https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627564375_1.jpg
Воздушный командный пункт Ил-80. Фото Wikimedia Commons

    Несколько дней назад отечественные СМИ сообщили о начале  строительства первого воздушного командного пункта (ВКП) на базе  самолета Ил-96-400М. Эта машина предназначается для обеспечения  деятельности высшего военного и политического руководства страны и в  будущем должна будет заменить имеющиеся ВКП Ил-80.

Путь к строительству

На  рубеже восьмидесятых и девяностых годов силами ОКБ им. Ильюшина и  смежных организаций был создан стратегический воздушный командный пункт  первого поколения Ил-80 с бортовым комплексом радиотехнических средств  «Звено». После его принятия на вооружение начались работы по созданию  модернизированного комплекса «Звено-2». В силу различных причин  завершить эти работы затянулись, и первый ВКП с новым комплексом прошел  испытания только в 2015 г.

В том же году стало известно, что  Объединенная приборостроительная корпорация уже ведет  опытно-конструкторскую работу «Звено-3С». Ее целью являлось создание  новой версии радиотехнического комплекса для стратегического ВКП  следующей модели.

Вскоре стало известно, что новый самолет  управления может получить обозначение Ил-96ВКП. В качестве платформы для  размещения специальной аппаратуры был выбран перспективный лайнер  Ил-96-400М, на тот момент находившийся на стадии проектирования. Иные  подробности не сообщались. Кроме того, в течение нескольких следующих  лет новые сообщения об Ил-96ВКП не поступали.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627564352_vkp-3.jpg
Два Ил-80 в ливрее "Аэрофлота" и Ил-82 (на заднем плане), 2012 г. Фото Wikimedia Commons

26 июля 2021 г. РИА Новости,  ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, сообщило о  старте строительства новой техники. Источник указал, что министерство  обороны заказало сразу два перспективных ВКП. Первый из них уже строится  Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). В  будущем возможно появление заказа на третий самолет.

По данным  РИА Новости, новые Ил-96ВКП в будущем заменят наличные Ил-80. За счет  новой платформы в виде Ил-96-400М такие командные пункты будут иметь  более высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики.

По  своим функциям перспективный ВКП в целом не будет отличаться от  предшественника. Его задачей станет эвакуация высшего военного и  политического руководства страны и обеспечение его деятельности в  угрожаемый период и во время полномасштабного конфликта, в т.ч. с  ракетно-ядерными ударами. Бортовой радиотехнический комплекс обеспечит  полноценный обмен данными и управление войсками, включая стратегические  ядерные силы.

По известным данным

Состав, функции и  характеристики бортовых комплексов «Звено» и «Звено-2», используемых на  самолетах Ил-80, засекречен ввиду их особой роли и значения для  национальной обороны. То же касается и перспективного проекта  «Звено-3С». Известно лишь то, что проекты «Звено» / Ил-80  предусматривают установку разнообразных средств связи, управления и  обработки данных, а снаружи самолета-носителя появляются различные  антенные устройства. Кроме того, на самолете появляются жилые и бытовые  отсеки для размещения экипажей, операторов и высокопоставленных лиц.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627564349_2.jpg
Ил-80 после модернизации с установкой "Звена-2". Фото ОПК

По  всей видимости, Ил-96ВКП не будет принципиально отличаться от  предыдущих ВКП. Он получит самую современную цифровую аппаратуру с  высокими характеристиками и широкими возможностями по управлению всеми  родами войск. Кроме того, вновь будут использованы наружные антенны с  обтекателями, придающие самолету характерный внешний вид.

Платформой  для «Звена-3С» стал самолет Ил-96-400М. Это широкофюзеляжный  дальнемагистральный лайнер, являющийся последней на данный момент  модификацией в своем семействе. За счет ряда нововведений повышены  основные технические и эксплуатационные характеристики, а также  обеспечено соответствие современным требованиям. Строительство новых  Ил-96-400М началось в 2018 г на ВАСО.

