Как известно, первые образцы ядерных зарядов представляли из себя сферу диаметром чуть больше 1,5 м. Таким был заряд бомбы «Толстяк», сброшенный американцами на Хиросиму 6 августа 1945 г. Аналогичной была и первая советская бомба РДС-1, испытанная 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне в Казахстане. Понятно, что атомные бомбы получались тогда громоздкими и тяжелыми, что категорически не устраивало военных. Уменьшить габариты ядерных боеприпасов требовали все рода войск, но особенно настойчивым было командование Военно-морского флота. В декабре 1949 г. там даже сформировали новый 6-й отдел (начальник - капитан 1 ранга П.Ф. Фомин), призванный решать вопросы ядерного вооружения флота. Именно в нем сформулировали внятные технические требования к первому в Советском Союзе малогабаритному ядерному боеприпасу для флота: калибр не должен превышать стандартный калибр торпеды - 533 мм.
Разработчиком назначали КБ-11 Министерства среднего машиностроения (МСМ) СССР. Главным конструктором заряда являлся академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс «РДС-9». Конструкция ядерной боевой части (ЯБЧ) с индексом 19Т и ее приборы создавались в Московском филиале №1 КБ-11 (ВНИИА) под руководством главного конструктора, члена-корреспондента АН СССР Н.Л, Духова. Разработку торпеды для ядерного заряда поручили ЦНИИ «Гидро-прибор" (директор - A.M. Борушко), а главным конструктором торпеды, обозначенной «Т-5», стал Г.И. Портнов. В течение года заряд для торпеды был создан. Его первое испытание провели 19 октября 1954 г на Семипалатинском полигоне, правда, неудачно: произошел так называемый «хлопок». Обычное взрывчатое вещество взорвалось, но выделение ядерной энергии оказалось ничтожным. Это была первая неудача при испытании советского ядерного оружия. К тому времени руководитель советской ядерной программы всемогущий Лаврентий Павлович Берия был уже расстрелян, иначе последствия для участников работ могли оказаться весьма печальными. После доработки заряд еще трижды испытали на земле, доказав его работоспособность.
На выставке «70 лет атомной отрасли», прошедшей в МВО «Манеж» в августе 2015 г., демонстрировался макет первого ядерного боевого зарядного отделения (530) для торпеды. Внешне он мало отличался от зарядных отделений обычных торпед, только носовую часть закрывал красный колпак. Возможно, он прикрывал какие-то датчики системы подрыва. Вообще системы подрыва являются секретными, но в нашем случае выбор для них оказался невелик. Торпеда прямоходящая, поэтому для подрыва заряда наверняка использовались ударный и неконтактный взрыватели от обычных торпед. Они срабатывали при попадании (или близком проходе) в цель. Вероятно, заряд был дополнен дистанционным взрывателем, который срабатывал после прохождения торпедой заранее заданной дистанции, Так как ядерное оружие - дело серьезное, то можно предположить, что был создан новый исполнительно-предохранительный механизм для безопасной эксплуатации заряда. Необходимой являлась система терморегулирования для делящегося материала. Через пару дней на выставке продемонстрировали еще два образца ядерных БЗО для торпед!
Второй образец характеризовался только наличием бело-красной полосы на корпусе, а третий уже существенно отличался от предыдущих. Во-первых, он имел другое конструктивное членение. Кроме того, в его корпусе выполнены пять отверстий. Возможно, они были связаны с системой подрыва, но скорее всего, через них поступала вода, которая активизировала электрическую батарею. Сами заряды никак не связаны с торпедой. То есть, никакие сигналы с заряда на торпеду (и в обратном направлении) не передавались и не принимались. В этом можно убедиться, взглянув на кормовую часть заряда: какие-либо электрические связи там отсутствуют.
13 апреля 1955 г Совет Министров СССР принял постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле. Ответственность за подготовку к испытаниям возложили на Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и контр-адмирала П.Ф, Фомина. Окончательное постановление о проведении первого испытания на Новой Земле приняли 25 августа 1955 г. Целями испытания стала проверка ядерного заряда к торпеде калибром 533 мм, оценка воздействия подводного ядерного взрыва на корабли и получение экспериментальных данных для разработки теории подводного ядерного взрыва. Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники, К 1 сентября 1955 г полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.
