https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631193212_sosna-3.jpg
ЗРК "Сосна" опытного облика на местности. Графика КБ Точмаш

В интересах противовоздушной обороны сухопутных войск сейчас  разрабатывается перспективный самоходный зенитный ракетный комплекс  «Сосна». Его серийный облик сформирован и утвержден, но при этом  продолжаются поиски альтернативных решений. Так, на прошедшем форуме  «Армия-2021» впервые показали новую модификацию «Сосны» на нестандартном  шасси в виде бронетранспортера БТР-82А.

Пути развития

ЗРК  «Сосна» разрабатывается КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана  (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей») при содействии ряда других  организаций. Целью проекта является создание ЗРК ближнего действия для  войсковой ПВО, способного заменить устаревающие изделия линейки  «Стрела-10». При этом планировалось сохранить некоторые возможности  предшественника, а также нарастить все основные характеристики.

Основным  компонентом ЗРК «Сосна» является боевой модуль с аппаратурой поиска и  управления, а также с пусковой установкой для ракет. Согласно проекту,  такой модуль, в исходном или доработанном виде, может устанавливаться на  разные шасси, в зависимости от требований заказчика. Такие возможности  уже демонстрируются при помощи выставочных образцов, а в будущем их  используют при перевооружении российской армии.

Первый вариант  «Сосны», показанный заказчику и общественности, был выполнен на  многоцелевом шасси МТ-ЛБ. Прототип такого облика прошел весь цикл  испытаний и подтвердил расчетные характеристики. На «Армии-2019»  раскрыли серийный облик комплекса, в котором используется более новое  шасси БМП-3. Кроме того, по мере испытаний вносились изменения в  конструкцию боевого модуля, его аппаратуры и ракеты.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631193229_sosna-5.jpg
Унифицированный боевой модуль "Сосны" в экспозиции "Армии-2021". Фото КБ Точмаш

ЗРК  «Сосна» создается для частей ПВО сухопутных войск. Параллельно на его  основе разрабатывают комплекс для воздушно-десантных войск под названием  «Птицелов». Как сообщается, в его составе вновь будет использован  унифицированный боевой модуль с современной ЗУР. Их разместят на шасси  БМД-4М. Это упростит эксплуатацию зенитного комплекса в частях ВДВ, а  также сделает его авиадесантируемым.

Новое шасси

Опытный  и серийный облик «Сосны», а также комплекс «Птицелов» объединяет  использование гусеничных шасси. При этом унифицированный боевой модуль  может использоваться и с колесной техникой, соответствующей требованиям  по грузоподъемности, энергоснабжению и т.д. Не так давно подобные  теоретические возможности решили использовать на практике.

В июне  прошлого года руководство «Военно-промышленной компании» рассказало о  своих планах по дальнейшему развитию существующего бронетранспортера  БТР-82А. Сообщалось, что на базе этой машины создаются несколько новых  проектов техники разного назначения. В частности, прорабатывался вопрос  создания колесной модификации ЗРК «Сосна». Какие-либо подробности такого  проекта не уточнялись.

В феврале этого года «ВПК» подтвердила  проведение работ по «Сосне» на базе БТР-82А. К этому моменту было  проведено макетирование, и в ближайшее время планировалось начать новые  стадии проекта.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631193199_sosna-1.jpg
Макет колесного комплекса на выставке IDEX 2021. Фото Armyrecognition.com

В  марте, на выставке IDEX 2021 КБ Точмаш показало возможный облик  колесной «Сосны». На стенде предприятия присутствовал макет с известным  боевым модулем на базе БТР-70. Почему выбрали именно это устаревшее  шасси, неясно. Впрочем, даже такая модель показывала принципиальную  возможность создания новой модификации ЗРК, а также косвенно  подтверждала продолжение работ.

Полноценный образец нового облика  впервые показали на форуме «Армия-2021». Основой для него, как  сообщалось еще в прошлом году, стало шасси БТР-82А. При постройке  прототипа некоторым изменениям подверглась крыша корпуса. Также пришлось  перестроить внутренние объемы десантного отделения и изменить состав  агрегатов. В остальном бронетранспортер остался прежним.

