Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru
Ровно 85 лет назад 24 сентября 1936 года в бухту Провидения в Анадырском заливе вошли боевые корабли, перебрасываемые с Балтики на Тихоокеанский флот. Проводка двух эсминцев вошла в историю, как Экспедиция особого назначения под номером 3. Уникальность секретной экспедиции заключалась в том, что она стала первой успешной проводкой боевых кораблей с Балтики на ТОФ по Северному морскому пути за одну навигацию.
Экспедиции особого назначения
Экспедиции особого назначения (ЭОН) – это общее название для целой череды операций, представляющих собой длительные по времени переходы кораблей советского ВМФ с одного флота на другой. Данные операции активно проводились как в предвоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны и даже после её завершения.
Все экспедиции были номерными, их формирование происходило на основании приказов высшего военного руководства страны и флота.
Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по только что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.
Эсминцы, сторожевые корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Северного флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной только 1 июня 1933 года.
ЭОН-3 стала первой экспедицией по переброске боевых кораблей с Балтики на Тихоокеанский флот.
Экспедиции особого назначения продолжались более 20 лет. Последние из них проводились уже в середине 1950-х годов. Так, в рамках экспедиции ЭОН-66, которая стала самой массовой в истории, в июне-сентябре 1956 года на Дальний Восток было переброшено 45 кораблей различных классов, в том числе два крейсера проекта 68бис: «Александр Суворов» и «Адмирал Лазарев».
Важность проводки боевых кораблей по Северному морскому пути
Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы. В историю вошли походы ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 году и неудачная экспедиция «Челюскина» в 1933 году. Зажатый во льдах «Челюскин» в итоге затонул в Чукотском море, а спасение членов его экипажа стало настоящей эпопеей, которая широко освещалась в СМИ и подарила стране первых Героев Советского Союза.
Эсминцы типа «Новик», ноябрь 1915 года, фото: wiki.wargaming.net
В свою очередь, проводка по СМП боевых кораблей в 1936 году долгое время оставалась неизвестной для широкой аудитории. Операция по переброске двух эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот была засекреченной и очень сложной.
В 1936 году в мире уже разгорался пожар будущей Второй мировой войны. В Европе началась гражданская война в Испании, Германия ввела войска в Рейнскую область, Италия воевала с Эфиопией. Неспокойно было и на Дальнем Востоке, где с 1931 года периодически шли военные действия между войсками Китайской республики и Японии, в 1937 году они перерастут в полномасштабную Японо-китайскую войну.
В этих условиях СССР стремился усилить военное присутствие в неспокойных регионах у своих границ. Для этого на Дальнем Востоке необходимо было иметь боеспособный флот. Но в 1930-е годы в этом регионе у Советского Союза просто не существовало адекватной судостроительной промышленности, которая позволяла бы пополнять состав ТОФ новыми кораблями.
В этих условиях единственным путем пополнения состава Тихоокеанского флота была переброска боевых кораблей с других флотов. В 1936 году впервые в истории с Балтики во Владивосток за одну навигацию удалось провести два боевых корабля. Это были эсминцы «Войков» и «Сталин». Их проводка Северным морским путем вошла в историю, как Экспедиция особого назначения № 3.
Участники экспедиции ЭОН-3
Экспедиция по проводке двух эсминцев с Балтики на Тихий океан была достаточно масштабной и представительной. Но двумя главными действующими лицами были именно боевые корабли. В состав Тихоокеанского флота передавались эсминцы «Сталин» и «Войков». Это были эсминцы типа «Новик», представлявшие собой один из самых удачных проектов боевых кораблей Российского императорского флота.
Отто Юльевич Шмидт, фото 1936 года, wikimedia.org
Эсминцы типа «Новик» активно строились перед Первой мировой войной и успели поучаствовать в морских сражениях, в том числе воевали на Балтике. Корабли оказались очень удачными, после завершения Первой мировой и Гражданской войн в России они остались на вооружении уже советского флота и неоднократно модернизировались, в частности путем усиления зенитного вооружения.
Всего в экспедиции ЭОН-3 принимало участие до 14 кораблей. Помимо эскадренных миноносцев, в состав экспедиции, учтя опыт походов «Сибирякова» и «Челюскина», были включены полноценные ледоколы. Это были ледоколы «Ермак», «Литке», «Красин», «Ленин», ледоходный пароход «Садко». Помимо этого, в экспедиции участвовали танкеры «Майкоп» и «Анадырь», транспорт «Лок-Батан» и другие суда.