Военно-морскую технику на испытаниях представляли корабли 241-й бригады опытовых кораблей (командир - капитан 1 ранга П.А, Бер-дяшкин) в составе дивизионов эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок. Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Черной на бочках и штатных якорях в соответствии с утвержденной схемой. Их установкой руководили контр-адмирал П.Ф. Фомин, а также академики М.А,Садовский и Н,Н.Семенов. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды, ящики с консервами, что требовалось для последующего определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории установили боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля и другие объекты. На прибрежной полосе губы Черной возвели причальные стенки, батопорт, гидроаэродром, береговые батареи. Общее руководство испытаниями кораблей осуществлял адмирал С.Г Горшков.
Боевую часть торпеды готовили к испытаниям в Рогачеве под руководством Е.А. Негина и ГП. Ломинского, Затем торпеду с ядерной боевой частью погрузили на тральщик, доставили в губу Черную и подвесили под днищем тральщика на тросе длиной 12 м, что примерно соответствовало глубине хода торпеды. На мачте тральщика смонтировали антенну системы радиоподрыва ядерного заряда. Ход испытаний и их результаты фиксировались с десятков измерительных пунктов, размещенных на берегу, кораблях ВМС и двух самолетах. В 10.00,21 сентября 1955 г с помощью системы телеуправления "Мрамор» был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 (СТ. Мощность небольшая. По-видимому, еще оставались резервы для форсирования заряда, что и подтвердили дальнейшие работы.
Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного взрыва и выбора оптимальных условий взрыва при атаке кораблей противника. Наибольшие повреждения получила подводная лодка-мишень, расположенная в 500 м от эпицентра. После положительных испытаний заряда сроки создания нового оружия определяла сама торпеда. Она имела калибр 533 мм, массу 2200 кг, длину 7,92 м, скорость 40 уз, дальность хода 10 км, инерциальную систему управления и парогазовый двигатель. Окислителем служил жидкий кислород, что позволило увеличить дальность хода торпеды и снизить заметность выхлопных газов. Торпеда создавалась на основе существующих торпед 53-38,53-51.
Ходовые испытания торпеды Т-5 проходили в акватории озера Иссык-Куль, а государственные испытания выполнялись в два этапа: на Ладожском озере (отработка системы управления и ходовой части) и на Новой Земле (испытания в полной комплектации). Программой испытаний на Новой Земле предусматривались три пристрелочных выстрела: два - без аппаратуры ЯБЧ и один - с боевой частью в контрольной комплектации без делящихся материалов. После этого разрешалась стрельба штатной торпедой с атомным БЗО, Председателем комиссии на этом этапе испытаний являлся заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Н.Е. Басистый,
Стрельба боевой торпедой была выполнена 10 октября 1957 г Особенность этого эксперимента состояла в том, что он не только совмещался с государственными испытаниями торпеды Т-5, но и проводился в условиях боевой оперативной обстановки - нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе. Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 из состава 73-го отдельного дивизиона подводных лодок Северного флота с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2-го ранга ГВ. Лазарев. После выхода торпеды лодка должна была полным ходом удаляться под водой из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию, заглубилась и взорвалась на заданной глубине 35 м с отклонением от точки прицеливания 130 м. Стрельбу оценили на «отлично», а командира наградили орденом Ленина.
Мощность взрыва торпеды с доработанной ядерной боевой частью 19Т составила 10 кг (почти в 3 раза больше, чем в первом испытании), В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5. получившая индекс «53-58», была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. эти торпеды начали поступать на флот. По результатам испытаний разработали новые требования к проектированию кораблей ВМФ с учетом применения противником ядерного оружия. Среди них - удаление открытых боевых постов, уменьшение размеров надстроек, ликвидация иллюминаторов, повышение ударостойкости оборудования и т.д. Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению флота торпедным оружием с ЯБЧ было успешно завершено, В США противолодочную торпеду Мк45 «Astor» с ЯБЧ приняли на вооружение лишь в 1963 г Торпеда Т-5 состояла на вооружении нашего флота до начала 1980-х гг, после чего постепенно уступала место управляемым или самонаводящимся торпедам.
Основные характеристики торпед Т-5:
Калибр – 533 мм;
Масса торпеды – 2200 кг;
Длина торпеды – 792 см;
Тип энергетики – парогазовая;
Ядерный заряд – атомный;
Носитель торпеды – ПЛ всех проектов;