Перспективы проекта

Будущее  ранее созданных версий «Сосны» уже известно. Модификация на шасси МТ-ЛБ  так и останется опытной, а в серию в ближайшее время пойдет вариант на  корпусе БМП-3. В 2024-25 гг. ВДВ смогут получить свои первые ЗРК  «Птицелов» на десантируемом шасси БМД-4М. Кроме того, проект «Сосна»  имеет заметные экспортные перспективы, и зарубежные заказчики могут  приобретать комплексы в разной конфигурации.

Планы на новую  колесную модификацию пока не раскрывались. Возможно, ее планируют  предложить для оценки министерству обороны. Кроме того, макет подобного  ЗРК демонстрировался на зарубежной выставке – вероятно, чтобы  заинтересовать иностранные армии. В таком случае база в виде БТР-70  должна была показать принципиальную возможность строительства «Сосны» не  только на современных шасси.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1631193232_2.jpg
"Сосна" на шасси БТР-82А. Фото Bmpd.livejournal.com

Планы  разработчиков и армии на ЗРК «Сосна» с шасси БТР-82А неизвестны. Однако  можно определить сильные и слабые стороны такого проекта, а также  попытаться предугадать его будущее. В целом эта разработка выглядит  достаточно интересно и может найти свое место в наших вооруженных силах  или в зарубежных армиях.

Ключевые характеристики новой версии  «Сосны» определяются унифицированным боевым модулем с развитой  оптико-электронной станцией и средствами управления огнем, а также  современной ЗУР «Сосна-Р». Эти компоненты ЗРК уже прошли необходимые  испытания и доработку, после чего было рекомендованы к принятию на  вооружение. Соответственно, по боевым характеристикам ЗРК на колесном  шасси не должен отличаться от техники опытного и серийного облика.

Шасси  БТР-82А, как и другие использованные образцы, имеет высокий потенциал с  точки зрения унификации и эксплуатации в войсках. Российская армия  имеет большой парк БТР-82А, БМП-3 и МТ-ЛБ, что упростит эксплуатацию  всех модификаций «Сосны». Одновременно с этим колесное шасси новой  постройки или переделанное из старого БТР-80 существенно дешевле  гусеничной техники, как в производстве, так и в использовании.

Колесные  шасси имеют известные преимущества перед гусеничными. В первую очередь,  это более высокие показатели подвижности и мобильности на автодорогах.  Колесный вариант «Сосны» сможет сопровождать войска не только на  переднем крае или в ближних тылах, но и при переброске на большие  расстояния. Он вполне способен двигаться в одной колонне с танковозами и  другой техникой – и защищать их от нападения с воздуха.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631193208_sosna-4.jpg
Вид с другого ракурса. Фото КБ Точмаш

Следует  учитывать, что по проходимости на местности БТР-82А уступает гусеничным  бронемашинам. В то же время, он полностью отвечает предъявляемым  требованиям Минобороны к своему классу техники. Следовательно, и ЗРК на  его базе соответствует специфике боевого применения на разных  ландшафтах.

Ввиду характерных отличий и специфического  соотношения характеристик, колесную «Сосну» вряд ли можно рассматривать в  качестве замены для гусеничного образца серийного облика. Однако такой  комплекс может дополнить его с учетом тех или иных обстоятельств. Так, в  мотострелковых частях параллельно используются колесные БТР и  гусеничные БМП, и такой же подход может быть применен при дальнейшем  развитии войсковой ПВО.

Неясное будущее

Таким  образом, колесная модификация ЗРК «Сосна» представляет собой достаточно  интересный в техническом отношении проект. Главным его результатом  оказывается объединение сильных сторон унифицированного боевого модуля и  современного бронированного шасси. Получившаяся машина существенно  отличается от других модификаций комплекса, что улучшает технические,  эксплуатационные и даже коммерческие перспективы всей линейки.

Однако  будущее «Сосны» на шасси БТР-82А пока остается неопределенным. Проект  был разработан недавно, и опытный образец вряд ли успел пройти все  необходимые испытания. Кроме того, потенциальные заказчики пока не имели  возможности внимательно изучить такой ЗРК и сделать выводы.

Впрочем,  широкое использование готовых компонентов будет полезным и в этом  контексте. Оно ускорит проведение испытаний и доводки, благодаря чему  уже в ближайшее время можно будет открыть прием заказов. И после этого  судьба колесной «Сосны» будет зависеть только от планов министерства  обороны.

Автор:Рябов Кирилл