Mitsubishi G1M (Ka.9)
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1934
Тип: Дальний бомбардировщик (разведчик)
В 1933 году Императорский флот в рамках спецификации 8-Shi отправил запрос на фирму Мицубиси о возможности разработки принципиально нового класса машины √ специального базового сверхдальнего разведчика, в задачу которого входило отслеживание перемещений флота потенциального противника вблизи его мест базирования. Подразумевались разведывательные операции над Филиппинами и даже в районе Перл Харбора.
Такие задачи подразумевали невиданную доселе дальность полета до 4 тыс. морских миль, то есть около 7200 км. Максимальная скорость полета определялась в 120 узлов √ около 220 км/ч. Вероятно, отдавая себе отчет в том, что на момент 1933 года такие параметры выглядели фантастическими, технический отдел Kaigun Koku Hombu допускал вдове меньшую дальность, при которой возврат самолета не предусматривался, а экипаж должен был забираться из оговоренного заранее места подводной лодкой. Такая постановка задачи свидетельствовала о стратегической важности поставленной задачи.
Несмотря на колоссальную сложность задачи, руководство Мицубиси взялось за работу. Вести проект было поручено главному конструктору морского отдела фирмы Киро Хондзё (Honjō Kirō). За структурные расчеты отвечал Томио Кубо (Tomio Kubo), за гидравлические и электрические системы √ Нобухико Хисакабе (Nobuhiko Hisakabe). Надо отметить, что данный конструкторский коллектив был очень молодым. Достаточно сказать, что руководителю проекта Киро Хондзё в 1933 году было лишь 27 лет, а Томио Кубо √ в 70-х годах ставший президентом автомобильного отделения концерна Мицубиси √ в тот момент едва исполнилось 24 года. Но, несмотря на молодость коллектива, других специалистов в области цельнометаллического авиастроения на Мицубиси просто не было. Некоторые инженеры из армейского отделения фирмы имели кое-какой опыт в создании цельнометаллических бомбардировщиков Ki-1 и Ki-2, но, однако же, это были не самостоятельные японские разработки, а переработанные немецкие конструкции Юнкерса.
Для решения столь сложной задачи разработчики наибольшее внимание уделили аэродинамике. Была выбрана схема цельнометаллического двухмоторного моноплана со среднерасположенным крылом, оснащенным оригинальными закрылками Юнкерса. Впервые в японской авиации было применено убираемое в мотогондолы шасси, разработанное Садахико Като (Sadahiko Kato).
Силовая установка была представлена двумя 12-цилиндровыми W-образными двигателями жидкостного охлаждения Hiro Type 91 взлетной мощностью 620 л.с. (530 л.с. √ номинальная). Винты двухлопастные, деревянные постоянного шага.
Вооружение в расчете на высокую скорость не предусматривалось.
В феврале 1934 года, когда самолет, получивший внутрифирменное обозначение Ка-9 (или "Экспериментальный специальный разведчик 8-Shi") уже находился на финальном этапе сборки, стало ясно, что требования флота по дальности полета выполнить не удастся. В связи с этим флот отозвал спецификацию на разведчик, а почти готовый самолет приказал переделать в "Средний базовый штурмовик 8-Shi" - по сути, многоцелевой базовый ударный самолет.
В апреле 1934 года самолет был готов. Вносить кардинальные изменения в его конструкцию уже не стали, лишь в носовой и задней кабине разместили по пулемету винтовочного калибра. Турелей не было, огонь предполагалось вести из любого окна в носовой части и через верхний люк в средней части фюзеляжа. Вся бомбовая подвеска предполагалась на внешних узлах. Правда ее было решено внедрить на следующих прототипах. Экипаж составлял пять человек.
7 мая 1934 года шеф-пилот фирмы Ёшитака Кадзима (Yoshitaka Kajima) впервые поднял Ка-9 а воздух. По сравнению с предыдущим проектом ударного базового бомбардировщика Тип 93 (3MT5), отличавшегося плохой управляемостью, новая машина вела себя просто превосходно, показав превосходные данные. Так максимальная скорость ее составила 261 км/ч, что значительно превышало требования флотского задания. Кроме того, ее внешний вид с изящными обтекаемыми формами разительно отличался от современных ей угловатых машин аналогичного класса.
На одном из испытательных полетов на аэродром Кагамигахара приехал новый начальник технического отдела Kaigun Koku Hombu контр-адмирал Ямомото Исороку √ будущий командующий Объединенным флотом. Он был просто заворожен новой машиной и совершил несколько полетов на ней.
Испытания Ка-9 продолжались до начала 1935 года. В процессе исправления детских болезней стоявшие на самолете двухлопастные винты были заменены на четырехлопастные постоянного шага. Примерно в это же время Ка-9 получил флотское обозначение G1M1 в соответствии с только что введенной новой идентификационной системой для морской авиации. Характерно, что Ка-9 стал вторым самолетом, получившим обозначение G1M1. За полгода до него это же обозначение было присвоено предыдущему проекту ударного базового бомбардировщика Тип 93 (3MT5) √ угловатому двухмоторному биплану. Этот казус до сих пор является поводом для путаницы в кругах любителей исторической авиации. Скорее всего причины этого лежат в ключе того, что идентификационная система в японской морской авиации была введена не задолго до исчезновения из строевых частей немногих выпущенных бомбардировщиков 3MT5, так толком и не успевших "обрести" новое имя, которое автоматически перешло новому проекту.
Несмотря на элегантный дизайн и прекрасные летные данные для своего времени, конечно, Ка-9 все же имел определенные недостатки в виде недостаточно жесткого хвостового оперения, слишком смещенного вперед центра тяжести. Кроме того, разработанный в качестве дальнего разведчика, машина была не оптимизирована под выполнение ударных функций. Все это требовало значительных доработок, которые были учтены в новой спецификации флота 9-Shi, разработанной в конце 1934 года. В соответствие с требованиями этой спецификации на базе проекта Ка-9 было начато проектирование новой машины √ будущего "Базового штурмовика флота Тип 96" (96 Rikko), более известного как G3M "Nell", сохранившего основные черты своего преемника.
Ка-9 же так и остался в единственном экземпляре. Он летал весь 1935 год, пока не был разбит в ходе одного из полетов, скапотировав на посадке. Повреждения самолета были не слишком криминальными, но восстанавливать его не стали.
ЛТХ:
Модификация G1M1
Размах крыла, м 25.00
Длина, м 15.83
Высота, м 4.53
Площадь крыла, м2 75.00
Масса, кг
пустого самолета 4775
нормальная взлетная 7003
Тип двигателя 2 ПД Hiro Type 91
Мощность, л.с. 2 х 620
Максимальная скорость , км/ч 261
Крейсерская скорость , км/ч 225
Практическая дальность, км 4330
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 5
Вооружение: два 7.7-мм переносных пулемета в передней и задней кабинах.