Aichi AB-3
Разработчик: Aichi
Страна: Япония
Первый полет: 1932
Тип: Разведывательный гидросамолет
Фирма "Aichi Tokei Denki К.К." приступила к производству самолетов в 1920-е годы, после того как было создано ее авиационное отделение, которое в 1943 году превратилось в самостоятельную фирму "Aichi Kokuki К. К." ("Aichi Aircraft Co., Ltd.") - один из крупнейших японских производителей самолетов периода Второй мировой войны.
В 1920-е годы фирма сосредоточила свои усилия на выпуске и адаптации под японские требования самолетов европейской конструкции. Больших успехов фирма добилась в разработке и производстве гидросамолетов собственных конструкций, самым известным из которых стал АВ-4.
Среди первых самолетов фирмы был транспортный самолет АВ-1, разработанный в 1926 году согласно требованиям гражданской авиации Японии.
Фирма "Aichi" предложила машину, спроектированную на основе самолета Heinkel HD-25, который выпускался в Японии ограниченной серией под обозначением "разведывательный самолет ВМС тип 2". Самолет Aichi АВ-1 представлял собой увеличенный вариант HD-25 с закрытой 4-местной кабиной, был оснащен лицензионным мотором Lorraine-Dietrich 12. Шасси - колесное или поплавковое.
В 1928 году самолет АВ-1 проходил сравнительные испытания, в которых также принимали участие машины фирм "Nakajima" и "Mitsubishi". Все три самолета не отвечали заданным требованиям, и победитель конкурса не был объявлен. В сухопутном варианте эксплуатировался единственный АВ-1 в течение 1929 года вновь созданной авиакомпанией "Nihon Koku Yuso К.К.". Затем этот самолет передали в "Токуо К. К.", где он был модернизирован и много лет совершал полеты как гидросамолет на авиалинии "Токио-Шимода".
В 1924 году фирма "Aichi" разработала экспериментальный разведывательный гидросамолет "тип 15-Ко", предназначенный для замены гидросамолета Junkers W-33, состоявшего на вооружении морской авиации Японии. Фирма "Aichi" строила самолеты Junkers W-33, поэтому неудивительно, что "тип 15-Ко" был очень похож на своего германского прародителя, хотя крыло и поплавковое шасси японские специалисты спроектировали заново. Всего построили четыре прототипа, которые проходили испытания в 1925-1926 годах. "Тип 15-Ко" в полете оказался неустойчивым и проиграл самолету фирмы "Nakajima".
Несколько более удачным стал военно-морской самолет Aichi "тип 90-1"(Е3А1), который приняли на вооружение в 1931 году. Однако и Е3А1 не обладал должными характеристиками. Тогда главный конструктор фирмы "Aichi" спроектировал самолет АВ-2. АВ-2 стал первым самолетом-разведчиком корабельного базирования, разработанным и построенным в Японии без иностранной помощи.
Два прототипа АВ-2 построили в 1930 году для оценочных испытаний на использование в качестве экспериментального катапультируемого разведывательного гидросамолета. Испытания выявили проблемы с мотором и прочностью конструкции самолета. Все работы по программе остановили после катастрофы одного из прототипов - на самолете в полете возник пожар.
Фирма "Aichi" адаптировала конструкцию АВ-2 под требования, сформулированные в 1928 году правительством Китая к небольшому разведывательному гидросамолету. На АВ-3 внешние части консоли крыла выполнили складными для уменьшения размеров самолета с целью размещения в корабельном ангаре.
Единственный прототип АВ-3 был собран в январе 1932 года, он проходил испытания под наименованием "экспериментальный одноместный разведывательный гидросамолет". На испытаниях самолет показал данные даже несколько лучшие, чем были предусмотрены техническим заданием. По сравнению с АВ-2 значительно улучшилась управляемость самолета. Запуск в серию гидросамолета АВ-3 одобрили, но строить даже ограниченной серией не стали - Китай предпочел гидросамолет собственной конструкции Ning Hai (Ninghai No.2).
ЛТХ:
Модификация AB-2 AB-3
Размах крыла, м 11.00 9.00
Длина, м 8.24 6.60
Высота, м 3.45 2.88
Площадь крыла, м2 36.00 19.50
Масса, кг
пустого самолета 1115 575
максимальная взлетная 1656 790
Тип двигателя 1 ПД Aichi AC-1 1 ПД Gasuden Jimpu
Мощность, л.с. 1 х 330 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч 180 194
Крейсерская скорость, км/ч 130 137
Продолжительность полета, ч 5.56
Практический потолок, м 4300 4300
Экипаж, чел 2 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет
2х30-кг бомбы нет