28 ноября 2017 года в Гданьске прошла торжественная церемония ввода в  состав ВМС Польши нового боевого корабля, которым стал тральщик-искатель  мин Kormoran (бортовой номер «601») проекта 258 (шифр Kormoran II). В  церемонии, которая была приурочена к 99-летию польского флота, приняли  участие высокопоставленные лица, в том числе министр обороны страны  Антоний Мачеревич. Новый тральщик вошел в состав 13-го дивизиона  тральщиков 8-й флотилии обороны побережья ВМС Польши. Это первый за  последние 20 лет корабль польского производства, который был принят на  вооружение ВМС Польши.

Польские верфи не передавали ВМС страны ни  одного корабля с середины 1990-х годов, когда состав флота пополнили  три малых ракетных катера, построенных по немецкому проекту 660 (класса  Оркан). Новый тральщик был полностью спроектирован и построен в Польше в  рамках реализации программы Kormoran II. Корабль был построен на  польской верфи Remontowa Shipbuilding в городе Гданьске. До 2011 года  данное предприятие (сегодня принадлежит группе Grupa Remontowa)  называлось Stocznia Północna. В свое время оно было известно  строительством средних и больших десантных кораблей и вспомогательных  судов для ВМФ Советского Союза.

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1512955243_kormoran2.jpg
Тральщик Kormoran, фото: defence24.pl

Тральщик  Kormoran (с польского языка переводится как «баклан») смело можно  относить к военным долгостроям. Проект 258 появился в рамках программы  по созданию тральщика нового поколения, которая была запущена еще в  1980-е годы. Первый вариант проекта (проект 257, шифр Kormoran) был  завершен в 1999 году, однако строительство корабля было отменено по  техническим и финансовым причинам в 2002 году. Разработка нового  польского тральщика велась по образцу немецкого базового тральщика  «Хамельн» типа «Кулмбах». Их разработка началась в Германии в середине  1980-х годов, первые 10 базовых тральщиков типа «Хамельн» были переданы  флоту в 1989-1991 годах. В 2000-2001 году 5 из них были переоборудованы в  тральщики-искатели мин типа «Кулмбах» проекта 333. Данные корабли имеют  заметное внешнее сходство с новым польским тральщиком «Баклан».
<ins class="adsbygoogle" style="display:block; text-align:center;" data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-3312766694140009" data-ad-slot="9351680069"></ins>
В 2007 году программу создания польского тральщика  реанимировали. К идее создания отечественного минного тральщика поляки  окончательно вернулись в 2011 году, обновленная программа получила шифр  Kormoran II. Проектирование боевого корабля велось совместно  конструкторским бюро Centrum Techniki Morskiej (CTM) и верфью Remontowa  Shipbuilding. Консорциум двух этих польских предприятий получил в 2013  году контракт от Минобороны Польши на постройку головного тральщика (с  опционом на строительство еще двух кораблей данного типа) общей  стоимостью 1,2 миллиарда злотых (примерно 320 миллионов долларов).

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1512955281_kormoran.jpg
Тральщик Kormoran, фото: defence24.pl

Головной  корабль серии Kormoran (Баклан) был заложен на верфи Remontowa  Shipbuilding в Гданьске в апреле 2014 года. Был спущен на воду – 4  апреля 2015 года. 13 июля 2016 года корабль вышел в море на проведение  заводских ходовых испытаний. По условиям контракта корабль должен был  быть сдан флоту 30 ноября 2016 года, однако из-за затянувшегося процесса  испытаний и проведения доработок тральщик был сдан флоту с опозданием  ровно на один год. Тральщик-искатель мин Kormoran предназначен для  поиска и нейтрализации мин, разведки морских путей, проведения подводных  взрывных работ, проведения кораблей по акватории, представляющей минную  опасность. Предназначен для эксплуатации в исключительной экономической  зоне Польши и выполнения задач в составе оперативных соединений и  самостоятельно в Балтийском и Северном морях. По заверениям польской  стороны, корабль соответствует ледовому классу L3, что обеспечивает ему  плавание в легких ледовых условиях с помощью ледоколов (когда это  необходимо) и самостоятельное плавание в мелкобитом льду в прибрежных  районах неарктических морей.

Строительство двух других  тральщиков (предусмотрены опционом) Albatros (Альбатрос, бортовой номер  «602») и Mewa (Чайка, бортовой номер «603»), должно было начаться в 2019  и 2022 годах соответственно. Однако пока что строительство отложено до  получения результатов испытаний головного тральщика «Баклан».  Планируется, что в составе ВМС Польши три новых тральщика-искателя мин  проекта 258 Kormoran заменят четыре устаревших тральщика проекта 206FM,  построенных еще в 60-х годах прошлого века.

