В 1941 году на  вооружение советского флота была принята первая отечественная  электрическая торпеда ЭТ-80. Это оружие производилось серийно, но не  смогло завоевать уважение подводников. За время Великой Отечественной  войны было использовано лишь несколько десятков таких торпед. Главной  причиной этого были сравнительно малая скорость хода и низкая  надежность, несколько раз приводившая к взрыву торпед, в том числе и на  борту подлодки-носителя. Тем не менее, благодаря проекту ЭТ-80 на  практике удалось проверить и доказать жизнеспособность торпед с  электрическими силовыми установками, что позволило продолжить работу по  перспективному направлению. Уже после окончания войны была разработана  новая электрическая торпеда ЭТ-46.

Торпеда ЭТ-80 могла развивать  скорость до 29 узлов и преодолевать расстояние до 4000 м. Такие  характеристики оружия позволяли подводным лодкам атаковать суда  противника, но в некоторой мере затрудняли процесс подготовки к  стрельбе. По этой причине подводники предпочитали использовать  парогазовые торпеды и буквально уклонялись от приема на борт оружия с  электродвигателями. Однако электрическая силовая установка имела  некоторые преимущества перед парогазовой, а именно большую скрытность  работы. Электрический двигатель во время работы производил меньший шум, а  также не выбрасывал за борт парогазовую смесь, образующую след на  поверхности воды.

Таким образом, дальнейшее развитие  электрических торпед сочли целесообразным и перспективным. Как  следствие, после принятия на вооружение ЭТ-80 работы по тематике торпед с  электродвигателями не прекращались. Следующие результаты этих работ  появилось уже после окончания Великой Отечественной войны.

ЭТ-46

Недостатком  торпеды ЭТ-80 считалась недостаточная емкость аккумуляторных батарей,  из-за которой скорость и дальность хода этого изделия оставляли желать  лучшего. Для повышения характеристик требовалось создать новую батарею,  отличающуюся увеличенной емкостью и способную обеспечить более  длительную работу электродвигателя. Кроме того, присутствовала  необходимость разработки двигателя увеличенной мощности, который мог бы  разогнать торпеду до больших скоростей. В остальном существующая  конструкция устраивала и заказчика, и промышленность, что позволило  создать новую торпеду путем модернизации имеющегося изделия.

Проект  модернизации существующей торпеды ЭТ-80 был разработан в 1946 году  инженерами Специального конструкторского бюро завода «Двигатель» (г.  Ленинград). Работами руководил конструктор П.В. Матвеев. Проект получил  заводское обозначение «Изделие 579». В дальнейшем появилось название  ЭТ-46 – «Электрическая торпеда обр. 1946 г.»

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1457542420_et-46.jpg
Торпеда ЭТ-46 в разрезе. Рисунок Militaryrussia.ru

Для  ускорения работ по созданию нового оружия было решено использовать  метод заимствования чужих наработок. В связи с окончанием войны  советские специалисты получили доступ к различным образцам немецкого  оружия и техники, а также к документации по этим изделиям. Среди прочей  продукции, трофеем Красной армии стала немецкая электрическая торпеда  G7e. Это изделие должно было «поделиться» с новой советской торпедой  некоторыми технологиями и техническими решениями. Трофейные торпеды  подверглись тщательному изучению, по результатам которых советские  специалисты разработали несколько новых устройств для перспективного  оружия.

Предложение об использовании новых внутренних агрегатов  позволило сохранить существующий корпус торпеды без внесения каких-либо  изменений в его конструкцию. Так же осталась старой (с поправкой на  размеры и конфигурацию новых узлов) и компоновка внутренних объемов  корпуса. Был сохранен цилиндрический корпус с полусферическим головным  обтекателем и конусообразной кормой. На кормовой части корпуса  закреплялись стабилизаторы с рулями глубины и направления, при помощи  тяг соединявшихся с рулевыми машинками. В головной части торпеды  располагалось боевое отделение, за которым установили крупную  аккумуляторную батарею. В хвостовом отсеке расположили аппаратуру  управления и электродвигатель. Торпеда имела калибр 533 мм и общую длину  7,45 м. Общий вес конструкции составлял 1810 кг.

Для уничтожения  судов-целей предлагалось применять заряд взрывчатого вещества весом 450  кг. Отсек для взрывчатки располагался в головной части корпуса.  Предусматривалось гнездо для установки контактного взрывателя,  обеспечивающего подрыв заряда при столкновении с целью. Состав и объем  боевого отделения были определены в соответствии с основной задачей –  атакой и уничтожением надводных кораблей или судов противника.

