https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628792972_message-editor_1627413797902-sparrowhawk-render.jpg
Sparrowhawk от General Atomics. Источник: thedrive.com

Дрон, который может погибнуть

История развивается циклично. Совсем недавно в армиях мира появились боевые  беспилотники, основная задача которых в сохранении жизни военнослужащих.  Первыми дроны пришли в авиацию.  Во-первых, условная ценность жизни пилота очень высока, и замена  человека роботом здесь как нигде актуальна. Во-вторых, рутинные и  длительные операции разведки крылатые беспилотники выполняют гораздо  лучше пилотируемой авиации. И вот, наконец, пришло время воздушным  роботам обзавестись собственной беспилотной прислугой. Этакая сегрегация  среди автоматизированных систем, предполагающая, что на самую опасную  работу будут отправляться самые дешёвые модели. Дорогие и более  совершенные дроны исполняют роль центров управления и базирования.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793095_message-editor_1627413167696-sparrowhawk-captive-carry.jpg
Sparrowhawk под крылом старшего брата. Источник: thedrive.com

Одними  из последних анонсировали идею запуска беспилотников с других  беспилотников американцы из General Atomics Aeronautical Systems, Inc.  Осенью прошлого года они представили «ястреба-перепелятника»  Sparrowhawk, использующего в качестве старшего брата «Жнеца» MQ-9  Reaper. Расчёт прост – ударный Reaper несёт под крыльями парочку  малозаметных дронов, которые отправляются в районы сосредоточения войск  противника. В первую очередь, насыщенные средствами ПВО. Не секрет, что в  армии всё чаще появляются средства обнаружения и уничтожения даже таких  относительно малоразмерных аппаратов, как MQ-9. Именно для этого  Sparrowhawk и необходим – заменить старшего брата там, где ему работать  стало уже опасно. Длина «перепелятника» – 3,35 метра, размах крыльев –  4,27 метра, длительность полета – не менее 10 часов на дальность более  800 км. Примечательно устройство силовой установки Sparrowhawk. Это  гибридная установка, в основе которой газовая турбина, раскручивающая  генератор. Непосредственным движителем являются два электровентилятора,  питаемые от генератора. На борту размещены литий-ионные батареи,  позволяющие часть маршрута проходить практически бесшумно. Разработчики  утверждают, что беспилотник с таким двигателем способен разогнаться до  278 км/ч.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793116_message-editor_1627412778489-sparrowhawk-recovery-flaps.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793172_message-editor_1627413024809-sparrowhawk-recovery.jpg
Процесс возврата дрона домой. Источник: thedrive.com

Младший  дрон способен вести разведку, осуществлять радиоэлектронное подавление,  создавать ложную цель для вражеского ПВО, а также наносить удары по  наземным целям. Конечно, вооружения на небольшом аппарате, который сам  напоминает крылатую ракету, много не разместить. Поэтому в планах  использовать Sparrowhawk в качестве барражирующего боеприпаса, опционно  оснащённого боеголовкой. В случае, если достойной цели в зоне  ответственности не обнаружено, «перепелятник» может вернуться и  пристыковаться под крыло беспилотника-носителя. И здесь начинается самое  интересное. В General Atomics разработали и летом этого года  продемонстрировали необычную систему возвращения малого дрона. В  качестве носителя используется морской MQ-9B Skyguardian, который  выбрасывает из подкрыльевого пилона многометровый шнур с оранжевым  шариком на конце. Дальше дело автономной техники Sparrowhawk, которая с  помощью двух створок сначала захватывает шнур, а затем фиксирует шарик  словно якорь. Всё – дело сделано, можно ориентировать крыло вдоль  фюзеляжа и возвращаться к дрону-носителю.

Рождение концепции

Идея  дронов тип «воздух-воздух» не нова. В Соединенных Штатах шесть лет  назад разработали концепцию крылатых «гремлинов», базирующихся на  пилотируемых самолетах. Если Sparrowhawk спасает старший более дорогой  беспилотник, то малые дроны X-61A Gremlins оберегают уже непосредственно  людей. Разработкой малогабаритных беспилотников уже несколько лет  занимается компания Dynetics в интересах агентства DARPA. Запускать  X-61A можно практически с любых летающих платформ – начиная от F-16 и  заканчивая C-130. В трюме транспортного самолета, например, могут  находиться до 20 беспилотников. «Гремлины» выполняют точно такие же  функции, что «Ястребы-перепелятники» – разведка, подавление, создание  ложных целей и, в случае необходимости, уничтожение наземных объектов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793164_1280px-gremlinsflighttestnovember2019-en_wikipedia_org.jpg
X-61A Gremlins. Источник: en.wikipedia.org

