Nieuport N.14
Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Самолет-разведчик
Одними из самых массовых самолетов I мировой войны, особенно первой ее половины, были полуторопланы французской фирмы Ньюпор. Ее конструкторы создали схему, на тот момент наиболее полно удовлетворявшую требованиям как истребителя, так и разведчика. Изюминка заключалась в узком нижнем крыле, значительно меньшей площади, чем верхнее. Это с одной стороны положительно сказалось на аэродинамике и, как следствие, на маневренных качествах, что было важно для воздушного охотника, с другой - давало прекрасный обзор земли, облегчая наблюдение с разведчика. 1916 год был годом триумфа Ньюпоров. Истребители с индексами XI, XVII, XVI, XXI и др., разведчики Ньюпор X и Ньюпор XII были на вооружении большинства воюющих стран по обе линии фронта (Ньюпор XI и XVII выпускались в Германии, скопированные с трофейных образцов). Естественно, что фирма активно работала над дальнейшим усовершенствованием машины.
Для линии разведчиков основным камнем преткновения стали двигатели. Ограниченная мощность ротативных моторов сдерживала габаритно-весовой рост самолетов и улучшение их данных. Поэтому, приступая к проектированию нового разведчика, был использован новый, и очень удачный на то время, рядный двигатель Испано-Сюиза 8Аа мощностью 150 л.с. Как и все самолеты Ньюпора, этот аппарат использовал максимум от своих предшественников, однако существенно увеличенная площадь крыла и рядный мотор делали его непохожим на собратьев.
В начале 1916 года новый разведчик был запущен в ограниченное серийное производство под индексом 14А2 (14 - модель, А - разведчик, 2 - число членов экипажа). Однако фактически он мог выполнять функции ближнего бомбардировщика, доставляя к цели 180 мм бомбы. Оборонительное вооружение осталось таким же, как и на Ньюпоре XII - 1 пулемет Льюис на турельной установке.
Большого распространения машина не получила - погубила ее, как это не странно звучит, считавшаяся удачной схема. Пространственная трехгранная ферма, образованная единственным лонжероном нижнего крыла и двумя верхнего, была нежесткой на кручение. И если на короткокрылых истребителях кое-как спасали растяжки (и то недолго - в 1917 году в связи с ростом скоростей полета пришлось перейти на стандартную бипланную схему), то на самолете с большим размахом даже при небольших скоростях жесткость оказалась недостаточной. В авиации Франции Ньюпорами 14 со 175-сильными Испано-Сюизами были вооружены лишь три эскадрильи. Еще 50 машин 9 октября 1916 г. заказала авиация флота Великобритании. Как и прототип, последние должны были иметь 150-сильный двигатель.
Такие же моторы планировалось поставить на Ньюпор 14 и в России. По всей видимости, в 1916 году была закуплена лицензия на их производство, которое планировалось наладить на заводах Моска в Москве и Анатра в Одессе. В общей сложности должно было быть выпущено порядка 200-300 самолетов этого типа. Однако, как обычно, освоение затянулось. К 1917 году самолет уже безнадежно устарел, к тому же началась полоса революций. Сведений хотя бы об одном выпущенном в России Ньюпор 14 нет.
ЛТХ:
Модификация Nieuport 14A.2
Размах крыла, м 11.90
Длина, м 7.87
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 30.00
Масса, кг
пустого самолета 620
нормальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость , км/ч 155
Крейсерская скорость , км/ч 125
Продолжительность полета, ч 4
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: турельный 7.7-мм пулемета Lewis