Вся  центральная часть корпуса была занята свинцово-кислотной  короткозарядной многоразовой аккумуляторной батареей типа В-6-IV. В ее  составе имелось 74 отдельных аккумулятора, закрепленных на общем  металлическом каркасе. Конструкция последнего обеспечивала размещение  всех элементов батареи вдоль центральной части корпуса и правильную  балансировку достаточно тяжелого агрегата. В качестве анодов в составе  аккумуляторов применялись пластины из губчатого свинца. Функции катода  исполнял твердоцементированный диоксид свинца. Свободный объем  аккумулятора заполнялся электролитом, в качестве которого использовался  водный раствор соляной кислоты. Новая конструкция батареи, несмотря на  заметное сокращение количества отдельных аккумуляторов, позволила  повысить характеристики торпеды в сравнении с базовым изделием.

Непосредственно  за батареей предлагалось устанавливать биротативный электрический  двигатель постоянного тока типа ПМ5-3М, являвшийся дальнейшим развитием  изделия ПМ5-2 (двигатель торпеды ЭТ-80). Как и в случае с электрической  торпедой предыдущей модели, двигатель передавал крутящий момент на два  вала, на каждом из которых был закреплен свой гребной винт. Биротативная  конструкция двигателя с подвижными ротором и статором значительно  упрощала архитектуру силовой установки, поскольку позволяла обойтись без  дополнительных редукторов или дифференциалов, распределяющих крутящий  момент на два винта. Подобный двигатель уже использовался в изделии  ЭТ-80 и хорошо показал себя.

Техническое задание на «Изделие 579»  подразумевало строительство т.н. прямоидущей торпеды. Система  управления должна была обеспечивать сохранение курса, заданного при  выстреле. Таким образом, готовая торпеда получила сравнительно простую  автоматику управления «классического» типа на основе гидростата и  гироскопического прибора управления. Перед стрельбой в аппаратуру  вводилась глубина хода от 1 до 14 м, а курс выдерживался автоматически в  соответствии с направлением пуска.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1457542410_et-80-1.jpg
Торпеда ЭТ-80 - база для первых послевоенных торпед. Фото Keu-ocr.narod.ru

За  счет использования готовых агрегатов и имеющихся наработок удалось  значительно ускорить процесс создания новой торпеды. Опытные образцы  «Изделия 579» были собраны и испытаны до конца 1946 года. Вскоре после  этого новую торпеду приняли на вооружение подводных сил военно-морского  флота под официальным обозначением ЭТ-46, после чего было развернуто ее  серийное производство.

Во время испытаний было установлено, что  обновленная силовая установка на основе новых батареи и двигателя  позволяет торпеде развивать скорость до 31 узла. Для сравнения, базовая  ЭТ-80 обр. 1942 г. могла разгоняться до 29 узлов. Одновременно с этим  удалось в полтора раза повысить дальность хода. Новая ЭТ-46, используя  заряд батареи, могла преодолеть до 6 км. Таким образом, при отсутствии  серьезного роста скорости удалось обеспечить значительное повышение  дальности хода. Как следствие, новая торпеда, в сравнении с  существующей, должна была стать более эффективным оружием.

Вскоре  после официального принятия на вооружение торпеда ЭТ-46 пошла в серию.  Оружие этого типа производилось ленинградским заводом «Двигатель» и  поставлялось флоту. Точные сведения о количестве выпущенных торпед  отсутствуют, но есть основания предполагать, что было изготовлено не  менее нескольких сотен подобных изделий, которые были переданы всем  основным объединениям военно-морского флота.

ЭТ-46 стала первой  отечественной торпедой, разработанной после окончания Великой  Отечественной войны. Ввиду отсутствия конфликтов с участием ВМФ СССР  подобные торпеды активно применялись в учебных целях, но ни разу не  использовались в бою. Эксплуатация торпед «Изделие 579» / ЭТ-46  продолжалась, по разным данным, до конца пятидесятых годов. После этого  торпеды образца 1946 года были сняты с вооружения, списаны и  утилизированы в связи с появлением более нового оружия с повышенными  характеристиками. В частности, началось массовое производство  самонаводящихся торпед и торпед с тепловыми силовыми установками.  Прямоидущие торпеды со сравнительно малыми скоростью и дальностью хода  более не имели перспектив, из-за чего постепенно снимались с вооружения.

ЭТ-56

В  середине пятидесятых годов была предпринята попытка разработать для  подводных лодок новую торпеду, являющуюся модернизированным вариантом  имеющейся ЭТ-46. Существующее изделие предложили оснастить обновленной  силовой установкой, что позволяло рассчитывать на некоторое повышение  характеристик. Кроме того, для решения поставленных задач пришлось  применить некоторые другие доработки.

Разработка новой  модификации существующей торпеды велась специалистами НИИ-400 и СКБ  завода «Двигатель». Главным конструктором проекта стал Д.Н. Островский.  Проект получил заводское обозначение «Изделие 837». В дальнейшем  появилось название ЭТ-56, отражавшее тип торпеды и год принятия на  вооружение.