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1512955231_kormoran3.jpg
На мостике тральщика Kormoran, фото: defence24.pl

Новый  польский тральщик Kormoran обладает корпусом, выполненным из  нержавеющей немагнитной стали. Полное водоизмещение корабля составляет  830 тонн (здесь и далее по данным ресурса defence24.pl), длина корабля –  58,5 метра, ширина – 10,3 метра, осадка – 2,7 метра. Постоянный экипаж –  45 человек, включая 7 офицеров. Также на борту имеются места для  размещения дополнительно 5 человек: двух пар водолазов-минеров и  командира группы, руководящего и координирующего погружения.

Энергетическая  установка корабля состоит из двух дизельных двигателей MTU 8V 396 TE74L  мощностью по 1000 кВт каждый (по 1360 л.с.), которые работают в паре с  двухступенчатой трансмиссией ZF S360NR DAP/PTI. Также тральщик оснащен  двумя крыльчатыми движителями Шнейдера Voith Schneider Turbo 21 GH/160 и  подруливающим устройством Schottel STT 170 AMAG, обладающим мощностью  135 л.с. Корабль обладает очень хорошей маневренностью, может вращаться  практически на месте и занимать фиксированную постоянную позицию на  море, благодаря наличию системы динамического позиционирования. Полная  скорость хода тральщика составляет 15 узлов, дальность плавания – 2500  миль, автономность 10 суток. Данные параметры могут быть увеличены за  счет пополнения запасов топлива, воды, продовольствия в море (как с  борта других кораблей, так и с вертолетов).

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1512955368_kormoran4.jpg
Противоминный подводный аппарат Saab Double Eagle Mk III, фото: defence24.pl

Противоминное  вооружение тральщика Kormoran представлено разработанной центром СТМ  интегрированной системой противоминных действий SCOT-M, подкильной ГАС  миноискания SHL-101/T, а также самоходной ГАС переменной глубины Orka.  Противоминное вооружение корабля дополняют дистанционно управляемые  подводные аппараты – противоминные аппараты Saab Double Eagle Mk III и  аппараты поиска подводных объектов и картографирования морского дна  Kongsberg Maritime Hugin 1000MR (аппараты обоих типов были заказаны в  2014 году). Также на борту имеются созданные совместно СТМ и Гданьским  технологическим университетом модульные подводные противоминные аппараты  Morswin, а также одноразовые мини-аппараты-уничтожители мин под  названием Gluptak. На борту имеется необходимое водолазное оборудование,  в том числе декомпрессионная камера, рассчитанная на 6 человек. В  помощь водолазам-минерам с левого борта имеется надувная резиновая  лодка, которая опускается в воду с помощью собственной кран-балки.

Имеется  возможность посадки на борт корабля вертолетов морского базирования. 13  декабря 2016 года были проведены испытания, когда на борт тральщика  Kormoran садился противолодочный вертолет Kaman SH-2G Seasprite. Позднее  польские военные отчитались об успешном выполнении испытаний. Вертолет  SH-2G Seasprite имеет экипаж из трех человек – два пилота и  штурман-оператор. Данный вертолет может использоваться для обнаружения  надводных целей, борьбы с подлодками противника, проведения  поисково-спасательных операций. Основным его оборудованием является  поисковый радар, ГАС (гидроакустическая система) и детектор магнитных  аномалий для обнаружения подводных лодок.

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1512955246_kormoran1.jpg
23-мм артиллерийская установка ZU-23-2MR Wrobel II, фото: defence24.pl

Вооружение  корабля представлено 23-мм спаренной зенитной артиллерийской установкой  ZU-23-2MR Wrobel II (создана на базе еще советской ЗУ-23), тремя  крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами ZMT WKM-Bm, а также 4 ПЗРК Grom. В  будущем установку ZU-23-2MR поляки рассчитывают заменить на новую  польскую 35-мм одноствольную корабельную автоматическую артиллерийскую  установку Triton, корабельные испытания которой начались в Польше в 2016  году.

Тактико-технические характеристики тральщика Kormoran:
Водоизмещение – 830 тонн.
Длина – 58,5 метров.
Ширина – 10,3 метра.
Осадка – 2,7 метра.
Энергетическая установка – 2 дизельных двигателя MTU 8V 396 TE74L мощностью 1000 кВт каждый.
Скорость полного хода – 15 узлов.
Дальность плавания – 2500 миль.
Автономность – 10 суток.
Вооружение  – одна 23-мм спаренная зенитная артиллерийская установка ZU-23-2MR  Wrobel II, 3х12,7-мм пулемета ZMT WKM-Bm, ПЗРК Grom.
Экипаж – 45  человек (в том числе 7 офицеров) + дополнительно группа  водолазов-минеров (две пары водолазов и руководитель группы погружения).

Источники информации:
https://bmpd.livejournal.com/2978129.html
http://nevskii-bastion.ru/kormoran-2-poland
http://warspot.ru/10603-pervyy-polskiy-korabl-xxi-veka
http://www.defence24.pl/704679,orp-korm … mnice-foto
   
Автор: Юферев Сергей