От базового Ил-96-300 новый  самолет «400М» отличается удлиненным фюзеляжем большего объема, что  позволяет увеличить полезную нагрузку. Кроме того, использована  современная авионика, сокращающая нагрузку на летчиков. Благодаря этому  летный экипаж Ил-96-400М и Ил-96ВКП сокращается до 2 чел. Также самолет  получает новые двигатели ПС-90А1 с улучшенными характеристиками.

Для  превращения в Ил-96ВКП базовый самолет должен претерпеть те или иные  доработки. Вероятно, в ходе проектирования усилили планер и перестроили  часть общесамолетных систем. В частности, командный пункт с большим  количеством электроники нуждается в особых средствах энергоснабжения.  Также необходимы меры по повышению надежности всех систем. С учетом  специфики применения, ВКП нуждается в системе дозаправки в полете.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627564299_4.jpg
ВКП Ил-82 на базе Ил-76МД. Фото Wikimedia Commons

Платформа  в виде Ил-96-400М, имея более высокие характеристики, может обеспечить  ВКП новые возможности. Так, полезная нагрузка поздних модификаций Ил-96  достигает 58 т против 42 т у более старого Ил-86. Дальность полета Ил-96  с максимальным взлетным весом превышает 8-8,5 тыс.км; у Ил-86 этот  параметр был менее 4 тыс.км. Наличие средств дозаправки позволит  дополнительно увеличить дальность полета и продолжительность дежурства.

Перспективная замена

По  известным данным, парк стратегических ВКП российских вооруженных сил не  отличается большими размерами. В составе воздушно-космических сил  имеется всего четыре самолета Ил-80. Один или два таких ВКП были  модернизированы с установкой современного комплекса «Звено-2». Остальные  пока сохраняют аппаратуру предыдущей версии, но нельзя исключать  возможность их модернизации. Также в строю имеется пара самолетов Ил-82  (Ил-76ВКП), аппаратура и задачи которых в целом похожи на Ил-80.

Из  четырех имеющихся Ил-80 готовы к эксплуатации и применению только три.  Четвертый в прошлом году был отправлен на ремонт в ТАНТК им. Бериева.  Находясь на аэродроме, этот Ил-80 подвергся атаке злоумышленников,  которые проникли на борт и украли часть секретной аппаратуры. Дальнейшая  судьба этого самолета пока не раскрывалась. Вероятно, его восстановят  по исходному или модернизированному проекту.

Согласно последним  новостям, Минобороны заказало два новых самолета Ил-96ВКП. Строительство  первого уже началось, а второй начнут собирать в обозримом будущем.  Также возможно появление заказа на третий ВКП новой модели. Сроки  завершения строительства и проведения испытаний не уточняются, но ясно,  что на эти работы уйдет несколько лет. Первый Ил-96ВКП сможет поступить  на службу не ранее середины десятилетия.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627564347_5.jpg
Первый пассажирский Ил-96-400М в ходе строительства, январь 2020 г. Фото ОАК

Появление  двух или трех новых самолетов позволит серьезно обновить парк имеющихся  ВКП. Кроме того, будут получены новые технические и эксплуатационные  возможности, что должно положительно повлиять на решение задач  стратегического управления. Также появится возможность вывести из  эксплуатации самые старые самолеты, которые к тому времени устареют  морально и выработают свой ресурс.

Особая роль

На  данный момент в распоряжении российских ВКС имеется достаточно крупный и  развитый парк воздушных командных пунктов стратегического уровня,  соответствующих актуальным требованиям и вызовам. При этом принимаются  меры, направленные на его развитие – реализован проект модернизации  наличной техники и разработан совершенно новый образец.

Благодаря  этому в ближней и дальней перспективе парк отечественных стратегических  ВКП сможет сохранять требуемую численность и облик, обеспечивающие  выполнение всех поставленных задач. При этом характеристики конкретных  образцов будут расти, повышая общую эффективность и устойчивость  стратегических контуров управления вооруженными силами – с очевидными  последствиями для национальной безопасности.

Автор:Рябов Кирилл