Корпус новой торпеды был заимствован у существующего  изделия, однако в его конструкцию были внесены некоторые незначительные  изменения. Размеры и обводы этого агрегата остались прежними. При этом  была скорректирована компоновка внутренних агрегатов. Одним из самых  заметных результатов переработки стало сокращение длины боевого  отделения с уменьшением веса взрывчатого вещества, при помощи которого  было высвобождено место для более крупной аккумуляторной батареи. Из-за  подобного изменения головной части корпуса вес взрывчатого вещества  сократился в полтора раза – до 300 кг.

В центральной части  корпуса установили новую свинцово-кислотную батарею типа БАМ-3  повышенной емкости. Кроме того, торпеду оснастили новым  электродвигателем с улучшенными характеристиками, разработанным на базе  имеющихся изделий семейства «ПМ». Характерной особенностью новой силовой  установки стала большая масса агрегатов, сказавшаяся на общих  показателях торпеды. Из-за этого даже при сокращении веса боезаряда  общая масса торпеды выросла до 2 т.

Система управления торпедой в  целом осталась прежней. При помощи гироскопического прибора она  отслеживала отклонение изделия от заданного торпедным аппаратом курса и  выдавала команды на рулевые машинки, тем самым корректируя траекторию  движения. За глубиной хода следил гидростат, связанный с приводами  рулей. Допустимая глубина осталась прежней – ее можно было установить в  пределах от 1 до 14 м.

Применение новой аккумуляторной батареи и  более мощного двигателя сказалось на весе торпеды, однако позволило  увеличить скорость хода. Во время испытаний опытные «Изделия 837»  развивали скорость до 36 узлов. Дальность хода осталась прежней – до 6  км. Таким образом, новая торпеда имела заметное преимущество перед  образцом базового типа и могла быть более эффективным оружием подлодок.

Все  основные работы по новому проекту, в том числе испытания, были  завершены в 1956 году. Тогда же новую торпеду приняли на вооружение и  развернули ее серийное производство. По году принятия на вооружение  «Изделие 837» получило официальное обозначение ЭТ-56. Серийное  производство, по некоторым данным, было развернуто на заводе  «Двигатель».

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1457542421_g7e.jpg
Погрузка немецкой торпеды G7e на подлодку. Фото Torpedo-los.narod.ru

К  середине пятидесятых годов советская промышленность разработала  несколько новых проектов торпедного вооружения, в которых использовались  не только современные силовые установки, но и первые отечественные  системы самонаведения. В связи с этим прямоидущие торпеды, способные  лишь сохранять изначально заданный курс, более не представляли интереса  для флота. Одним из следствий этого стал ограниченный выпуск изделий  ЭТ-56. За несколько лет второй половины пятидесятых годов было собрано и  передано флоту лишь около сотни подобных торпед, после чего их  строительство было свернуто в пользу нового оружия с повышенными  характеристиками.

Малые объемы выпуска сказались на эксплуатации  оружия флотом. Во второй половине пятидесятых годов советские подводники  занимались освоением новых самонаводящихся торпед, что привело к  значительному снижению внимания, уделяемого устаревшим системам. Как  следствие, торпеды ЭТ-56 не слишком активно применялись в учебных целях,  а через несколько лет после принятия на вооружение от них фактически  отказались. Полный отказ от такого оружия произошел, по имеющимся  данным, до конца первой половины шестидесятых годов. К этому времени на  вооружении подводных сил ВМФ Советского Союза уже состояли новые  самонаводящиеся торпеды, значительно повышавшие ударный потенциал  субмарин.

***

Электрическая бесследная  прямоидущая торпеда ЭТ-46 стала первым изделием своего класса, созданным  в нашей стране после Великой Отечественной войны. Через десять лет  после ее принятия на вооружение была разработана модернизированная  версия ЭТ-56, отличавшаяся немного более высокими характеристиками. Эти  изделия стали важными вехами в истории отечественного минно-торпедного  вооружения, однако с определенного времени перестали устраивать военных.  Несмотря на прогрессивную для своего времени конструкцию, торпеды ЭТ-46  и ЭТ-56 имели недостаточные характеристики, что в итоге привело к  полному отказу от них.

Одной из причин отказа от торпед ЭТ-46 и  ЭТ-56 стало появление самонаводящегося оружия, значительно повышающего  эффективность атаки. Появление и освоение такого оружия сделало  прямоидущие торпеды ненужными. Примечательно, что основой для таких  систем стали именно первые отечественные электрические торпеды. Так, в  1951 году на вооружение была принята самонаводящаяся торпеда САЭТ-50,  разработанная на базе ЭТ-46. Таким образом, первые послевоенные торпеды с  электродвигателями не смогли полноценно закрепиться в номенклатуре  вооружений флота, но поспособствовали дальнейшему развитию оружия  подводных лодок.

По материалам сайтов:
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-489.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-490.html

Автор Рябов Кирилл