Kawanishi E8K
Разработчик: Kawanishi
Страна: Япония
Первый полет: 1934
Тип: Гидросамолет-разведчик
Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, проведенный штабом Императорского флота Японии в 1932 году, оказался достаточно удачным опытом. Из шести программ четыре закончились принятием на вооружение машиной соответствующего класса. Среди этих проектов были дальний базовый бомбардировщик Hiro G2H, тяжелый палубный и базовый торпедоносец Mitsubishi 3MT5, палубный торпедоносец Kugisho B3Y. Но эти машины, не смотря на их принятие на вооружение авиации флота, можно назвать удачными лишь с некоторыми оговорками. Выпуск их был очень ограниченным, а боевая карьера недолгой. Лишь четвертый проект дальнего корабельного разведчика, воплотившегося в самолете фирмы Каваниши E7K, оказался по-настоящему удачным. Разведчик Каваниши выпускался большими сериями и состоял на вооружении японского флота более 10 лет.
Надо сказать, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе катапультных звеньев своих крупных боевых кораблей два типа разведчиков √ дальний трехместный и ближний двухместный. Проект дальнего разведчика технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, пройдя через тернии длительных поисков, также, в конце концов, реализовал в вышеупомянутом E7K.
Тема ближнего разведчика развивалась в японском флоте достаточно планомерно в течение второй половины 20-х годов, и к 1932 году этот класс был представлен достаточно совершенным бипланом фирмы Накадзима E4N1 или иначе Тип 90-2, только что принятым на вооружение. Однако же в эпоху бурного расцвета авиации во всем мире устаревание авиатехники происходило столь стремительными темпами, что уповать на удачный проект только что принятого на вооружение боевого самолета было бы просто преступным.
В то время, как новый разведчик E4N2 еще только проходил испытания, Kaigun Koku Hombu уже подготовил задание для нового конкурса проектов 8-Shi 1933 года, куда были включены требования и на новый ближний корабельный разведчик, который должен был в перспективе заменить на кораблях E4N2. Особо жестких требований к проектам не выдвигалось, предполагалось что новый разведчик будет чуть быстрее, чуть дальше, чем проходящий испытания E4N2 Накадзимы, также быть способен базироваться на стандартных катапультах флота, иметь как курсовое, так и оборонительное стрелковое вооружение. Оговаривалась наружная подвеска пары легких бомб с возможностью сброса их с пикирования. Единственным, по настоящему, жестким требованием задания было обеспечение маневренности поплавкового разведчика, соизмеримой с современными ему истребителями и применение авиадвигателя - Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с.
Задание на разведчик 8-Shi было выдано компаниям Каваниши, Накадзима и Аичи √ давнишним игрокам в области гидроавиации Страны Восходящего Солнца.
Инженеры Накадзимы пошли по пути простой модернизации своего удачного проекта E4N2, слегка облагородив планер. Новая машина, обозначенная как E8N, сохранила всю технологическую и эксплуатационную преемственность с предыдущим проектом, что, в конце концов, и сыграло решающую роль в конкурсе.
Аичи параллельно прорабатывали два варианта √ более консервативный биплан АВ-7 и прогрессивный моноплан АМ-7. Впрочем, начальные прикидки показали, что монопланная схема машины не имеет особых преимуществ перед бипланной, при очевидном проигрыше в маневренности, поэтому дальнейшие работы велись только над проектом АВ-7. Машина Аичи, получившая на испытаниях обозначение Е8А, успешно летала, но "побороть" конкурента от Накадзимы не смогла.
Проект Каваниши был самым прогрессивным. После успеха с проектом дальнего разведчика E7K фирма всерьез рассчитывала вторгнуться в сферу морской военной авиации, потеснив конкурентов. Под это была нанята новая команда молодых инженеров, возглавляемая бессменным шефом √ Эйджи Секигучи.
В мае 1933 года началось проектирование самолета, получившего фирменное обозначение "Tип P". Для новой машины была выбрана редкая для того времени схема свободнонесущего моноплана, установленного на один основной и два поддерживающих поплавка. Самолет очень напоминал внешне появившийся лишь через пять лет американский OS2U-1 Kingfisher подобного же назначения.
Type P представлял собой двухместный низкоплан смешенной конструкции, оснащенный девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с. с металлическим двухлопастным винтом постоянного шага. Вооружение было представлено парой синхронных курсовых пулеметов Виккерс калибра 7.7 мм и одним турельным Тип 92 того же калибра у стрелка в задней кабине, а также возможностью подвески пары 30-кг бомб.
Уже к декабрю 1933 года гидросамолет был закончен. Первый полет прототипа состоялся 8 января 1934 года, а уже через месяц он был передан флоту, где ему присвоили обозначение E8K1. В ходе испытаний стало ясно, что по сравнению с E4N2 заметно ухудшились характеристики взлета и посадки, а так же снизилась маневренность. По этим двум характеристикам, как раз особо оговоренным в спецификации, E8K заметно уступал конкурентам от Аичи и Накадзимы. В результате к концу февраля 1934 года флот забраковал проект Каваниши и дальнейший конкурс проходил между проектами Аичи и Накадзимы.
В дальнейшем фирме Kawanishi достался утешительный приз - контракт на производство 48 экземпляров победителя √ достаточно консервативного биплана E8N, на долгие годы ставшего основным разведчиком японского флота.
ЛТХ:
Модификация E8K1
Размах крыла, м 11.95
Длина, м 9.23
Высота, м 3.87
Площадь крыла, м2 23.34
Масса, кг
пустого самолета 1326
максимальная взлетная 1900
Тип двигателя 1 ПД Nakajima Kotobuki 2 Kai 1
Мощность, л.с. 1 х 460
Максимальная скорость, км/ч 293
Крейсерская скорость, км/ч 167
Продолжительность полета, ч.мин 3.20
Практический потолок, м 7300
Экипаж, чел 2
Вооружение: два передних 7.7-мм пулемета, один 7.7-мм пулемет на подвижной турели в задней кабине
две 30 кг бомбы