Albatros С.XV
Разработчик: Albatros
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Самолет-разведчик
В последний год Первой Мировой войны 1914-1918 гг. немецкая компания Albatros Werke Johannisthal отличилась целым рядом удачных боевых самолётов. К большому сожалению для немецкой армии, они появились слишком поздно, чтобы повлиять на ход боевых действий и в течении 1919 года практически вся новая техника была уничтожена согласно Версальскому договору. Однако, это не коснулось самолётов, ранее реквизированных войсками Антанты и распределенными среди новообразованных союзных государств.
Одним из таких самолётов был Albatros C.XV, представлявший собой деревянный двухстоечный биплан с неубираемым шасси и открытыми кабинами для пилота и стрелка-наблюдателя. На самолёте устанавливался рядный двигатель Mercedes D.IVa мощностью 260 л.с., оснащенные жидкостной системой охлаждения. Вооружение состояло из переднего 7,92-мм пулемета Spandau LMG 08/15 и оборонительного 7,92-мм пулемета Parabellum MG14 в кабине наблюдателя. Разведчик получился значительно меньших размеров, чем предыдущие подобные машины компании, был более простой и дешевый в производстве.
C.XV не мог нести бомб и являлся По назначению фронтовым разведчиком. Он успел попасть на западный фронт, но никаких оценок боевой работы этого аэроплана не сохранилось.
Наибольшее количество C.XV было передано в 1919 году вновь образованной польской армии. Союзники не скупились на подарки и вместе с самолётами было также доставлено большое количество запасных частей к ним. По некоторым данным обслуживать бывшие "трофеи" помогали немецкие техники, так что техническое состояние большинства C.XV было очень хорошим. Польские разведчики активно использовались в ходе советско-польской войны 1919-1921 гг. и были сняты с вооружения в середине 1920-х гг. Несколько самолётов в ходе войны было захвачено частями Красной Армии и после ремонта их ввели в состав РККВФ. Служба советских "альбатросов" завершилась в первой половине 1920-х гг. в связи с сильной изношенностью самолётов и отсутствием запасных частей.
Дольше всего C.XV служили в Литве, которой досталось два самолёта. После завершения эксплуатации в частях первой линии они были выведены в резерв и достаточно длительные период времени использовались для обучения лётного состава. В июне 1940 года, после включения Литвы в состав СССР, на складе ещё числился один C.XV. Советская комиссия оценила его как безнадежно устаревший и непригодный к полётам, "благодаря" чему последние литовский разведчик отправился на слом.
В Германии, несмотря на очень жесткие условия капитуляции, всё же удалось сохранить около десятка C.XV, которые после разоружения поступили на гражданскую службу. В течении 1920-х гг., под обозначением L-47, они использовались как транспортные и курьерские самолёты, после чего "альбатросы" отправили на хранение. Согласно последней переписи, проведенной в 1938 году, формально ещё имелось четыре самолёта с регистрационными кодами D-179, D-185, D-186, D-300 и D-586. Из них только один получил так называемый WerkNr.10033 (D-300). Дальнейшая судьба этих самолётов не выснена.
ЛТХ:
Модификация Albatros C.XV
Размах крыла, м 11.80
Длина, м 7.47
Высота, м 3.33
Площадь крыла, м2 37.50
Масса, кг
пустого самолета 895
нормальная взлетная 1325
Тип двигателя 1 ПД Mersedes D.IVа
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальная скорость, км/ч 175
Крейсерская скорость, км/ч 155
Продолжительность полета, ч.мин 3.00
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 и
один турельный 7.92-мм пулемет Parabellum в задней кабине самолета