https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629122558_2.jpg

Авианосное  соединение во главе с авианосцем «Карл Винсон» (типа «Нимиц») покинуло  базу в Сан-Диего на тихоокеанском побережье и направилась через Тихий  океан на Ближний Восток.

Поход в целом рутинный, ставящий целью обучение экипажа,  отработку учебных задач с союзниками и защищать интересы США в районах  Ближнего Востока.

Но есть одно существенное отличие.

Авиационная  группа «Карла Винсона» впервые будет использовать в своем составе  палубную модификацию новейшего истребителя-бомбардировщика F-35C.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629122571_f-35c-lightning-ii-6903.jpg

Одновременно с F-35C планируется применять самолеты РЭБ ЕА-18G и новейшую модернизацию самолета ДРЛО Е-2D.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629122644_3.jpg
Самолет РЭБ ЕА-18G

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629122742_1_d_850.jpg
Самолет ДРЛО Grumman E-2D

Американские  специалисты уверены, что такое сочетание обеспечит самолетам  максимальную эффективность при выполнении поставленных задач. Эксперты  утверждают, что такая группировка самолетов способна уничтожить радары,  командные пункты, центры слежения и наведения и истребители противника  раньше, чем противник вообще сможет обнаружить ударную группу в воздухе.

Потому  авиационная группа «Карла Винсона» несколько изменена. Помимо последней  модификации «Супершершня» F/A-18E-F, на борту будет десяток F-35C.  Самолетов РЭБ EA-18G «Growler» тоже будет больше, чем обычно: семь  вместо пяти по штату. И самолетов ДРЛО E-2D «Hawkeyes» тоже больше: пять  вместо четырех.

Это говорит лишь о том, что действительно, в  планах командования стоит весьма активное использование в группах  совместно с истребителями-бомбардировщиками самолетов радиоэлектронной  разведки и борьбы.

Плюс на борту авианосца присутствует новая  модификация CMV-22B «Osprey», возможности которого тоже будут  опробоваться в условиях предстоящих учений.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629122841_vmm-161-greyhawks-018.jpg

Учитывая,  что перед выходом в море летный состав авиагрупп смог получить  достаточную подготовку в наземных условиях, все, что остается – это  отработать применение непосредственно с палубы.

Новая схема  компоновки авиакрыла по мнению американских военных специалистов будет  обладать не только большей эффективностью в плане нанесения противнику  урона, но и большей живучестью.

Ставка будет делаться на EA-18G  «Growler», которые должны будут стать центром некинетических атак по  противнику, а увеличение количества этих самолетов даст авиагруппе  больше возможностей как по отражению РЭБ-атак со стороны противника, так  и больше воздействия на противника всеми некинетическими способами.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629122969_5.jpg

Плюс  увеличение количества «глаз» в виде дополнительного и к тому же  модернизированного E-2D, осуществляющего воздушный контроль  пространства.

А изначальный козырь F-35C в виде радиолокационной  незаметности и новейшего радиоэлектронного оборудования становится  третьей составляющей, которая повышает шансы крыла на выживание в боевых  условиях.

Итак, разведка, раннее обнаружение противника,  использование РЭБ для подавления систем обнаружения противника,  малозаметность и ракеты.

И американские специалисты полагают,  что главным в этом является ограничение возможностей противника по  обнаружению американских авиагрупп. И действительно, средства разведки  противника могут быть выведены из строя внезапными ударами F-35C,  которые будут наводиться по целеуказаниям EA-18G и под надежным  прикрытием Е-2D. Ну а затем дело привычное – работать при полном  превосходстве в воздухе американцы умеют.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629123040_6.jpg

Так что перспективы действительно (по мнению американцев) имеют место быть.

И о логистике. Здесь тоже не без новаций.

Раньше  все транспортные функции по срочным доставкам на борт авианосца (личный  состав, почта, запчасти и прочие полезные грузы) возлагались на С-2А  «Greyhound».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629123037_1280px-c-2_landeanflug.jpg

Старый «Грейхаунд» пашет на ВМС с 1966 года и его давно пора менять. Вечного ничего нет.

Кстати, и Е-2D «Хокай» тоже на базе С-2А создан «Грумманом». Со всеми вытекающими последствиями.

Теперь  транспортно-логистические операции планируется возложить на CMV-22B  «Оспрей», не самолет, а конвертоплан. Самое интересное здесь то, что  грузовой отсек «Оспрея» может вместить в себя, например, двигатель для  F-35, чего не получается с отсеком на С-2А. И это весьма большой шаг  вперед в плане технической надежности всей авиационной группировки.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629123093_7.jpg

Кроме  того, CMV-22B давно используется Корпусом морской пехоты США. Известная  машина. CMV-22B может летать по ночам, что было недоступно для С-2А.  Конвертоплан сертифицирован для ночных полетов, и, хотя личный состав по  ночам не перевозят официально, в случае аварий, когда необходимо срочно  привезти запасные части и оборудование, CMV-22B будет весьма полезен.

Плюс конвертоплан имеет большую дальность, нежели самолет.

Вообще ударная группа получается вполне. Можно было бы поискать в ней изъяны, но…

К  сожалению, в нашем распоряжении нет ничего даже близко похожего.  Палубный истребитель 5 поколения только на словах (да, МиГ-29К это 4+,  но это МиГ-29К, самолет из прошлого века), палубных самолетов РЭБ и ДРЛО  нет вообще.

Мы часто говорим, что авианосец – это инструмент  борьбы с странами третьего мира. Очень уязвимый от атак, например,  подводных лодок.

В общем, как показывает практика применения АУГ  Соединенными Штатами, это действительно так. И в плане «воспитания»  стран третьего мира, и в плане уязвимости.

Однако вот такое  проецирование силы, какое будут испытывать США на практике в плане  применения новых самолетов и возможно успешное, заставляет иначе  взглянуть на так уж и никчемные авианосцы. АУГ из авианосца, 1-2  ракетных крейсеров и 6-8 эсминцев будет весьма эффективным <noindex>оружием</noindex> в любом локальном конфликте.

Хотя  «Циркон» или «Калибр» все-таки смогут стать ограничением возможностей  АУГ даже в новом формате. Но это тема отдельного разговора. равно как и  возможность российских и китайских средств обнаружения.

Автор:Роман Скоморохов