведения о надежности этих устройств  разнятся. Одни источники утверждают, что отказов не было, другие говорят  о некотором количестве неправильного срабатывания взрывателей.

К  началу Великой Отечественной войны торпеды 53-38 фактически не имели  альтернативы. В войсках все еще оставалось значительное количество  устаревших изделий 53-27, однако их применение носило крайне  ограниченный характер: за все годы войны использовали лишь несколько  десятков таких торпед. По этой причине, основным оружием подлодок,  кораблей и катеров с торпедными аппаратами калибра 533 мм были торпеды  53-38 разных модификаций с различными взрывателями.

Начав  разработку собственных торпед, советские конструкторы столкнулись с  серьезными проблемами. Первая торпеда собственной разработки имела  низкие характеристики и не отличалась надежностью. По этой причине новое  оружие этого класса было решено строить на базе зарубежных разработок.  Результатом такого подхода стало появление и дальнейшее развитие проекта  53-38. Эта торпеда, в отличие от предшественницы, имела достаточно  высокие характеристики и могла полноценно решать поставленные задачи.  Как результат, устаревшее оружие отправилось на склады, откуда ушло на  утилизацию, а основную боевую работу взяли на себя торпеды 53-38. С  учетом исполненной роли в войне на морях эти торпеды по праву можно  считать настоящим Оружием Победы.

По материалам:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://sovnavy-ww2.ho.ua/
http://navweaps.com/

Автор Рябов Кирилл