https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1632923235_parashjuty-4.jpg
Массовое десантирование с применением парашютов Д-10. Фото Минобороны РФ

Воздушно-десантные войска и Силы спецопераций активно  используют различные парашютные системы, предназначенные для  десантирования людей и грузов. Прямо сейчас разрабатываются новые  системы такого рода с разными нововведениями и отличиями. Некоторые из  них уже прошли все стадии проверки и теперь поступают в войска, а  поставки других начнутся в ближайшем будущем.

Серия «Юнкер»

Одной  из главных новинок последних лет является серия парашютных систем  «Юнкер». Эти изделия разрабатываются ивановским парашютным заводом  «Полет», входящим в состав холдинга «Технодинамика» корпорации «Ростех».  Часть парашютов этой серии уже используется в войсках, а самые новые  образцы пока остаются на уровне испытаний.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1632923208_5.jpg
Современные разработки завода "Полет" на одной из недавних выставок. Фото АО "Полет"

В  прошлом году «Полет» начал поставки серийных парашютных систем  «Стайер», созданных в рамках опытно-конструкторской работы «Юнкер-О».  Ранее такие системы прошли необходимые испытания и показали высокие  характеристики. В частности, в прошлом году состоялись тестовые прыжки с  нижней границы стратосферы в условиях Арктики.

Система «Стайер» /  «Юнкер-О» выполнена на основе парашюта типа «крыло» с грузоподъемностью  до 225 кг. Предусмотрена возможность несения бойца с полным комплектом  снаряжения и контейнера с 50 кг груза. Парашют позволяет выполнять  прыжки при скорости воздушного судна до 350 км/ч с высот от 700 м до 10  км. Для прыжков с большой высоты «Юнкер-О» комплектуется кислородным  оборудованием.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1632923277_parashjuty.jpg
Вспомогательное оснащение. Фото АО "Полет"

На  базе парашюта «Юнкер» разрабатываются системы с особыми возможностями.  Так, до конца года планируют завершить государственные испытания изделия  «Юнкер-ППСС» («Подвесная парашютная система собаки»). Этот проект  предлагает дополнение подвесной системы «Юнкера» дополнительным  средством для транспортировки животного массой до 45 кг. Кинолог и  собака десантируются вместе с высоты до 4 км.

С применением  готового парашюта создана беспилотная грузовая система «Юнкер-ДГ-250».  Помимо «крыла» она включает контейнер для грузов массой до 250 кг и  средства управления. Система может работать автономно, используя  спутниковую навигацию или следуя за маяком. Также предусмотрен режим  управления с земли. Точность автоматической посадки – до 100 м.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1632923223_parashjuty-7.jpg
Система "Стайер" с передним контейнером. Фото АО "Полет"

Система  «Юнкер-ППСС» до конца года пройдет государственные испытания.  Автоматический «Юнкер-ДГ-250» завершит аналогичные проверки в начале  следующего года. В течение нескольких месяцев после этого начнется  серийное производство, а затем первые образцы поступят в войска.  Параллельно будет продолжаться развитие существующих идей и конструкций.  Так, разрабатывается новая автономная система с грузоподъемностью 500  кг.

«Шелест» в небе

С 2018 г. московский НИИ  парашютостроения работает над новой системой Д-14 «Шелест», призванной в  будущем заменить актуальный парашют Д-10. «Шелест» разрабатывался для  использования в составе боевой экипировки «Ратник», что определило  некоторые его особенности. В частности, перепроектированы отдельные  элементы и изменена общая компоновка системы. Кроме того, повышены  основные характеристики.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1632923206_parashjuty-1.jpg
Десантник со "Стайером" после посадки. Фото "Ростех"

Система  Д-14 может использоваться со штатными бронежилетами и другими  элементами «Ратника», и они не мешают друг другу. Оба парашюта размещены  в едином ранце, что улучшает эргономику, а также позволяет использовать  передний грузовой контейнер. «Шелест» способен безопасно спускать на  землю бойца с грузом общей массой 190 кг. Прыжки допускаются с высот до 8  км при скоростях до 350 км/ч. Парашют может осуществлять планирующий  горизонтальный полет: дальность при прыжке с максимальной высоты  достигает 30 км.

