https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630445722_333333333.jpg
Фото: Interpolit

Развитие программы

Презентация на авиасалоне МАКС легкого тактического самолета Checkmate (сейчас  его уже открыто называют Су-75) привела к тому, что про первую  российскую «пятерку» почти забыли. А ведь совсем недавно она прошла,  можно сказать, ключевой этап – первую серийную машину поставили ВКС.  Строго говоря, это должно было состояться еще годом ранее, однако самая  первая серийная машина разбилась в декабре 2019-го на испытаниях (то  есть поставленный самолет де-факто вторая серийная машина).

В  любом случае это лишь начало. Как заявил в июле Руководитель  Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, Минобороны  будет получать начиная с 2022 по 12 таких истребителей в год. А общее  число машин по соглашению, подписанному на форуме «Армия-2019», составит  76 истребителей.

На первый взгляд, всё довольно неплохо. Однако  уместно напомнить, что тех же F-35 Lightning II по состоянию на август  2021 построили свыше 670 единиц. Кроме того, Су-57 не может похвастаться  ни одним зарубежным контрактом (либо мы о них просто не знаем), хотя  ранее имели место данные об интересе со стороны Индии, Алжира и Турции.  Здание Минобороны Алжира даже украсили изображением истребителя.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1630446052_izobrazhenie-su-57-na-zdanii-minoborony-alzhira-jeh4q57q-1613833201.jpg

На  этом фоне продолжаются разговоры о наделении самолета принципиально  новыми возможностями. Чаще всего говорят про новый двигатель «Изделие  30», который должен сменить используемые сейчас и не отвечающие в полной  мере требованиям пятого поколения АЛ-41Ф1. Но есть и более оригинальные  идеи.

Один плюс один

Недавно японцы предложили необычные варианты компоновки двухместной кабины истребителя Су-57.

Один  из вариантов предполагает «вертолетное» размещение членов экипажа,  когда вместо одной кабины с тандемным размещением пилотов используют две  раздельные кабины с расположением одной над другой. Справедливости  ради, есть и более привычные схемы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630445730_3.jpg

Это  можно было бы списать на полет фантазии, если бы не одно «но»: в самой  России все активней говорят про двухместный Су-57. Причем если раньше  это не выходило за рамки рисунков на тему экспортной версии самолета  FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), то сейчас все довольно  серьезно.

«В планах у Министерства обороны и  у КБ «Сухого» – изготовление двухпилотной кабины, которая расширит  экспортный спрос на эту модель <…>, она может создать  дополнительный спрос»,

– сказал летом вице-премьер Юрий Борисов.

Это  заявление, на первый взгляд, выглядит логично. Двухместный Су-30 стал  главным экспортным истребителем страны: сейчас произвели более 600 таких  машин разных версий. А вот что касается более «продвинутого»  одноместного Су-35, то таких машин иностранные клиенты купили лишь  несколько десятков.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630445780_78.jpg

Однако нужно понимать, что Су-30 и Су-35 появились в разное время, когда рынок боевой авиации  и расстановка сил в мире сильно отличались. Значительную часть  двухместных «Сушек» Индия заказала еще в 2007 году, а Су-35 совершил  первый полет лишь в 2008.

Само решение создавать одноместный истребитель появилось не на пустом месте.

Современная  бортовая электроника позволяет в полном объеме решать все основные  боевые задачи одному летчику (эпоха беспилотных истребителей пока еще не  настала, но и этого нельзя исключать). Если убрать учебно-тренировочный  аспект, то создание двухместный машины, вообще, выглядит анахронизмом.  Уместно сказать, что сейчас ни одна страна мира не производит  двухместных истребителей пятого поколения.

Вопрос лежит не  только в плоскости совершенствования БРЭО. Конечно, для современного  истребителя, цена которого может измеряться сотнями миллионов долларов,  это не принципиальный вопрос, но всё же. При прочих равных двухместная  машина дороже, имеет большую массу, а ее потеря более чувствительна для  страны (в силу большего экипажа).

В связке с БПЛА

Однако, возможно, будущее принесет ряд сюрпризов, о которых сейчас мало кто догадывается.

Речь, как ни странно, лежит в плоскости развития БПЛА.

  Для управления новейшими беспилотниками «Охотник» будет создан  двухместный командный вариант Су-57. Предполагается, что истребитель,  разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех  «Охотников»,

– сказал летом ТАСС источник в военно-промышленном комплексе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630445853_22.jpg

О  связке «Охотника» и Су-57 говорят давно и далеко не всегда в контексте  создания новой версии истребителя. Напомним, первый представляет собой  крупный ударный БПЛА (один из самых больших в мире на данный момент),  который в разное время рассматривали и как чистый ударник, и как  беспилотный ведомый и даже как перехватчик.

Пока сложно говорить  что-то конкретное про его возможности. Если верить данным СМИ, то  боевая нагрузка «Охотника» будет составлять около 3 тонн, а максимальная  скорость достигает 1 000 километров в час при дальности полета 6 000  километров.

Видимо, вопрос выходит за рамки программы создания «Охотника». Еще в апреле источник РИА Новости  в авиастроении заявил, что Су-57 сможет нести во внутренних отсеках  больше десяти разных БПЛА, включая ударные. А еще раньше сообщалось, что  перспективный российский БПЛА «Гром» сможет управлять десятью ударными  беспилотниками «Молния», которые будет запускать «другой авиационный  носитель».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630620803_c0e816e9-b69f-4583-846b-fd685bf5db41.jpg

Что даст такой подход?

Пока  сложно сказать конкретно. По мнению военного историка Дмитрия  Болтенкова, даже при использовании спутниковых каналов связи неизбежна  задержка прохождения сигнала, что мешает сейчас задействовать БПЛА в  воздушном бою или в трудной и быстро меняющейся обстановке. Проще  говоря, в случае войны с сильным хорошо оснащенным противником  беспилотники лучше держать под рукой. Благодаря прямому  автоматизированному взаимодействию БПЛА и пилотируемого самолета можно  избежать задержек сигнала и повысить эффективность беспилотных  аппаратов.

Летчику не нужно будет полностью контролировать БПЛА,  достаточно просто давать ему команды. В этом случае наличие второго  пилота, который бы координировал действия беспилотных машин не лишено  смысла: современному летчику-истребителю и так приходится иметь дело с  огромным массивом данных, поступающих от разных датчиков. Дополнительная  нагрузка может быть лишней, даже с учетом множества виртуальных  помощников.

Стоит сказать, что беспилотный ведомый – не  российское ноу-хау. Еще в феврале в воздух поднялся созданный  австралийским подразделением Boeing аппарат Loyal Wingman, который  должен будет решать такого рода задачи.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630445869_loyal-wingmn.jpg

В  этом направлении сейчас работают и европейцы. Правда, если США больше  говорят про поддержку истребителей пятого поколения, то ЕС и  Великобритания ведут работы с прицелом на шестое. В первом случае это  то, что знают как FCAS или Future Combat Air System, во втором –  программа Tempest. Примечательно, впрочем, что европейские истребители  будущего видят одноместными. По крайней мере, пока что.

Автор:Илья Легат