Kawasaki OTSU 1
Разработчик: Kawasaki
Страна: Япония
Первый полет: 1922
Тип: Разведывательный самолет
В конце 1-й Мировой войны президент и совладелец одной из крупнейших в Японии судостроительных компаний "Kawasaki Dockyard Company" Мацуката Коджиро (Matsukata Kojiro) получил информацию о приобретении армейским командованием нескольких французских аэропланов Salmson 2-А.2. Это известие совпало по времени с организацией в апреле 1919 года авиастроительного подразделения корпорации Kawasaki. Небольшая дочерняя фирма, которую возглавил отставной флотский офицер Томокечи Такезаки, постепенно выросла в самостоятельную авиастроительную корпорацию "Kawasaki Kogyo KK Kokuki", расположенную в городе Гифу, в 29 км севернее Нагои.
Развитие новой отрасли компании шло по пути энергичного изучения иностранного опыта путем покупки образцов импортной авиатехники и лицензий на ее производство, приглашения на работу в компанию иностранных специалистов и обучения за рубежом молодых перспективных японских инженеров.
Таким образом, интерес японской армии в отношении французских разведывательных самолетов Salmson 2-А.2 удачно совпал с амбициозными планами Коджиро, который немедленно отправился в Париж на переговоры с руководством фирмы "Société des Moteurs Salmson" о покупке лицензионных прав на выпуск самолетов этого типа. Параллельно был заключен контракт с армией на поставку разведчиков Salmson 2-А.2 японского производства.
Переговоры Мацуката Коджиро с французами успешно завершились летом 1919 года. Помимо лицензии на производство были приобретены два образца самолетов Salmson 2-А.2 и один более совершенный Salmson 7-А.2, которые были доставлены в Японию в августе 1919 года. В начале 1920 года во Францию на обучение были командированы японские специалисты √ Судзуки, как руководитель проекта, а также инженеры-механики Казахара, Мива, Хаяши и Нишида.
Любопытно, что японская армия, вероятно, не желая быть зависимой от частной компании в поставках самолетов, и имея на руках лицензию на производство авиадвигателей Salmson 9Za, организовала собственное производство самих самолетов Salmson 2-А.2, под видом ремонтных работ. Производство разведчиков Salmson 2-А.2 было организовано осенью 1920 года на государственном авиастроительном арсенале Токородзава не смотря на протесты французской стороны о нарушении авторских прав.
Начало производства в Гифу началось через год, в декабре 1921 года. При этом фирма Кавасаки смогла на опыте Токородзавы миновать период неизбежных детских болезней нового самолета. Первые разведчики Salmson 2-А.2, получившие в Японии собственное обозначение "Otsu I" на Кавасаки собирались из узлов, произведенных в Токородзава. Первые два самолета "Otsu I" в Гифу были собраны в ноябре 1922 года. Один из них был собран из частей, подпольно произведенных в Токородзаве, второй изготавливался с нуля.
Испытания разведчиков прошли успешно. Их данные были идентичны французским прототипам и вскоре армия заказала Кавасаки 45 машин "Otsu I". Заказ был вскоре увеличен до 300 экземпляров.
Первые серийные машины производства Кавасаки оснащались французскими моторами Salmson 9Za √ 9-цилиндровый водяного охлаждения мощностью 230-260 л.с., закупленными во Франции в количестве 56 штук. Позднее на Кавасаки наладили их лицензионный выпуск.
Самолеты производства Токородзава отличались от продукции Кавасаки колесами шасси. На Кавасаки колеса имели штампованные диски, в то время, как Токородзава использовала колеса собственной разработки с двойным рядом спиц. В остальном самолеты двух производителей были идентичны.
Разведчик "Otsu I" представлял собой двухместный биплан цельнодеревянной конструкции с полотняной обшивкой.
Вооружение представляло собой один-два пулемета Льюис в задней кабине. Иногда над двигателем устанавливали один синхронный пулемет Виккерс или Максим. Под нижним крылом также устанавливали бомбодержатели на шесть легких бомб.
Некоторое количество разведчиков "Otsu I" было выпущено с двойным управлением и использовались в качестве учебно-тренировочных .
По крайней мере два "Otsu I" производства Кавасаки были модифицированы. На них установили более мощный двигатель Salmson AZ-9 по 300 л.с. и вместо лобового радиатора использовали пару внешних цилиндрических радиаторов типа "Lambin". Прирост 100 кг массы компенсировался большей мощностью мотора. Но проблемы с недовведенными двигателями заставили отказаться от идеи.
Производство разведчиков "Otsu I" на заводе Кавасаки было свернуто в августе 1927 года после выпуска 300 экземпляров. Чуть раньше прекратили выпуск их в Токородзаве, где изготовили еще около 300 штук.
Машины этого типа активно использовались японской армией вплоть до начала 30-х годов. Довелось им и повоевать. Первое боевое применение их пришлось на октябрь 1922 года в ходе интервенции на советский дальний восток. В ходе боевых действий во время оккупации Манчжурии, в Шанхайском инциденте 1932 года "Otsu I" применялись не только как разведчики, но и как легкие бомбардировщики, штурмовики, связные, постановщики дымовых завес.
Являясь первым японским крупносерийным самолетом разведчики "Otsu I" еще долго служили как самолеты первичной подготовки в летных школах. Последние из них дожили до начала 2-й Мировой войны.
ЛТХ:
Модификация Otsu 1
Размах крыла, м 11.77
Длина, м 8.62
Высота, м 2.90
Площадь крыла, м2 37.27
Масса, кг
пустого самолета 930
максимальная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД Salmson 9Za
Мощность, л.с. 1 х 230 (260)
Максимальная скорость, км/ч 188
Крейсерская скорость, км/ч 157
Практическая дальность, км 500
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 5800
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронный 7.7-мм пулемет Vickers и
один-два турельных 7.7-мм пулемета Lewis
до 24 противопехотных бомб