В  отличие от «перепелятников», X-61A Gremlins готовы в небе собираться в  рои, обмениваться информацией и работать в режиме сетевого  искусственного интеллекта. Отличается и способ возврата на летающую базу  – узел стыковки с материнским шнуром очень напоминает систему  дозаправки в воздухе. Не до конца понятно, сколько времени уйдёт у  экипажа C-130 на вылавливание всех 20-ти «Гремлинов» обратно. Впрочем,  если это будет невозможно или самолет-носитель улетит на недосягаемое  расстояние, беспилотники мягко приземлятся с парашютами. Помимо  пилотируемой техники, авторы проекта рассматривают в качестве носителей и  беспилотники типа упоминаемого выше Reaper. X-61A оснащён  турбовентиляторным двигателем Williams F107, что несколько ограничивает  его полетное время – всего 3 часа, но обеспечивает приличную скорость в  0,8 числа Маха. На борт аппарат может брать до 68 кг (при полной массе в  680 кг) и улетать с ними почти на 1000 км. Авторы проекта заявляют  «Гремлину» ресурс всего в 20 полетов. По последним данным, разработка  сейчас в процессе доводочных испытаний, и решения о принятии на  вооружение Пентагоном ещё не принято.

Проект «Матрешка»

Похоже,  армия Соединенных Штатов всерьёз решила развивать тему младших  беспилотников для собственных ВВС. В дополнение к проектам X-61A  Gremlins и Sparrowhawk в начале этого года агентство DARPA объявило о  старте конкурса Long Shot. Участниками стали настоящие гранды  американского оружейного бизнеса General Atomics, Lockheed Martin и  Northrop Grumman. Несмотря на первоначальное имя программ LongShot или  «Дальний выстрел», гораздо справедливее назвать её «Матрешка». По идее  пилотируемый самолет, к примеру, многоцелевой F-35, несёт дрон, который,  в свою очередь, вооружён ракетами. Учитывая постоянно расширяющиеся  возможности наземных средств поражения авиации, американцы очень боятся  за свою технику и пилотов. Фактически самолету-носителю аппаратов  проекта Long Shot достаточно просто взлететь с аэродрома (авианосца) и  на высоте в несколько сот метров выпустить вооруженный ракетами  «воздух-воздух» беспилотник. В качестве потенциального носителя  рассматривается также грядущий бомбардировщик B-21 Raider. Важным  преимуществом такого подхода является усложнение задачи противника в  деле ухода от удара. Дрон может незаметно подойти к цели и выпустить  ракету в непосредственной близости, что серьёзно сократит время на  реакцию – самолет просто не успеет совершить маневр уклонения. Похоже,  это становится новой концепцией применения авиации – все пилотируемые  летательные аппараты превратятся в носителей дронов удалённого удара.  Как говорит Пол Калхун, руководитель проекта:

«Программа  LongShot меняет парадигму боевых действий в воздухе, демонстрируя  беспилотный летательный аппарат, способный использовать современное и  перспективное оружие  класса «воздух-воздух». LongShot нарушит цепочку традиционных  постепенных улучшений оружия, предоставив альтернативные средства  повышения боевой эффективности.»

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793702_longshot-general-atomics-missile-carrier.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628793717_message-editor_1627418283902-northropgrummanlongshot.jpeg
Long Shot в видении General Atomics (вверху) и Northrop Grumman. Источник: thedrive.com

На  данный момент работоспособных прототипов не построено, компании  упражняются в иллюстрациях и первичных исследованиях. Не до конца  понятно, как аппараты будут возвращаться на место базирования.  Разработчики предусмотрят узел воздушной стыковки или просто  воспользуются парашютом? Или носители ракет сами являются расходным  материалом и обречены погибать после первой же атаки?

Эволюцию  вооружений не остановить и проекты с дальнейшей роботизацией всего и вся  будут расти как грибы. И в США, в Китае, и в России. Но подобная  техника, базирующаяся на средствах связи, становится очень уязвима для  перехвата и радиоэлектронного подавления. В частности, американская  армия находится в очень серьёзной зависимости от собственной системы  GPS. В случае подавления глобального позиционирования или физического  уничтожения даже части спутников, немало американского оружия окажется  грудой металла. Эта «болевая точка» Пентагона очень хорошо известна и  Москве, и Пекину. Тем не менее Соединенные Штаты форсируют разработку  средств борьбы, ещё больше зависимых от средств радиоэлектронной связи  навигации. Причём оружие рассчитано совсем не для войны с банановыми  республиками, а с хорошо оснащённым противником. Парадокс, который,  безусловно, необходимо учитывать потенциальным оппонентам США.

Автор:Евгений Федоров