В проведении боевых кораблей Северным морским путем приняли участие не только военные моряки, но и советские ученые и полярники, включенные в состав ЭОН-3. Активно привлекалась к проводке судов и полярная авиация. Группа самолетов Анатолия Алексеева занималась непосредственным изучением ледовой обстановки по маршруту следования экспедиции.
Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был опытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России. При этом военные моряки не имели реального опыта совершения подобных ледовых плаваний, поэтому начальником экспедиции сделали известного ученого, математика и полярного мореплавателя Отто Юльевича Шмидта.
На тот момент имя Шмитда знал в стране любой школьник. С его именем были напрямую связаны все сколь-либо значимые советские арктические экспедиции того времени. Он принимал участие в плавании ледокольного парохода «Сибиряков» и парохода «Челюскин». К моменту проведения ЭОН-3 Отто Шмитд возглавлял Главное управление Северного морского пути.
Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru
В помощь капитанам эсминцев «Сталин» (Виктор Обухов) и «Войков» (Максим Сухоруков) были определены опытные полярные капитаны гражданского флота – Павел Миловзоров и Николай Николаев. Все они были опытными моряками. Николаев был потомственным моряком, сыном известного полярного капитана Михаила Николаева. У Миловзорова был огромный опыт морской работы. Он стал штурманом дальнего плавания ещё в 1899 году, а свой первый арктический рейс совершил в 1911 году на пароходе «Колыма».
Кадровый состав экспедиции обеспечил её успешное выполнение. 29 июля 1936 года эсминцы в составе экспедиции ЭОН-3 вышли из Сороки (сегодня Беломорск) в Белое море.
На рассвете 24 сентября 1936 года, пусть и не без приключений, корабли прибыли в бухту Провидения, где их встречал командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов. Там же в бухте на кораблях начали монтировать вооружение, которое отдельно перевозилось на транспорте экспедиции.
С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3
Задача по проводке на Тихоокеанский флот двух эскадренных миноносцев была поставлена перед командованием Балтийского флота в апреле 1936 года. На тот момент она была достаточно сложной, что подтверждалось суровостью климата, сложной ледовой обстановкой, а также походом парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул.
До 1936 года боевые корабли никогда не переводись с Балтики на Тихий океан по Северному морскому пути в рамках одной навигации. Помимо объективных трудностей, связанных с проводкой кораблей в сложной ледовой обстановке, была и другая проблема – обеспечение секретности экспедиции.
ЭОН-3 была сверхсекретной операцией флота. На время похода с эсминцев демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, их экипаж был сокращен до минимума. С военных кораблей по соображениям секретности убрали их названия, спасательные круги на бортах были перевернуты надписями вовнутрь. Убрали название кораблей и с ленточек матросских бескозырок.
Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru
Радиограммам экспедиции ЭОН-3 было присвоено кодовое название «Заря». После появления данного кода в радиоэфире всем северным радиостанциям приказывалось прекратить передачу радиограмм. При этом и саму радиосвязь между кораблями экспедиции предписывалось свести до минимума, она разрешалась только в чрезвычайных обстоятельствах.
Стоит отметить, что эсминцы типа «Новик» не были предназначены для действий в столь сложных северных условиях навигации, они не были кораблями ледового класса. Поэтому организаторам похода изначально пришлось решать сложную задачу, чтобы обезопасить тонкую обшивку боевых кораблей от возможного столкновения с льдинами.
Для защиты корпусов эскадренных миноносцев инженер Александр Дубравин предложил специальный проект по созданию деревянно-металлической «шубы», которая и должна была сохранить корпуса кораблей в целости и сохранности во время длительного похода во льдах.
Помимо сугубо военной цели по усилению боевых возможностей Тихоокеанского флота, экспедиция выполняла и гражданские задачи. Состав экспедиции и количество привлекаемых кораблей позволяли попутно решать вопросы и по снабжению северных регионов СССР различными хозяйственными грузами. В первую очередь портов и баз, расположенных на Северном морском пути.
Поход ЭОН-3 имел очень важное значение. Он доказал возможность проводки боевых кораблей во Владивосток и другие порты Дальнего Востока северным путем. Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок. А уже в 1942 году начнется обратный процесс, когда по СМП в состав Северного флота с Дальнего Востока пойдут боевые корабли, которые окажутся нужнее на северном театре боевых действий.
Автор:
Юферев Сергей