https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629329099_15.jpg

От независимости до Крыма

Присоединение Крыма к России стало колоссальным ударом для украинских ВМС,  и без того испытывающих трудности с финансированием и боеспособностью,  начиная с момента независимости страны. После крымских событий страна  лишилась 75 % личного состава флота и 70 % кораблей, а также ключевой инфраструктуры.

У  ВМС Украины остался флагман – «Гетман Сагайдачный», который ввели в  эксплуатацию в 1993 году. Этот «фрегат» заложили в 1990-м в качестве  сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей». Очевидно, можно говорить об  его ограниченной боеспособности. В мае 2020-го он провел стрельбы в  Черном море из артиллерийских установок АК-100, АК-630, применив также  комплекс радиоэлектронного подавления ПК-16, однако, все понимают, что  корабль устарел как морально, так и физически.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629328741_34.jpg
Фото: Минобороны Украины

Одни  из немногих новых кораблей, которые получили ВМС – речные  артиллерийские катера «Гюрза-М». Сейчас в составе флота семь таких  единиц: БК-02 «Аккерман», БК-01 «Бердянск», БК-03 «Вышгород», БК-04  «Кременчуг», БК-05 «Лубны», БК-06 «Никополь» и БК-07 «Костополь». Их  боеспособность вызывает вопросы.

Еще в 2019-м заместитель  начальника штаба военно-морских сил Украины по евроинтеграции капитан  первого ранга Андрей Рыженко заявил, что

  «катер «Гюрза-М» не может выполнять задачи в Черном море при волнении  три балла и более и имеет весьма ограниченные огневые возможности».

В последнем случае имелось в виду то, что планировавшийся к установке ракетный комплекс так и не был установлен.

Старые планы

То,  что Украина не получит флот, сравнимый с военно-морскими силами ведущих  стран черноморского региона, было понятно давно. С другой стороны,  протяженность морских границ (да и сам факт того, что Украина – самое  большое европейское государство) вынуждает ее двигаться в этом  направлении.

Главным и, по сути, единственным ее амбициозным  военно-морским проектом был и остается «Владимир Великий» – корабль  проекта 58250, который разработали специалисты  «Исследовательско-проектного центра кораблестроения» (КП «ИПЦК») в  Николаеве.

Работы по проектированию начали в 2005-м, а заложили  корабль 17 мая 2011-го. Сейчас уже мало кто помнит, но изначально страна  хотела получить четыре таких корвета. В настоящий момент эти планы  звучат почти фантастично, однако, если вдуматься, это и есть тот самый  необходимый минимум, который бы позволил говорить об украинском флоте,  как о чем-то реально боеспособном и отвечающем современным вызовам.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629328784_333333333333333333333333.jpg

Пересказывать всю историю  «Владимира Великого» смысла нет: она долгая и весьма характерная для  независимой Украины. Отметим лишь, что изготавливал корабль  «Черноморский судостроительный завод».

В июле 2021 хозяйственный  суд Николаевской области утвердил отчет про окончательную ликвидацию  ПАО «Черноморский судостроительный завод», признанное банкротом. Была  завершена вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ЧСЗ, а  также все технологические циклы деятельности предприятия. У завода не  осталось никакого имущества: его инвентаризировали и распродали.  Полученные от реализации средства была направлены на погашение долгов.

Новая жизнь

Можно  было бы подумать, что на этом история «Владимира Великого» и всего  проекта 58250 завершилась. Однако, видимо, в преддверии 30-летия  независимости (Украина отмечает День Независимости 24 августа)  понадобились новые «успехи».

12 августа в украинском Минобороны заявили, что корабль могут достроить.

Уже  на другом неназванном предприятии. Комплектующие данного корабля с  целью их сохранения и дальнейшей достройки будут туда перемещены.

  Сейчас совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины  прорабатывается вопрос достройки корабля уже по классу «фрегат». В таком  формате в будущем «Владимир Великий» сможет заменить в боевом составе  Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины «Гетмана Сагайдачного»,

– заявил министр обороны Украины Андрей Таран.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629328878_66666666666666.jpg

Процент  готовности корабля составляет всего лишь 17 80_ Изготовлены блоки 1–7  основного корпуса корабля и блок 8 надстройки корабля, закуплена часть  оборудования отечественного и иностранного производства. На данный  момент на корабль уже потратили более 71 млн долларов (при прошлом курсе  – 1 доллар за 8 гривен). Согласно оценкам, достройка обойдется еще в  миллиард.

Таран также отметил, что возможности достройки корабля  «Владимир Великий» тесно связаны с программой «АДА» и сотрудничеством с  турецкой стороной.

Международное сотрудничество

Уместно напомнить, что Ada – тип корветов, разработанный в первую очередь для турецких ВМС.

Турецкий  флот уже ввел в эксплуатацию четыре таких корабля, а в прошлом году  Украина и Турция заключили контракт на постройку новых корветов, но их  число и сроки выполнения контакта доподлинно не известны. Сообщалось,  что строительство частично будут вести на украинском предприятии  «Океан».

Летом было обнародовано, что первый корпус корабля для  Украины заложили в Турции. Позже сообщалось, что первый корвет Ada  поступит в ВСУ не раньше 2025–2030 года.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629328907_78.jpg

Эта программа выглядит вполне целесообразной: как, впрочем, и сотрудничество Украины и Турции в оборонной сфере.

А вот достройка «Владимира Великого» кажется спекуляцией чистой воды.

  «Достройка корвета «Владимир Великий»‎ в данный момент нецелесообразна,  – приводит украинское издание «Думская» слова своего источника в  Военно-морских силах Украины. – Мы не сможем выделить для его достройки  денежные средства. Сейчас мы должны платить Турции за постройку четверки  корветов типа ADA, на очереди британские тральщики и американские  патрульные катера, на это нужны огромные деньги, которых нет».

Единственная  причина, по которой про корвет (фрегат?) еще вспоминают, лежит не  столько в военной, сколько в политической плоскости, о чем мы уже  говорили выше.

Инцидент с этим кораблем очень похож на недавнюю (нужно сказать, не менее показательную для Украины) историю с танком «Оплот».

Напомним,  после длительного перерыва харьковский завод имени Малышева всё же  произвел один танк БМ «Оплот», который должен принять участие в военном  параде ко Дню Независимости. При этом, что показательно, машин такого  типа до сих пор нет на вооружении украинской армии, хотя ранее полсотни  танков поставили в Таиланд.

Возвратимся к кораблям.

Нужно  полагать, что конец проекта 58250 не станет концом украинских ВМС. Они  будут существовать как минимум до тех пор, пока Запад будет поставлять  Украине уже не нужные ему корабли и суда. Это, как показывает практика,  может продолжаться долго.

Автор:Илья Легат