В настоящее время парашютная система Д-14  проходит государственные испытания. Они завершатся в этом или следующем  году, что позволит запустить производство. «Шелест» разработан для ВДВ и  должен дополнить имеющиеся и поступающие комплекты «Ратник». Вместе  новые изделия заметно улучшат десантные и боевые возможности  подразделений.

Перспективные «Кадеты»

Еще один  парашют для будущей замены старого Д-10 разрабатывается в холдинге  «Технодинамика». Это изделие «Кадет-100Д» – базовый образец целого  перспективного семейства. Он уже проходит необходимые испытания, которые  планируют завершить в следующем году. На 2023 г. намечен старт  серийного производства и поставок систем в войска.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1632923252_parashjuty-3.jpg
Парашютная система для спуска кинолога и собаки. Фото АО "Полет"

«Кадет-100Д»  представляет собой систему с «традиционным» круглым куполом. Подвесная  система для парашютиста может оснащаться дополнительным грузовым  контейнером. Парашют способен нести до 160 кг груза, в т.ч. 50 кг в  контейнере, и выполнять спуск со скоростью не более 5 м/с.  Предусматривается возможность управления и полета назад. Полный оборот  вокруг вертикальной оси требует 12 сек; скорость назад – до 4 м/с. За  счет этого упрощается уход от столкновения при массовом десантировании.

Также  на базе «Кадета-100Д» разрабатываются две новые учебно-тренировочные  системы. «Кадет-75» и «Кадет-100» пока находятся на стадии  предварительных испытаний, которую собираются завершить до конца года.  Затем начнутся новые этапы, и через несколько лет два учебных парашюта  смогут попасть в армию. С прицелом на отдаленную перспективу создается  модификация «Кадета» с грузоподъемностью до 200 кг. Такой парашют будет  соответствовать требованиям будущей экипировки «Сотник».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1632923275_parashjuty-2.jpg
Автоматическая парашютная система, вид со стороны грузового контейнера. Фото "Технодинамика"

Десант будущего

В  последние годы в нашей стране силами нескольких ведущих предприятий  разработан целый ряд перспективных парашютных систем и вспомогательных  устройств. При этом разрабатываются не только средства десантирования  личного состава, но и системы для спуска грузов и техники.

В  рамках новых проектов решается несколько основных задач. В первую  очередь, это создание современных систем на основе актуальных  материалов. Во вспомогательной аппаратуре полноценно внедряется  современная элементная база. Более того, новые технологии позволяют даже  создавать автономные беспилотные парашютные системы с высокими  характеристиками.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1632923284_parashjuty-6.jpg
Перспективный парашют "Кадет-10". Фото Bastion-karpenko.ru

Новые  парашютные системы также адаптируются к использованию в составе новых и  проектируемых боевых экипировок. Уделяется большое внимание эргономике и  совместимости изделий разного назначения. Кроме того, почти все  актуальные проекты парашютов предусматривают применение дополнительного  грузового контейнера.

Решая все эти задачи, предприятия отрасли  показывают серьезные успехи. Первые системы, созданные в последние годы,  уже доведены до эксплуатации и используются в учебных мероприятиях  особой сложности. Другие образцы проходят испытания и не позднее 2022-23  гг. получат рекомендацию к принятию на снабжение. По всей видимости,  рассмотренные парашютные системы имеют все шансы попасть в войска.

Таким  образом, прямо сейчас можно наблюдать, как активизация работ в  парашютной отрасли приводит к переоснащению войск и улучшению их  потенциала. При помощи современных образцов планируется заменить Д-10 и  другие старые изделия с сохранением основных функций, а параллельно  будут поступать иные системы с особыми возможностями. Положительные  последствия всех этих процессов для ВДВ и ССО очевидны.

Автор:Рябов Кирилл