https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631055632_11111111.jpg
Фото: fotografersha.livejournal.com

Трудности перехода

Недавний Международный  Военно-технический форум «Армия-2021» запомнился многими новинками,  однако особое место в нем занял УТС-800 от Уральского завода гражданской  авиации. Перспективный учебно-тренировочный самолет может хорошо послужить вооруженным силам, а может, как проект, окончиться ничем.

Впрочем, обо всем по порядку.

Сейчас  для начальной учебной подготовки российских курсантов используют  австрийские самолеты Diamond DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Машины  для Минобороны производят по лицензии на Уральском заводе гражданской  авиации. По состоянию на 2021 год в России изготовили 150 самолетов  DA40.

После них летчиков обучают на таких машинах, как известный  чехословацкий учебно-боевой самолет L-39 Albatros и более современный  российский Як-130. Эксперты не раз говорили о том, что этот самолет  чересчур сложен и дорог, однако отказываться от него никто не планирует.  Тем более что большой потенциал машины позволяет использовать ее как  легкий штурмовик.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631055632_12.jpg
Фото: Минобороны РФ

История  российских поршневых учебно-тренировочных самолетов первоначальной  подготовки, которые должны сменить зарубежные, не менее примечательна:  это тем более актуально, если учесть, что их судьба решается прямо  сейчас.

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, в  настоящий момент проводят конкурс, призванный найти замену парку учебных  машин. Участие в нем принимают Як-152 и УТС-800.

По  словам Шойгу, для эффективного использования потенциала существующих и  перспективных авиакомплексов нужно не меньше 700 качественно  подготовленных летчиков-выпускников в год. Для этого материальная база  вузов должна включать не меньше 500 современных учебно-тренировочных  самолетов и две сотни вертолетов.

Як-152

Разработанный  ОКБ имени Яковлева и производимый ПАО Корпорация «Иркут» Як-152  совершил первый полет еще в 29 сентября 2016 года, однако за все эти  годы произвели только три опытных образца.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631055633_3333333333333333.jpg
Фото: Anna Zvereva / flickr.com

Тем  не менее, на первый взгляд, все выглядит неплохо. Будучи частью  учебно-боевого комплекса Як-130 самолет Як-152 получил полностью  унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины.  Совместное применение двух машин должно заметно облегчить подготовку  летного состава. Як-152 имеет тандемное расположение членов экипажа,  максимальная взлетная масса составляет 1480 килограмм, а максимальная  скорость Як-152 – 500 километров в час (при крейсерской скорости 380  километров в час).

Самолет получил авиационный 12-цилиндровый  V-образный дизельный двигатель RED A03Т V12 (взлетная мощность  составляет 500 лошадиных сил) германской компании RED Aircraft.  Финансирует ее российский холдинг «Финам». На территории России эти  изделия собирает и обслуживает компания «Руссо-Балт».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1631055727_red_a03_side_view_with_gearbox.jpg
Источник: wikipedia.org

Несмотря  на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и  частичную ликвидацию зависимости от импортных поставок, производство  дизельных двигателей для «Яка», видимо, остается слабым местом проекта. В  пользу этого, в частности, говорит заявление гендиректора Центрального  института авиационного моторостроения имени Баранова, Михаила Гордина.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631056330_maxresdefault.jpg
Источник: youtube.com

По  его словам, учебно-тренировочный самолет Як-152 может получить  отечественный двигатель. Правда, его пока рассматривают не в качестве  замены двигателя RED, а в роли «аналога». Специалист признает крайне  удачную компоновку RED A03Т V12 и наличие в нем комплектующих, которые  Россия не производит. Так или иначе, пока что все это не более чем планы  и предмет «отдельной опытно-конструкторской разработки».

УТС-800

Трудности  с дизельным двигателем Як-152 открывают дорогу детищу Уральского завода  гражданской авиации (УЗГА) – самолету УТС-800. Он должен получить  российский турбовинтовой двигатель ВК-800С мощностью 800 лошадиных сил.  Турбовинтовую модификацию разработали на основе российского  газотурбинного авиационного двигателя ВК-800 производства Завода им. В.  Я. Климова. В рамках программы Министерства торговли и промышленности  России разработку турбовинтовой версии с 2017 года проводит УЗГА.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631055678_000000000000000000000.jpg
Фото: Михаил Жердев

Задача,  которую ставят перед УТС-800, такая же, как и перед Як-152. Но это все  же совсем разные машины. Максимальная взлетная масса «800-го» превышает  2000 килограммов. Масса пустой машины составляет 1706 килограммов. У  Як-152 максимальный взлетный вес, как уже говорили выше – 1480  килограммов.

Максимальная скорость горизонтального полета  УТС-800 составляет 460 километров в час, а крейсерская – 360 километров в  час. В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре  лопасти. По словам главного конструктора УТС-800 Дмитрия Тинякова,  самолет имеет два типа заправки топливом. Один предназначен для  выполнения фигур высшего пилотажа, другой выступает в качестве  многоцелевого. В зависимости от типа заправки машина либо подходит для  фигур высшего пилотажа, либо получает большую продолжительность  нахождения в воздухе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631055754_666666666.jpg
Фото: Михаил Жердев

По  словам Тинякова, цена самолета в эксплуатации будет раз в пять ниже,  чем в случае с Як-130. По разным данным она составит не то 25 тысяч  рублей за летный час, не то 32. В любом случае сравнение с Як-130 не  совсем корректное: машины находятся в разных классах, хотя и призваны  решать схожие задачи. А вот если сравнивать по цене УТС-800 и Як-152, то  показатели будут явно не на стороне первой машины.

Помимо  этого, одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет  собой «копию» австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский  самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на  нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла  существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того,  воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в  случае с DART.

Дорогу осилит летающий

УТС-800, при  всех своих теоретических минусах и плюсах, еще ни разу не был в небе, в  то время как «Як» давно летает (пусть речь идет об очень небольшом числе  машин). Если ничего не изменится, поднять УТС-800 в небо Уральский  завод гражданской авиации сможет до конца года. После этого машине  предстоит долгий путь испытаний, который «Як» уже частично прошел.  Серийное производство УТС-800 наметили на 2024 год.

Стоит также  сказать, что иногда критикуют саму концепцию винтового тренировочного  самолета, так как он далек от современного истребителя в плане  управления, скорости, маневренности и так далее.

В качестве  альтернативы иногда предлагают относительно недорогой  учебно-тренировочный самолет СР-10, оснащенный турбореактивным  двигателем АИ-25ТЛ (он украинский, так что в серию самолёт должен пойти с  российским АЛ-55). Первый полет машина совершила в 2015 году. На  сегодня построен один прототип.