https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635002853_0u-47ajpg.jpg

В истории Второй мировой войны, а в частности войны на море, есть события и имена  людей, которые были одновременно окружены как ореолом высокого военного  профессионализма, так и таинственности.

Одним из таких ярких событий является проникновение  немецкой подводной лодки U-47 под командованием капитан-лейтенанта  Гюнтера Прина в самое сердце Королевского военно-морского флота Великобритании, ее святая святых – стоянку Скапа-Флоу (Scapa Flow),  расположенную на севере Шотландии, на Оркнейских островах. Легко обойдя  боновые заграждения, минные поля и блокшивы, подводная лодка U-47  совершила торпедную атаку на корабли, находившиеся в то время на  стоянке, и так же легко вернулась к себе на базу.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635003971_0block-ship.jpg
Блокшивы в бухте Скапа-Флоу

Вторым  элементом данного события стало его тесное переплетение с таинственной  личностью, которая мифами и легендами накрепко привязана к атаке в  гавани Скапа-Флоу – офицером немецкой военной разведки, что и навел  немецкую субмарину на британские корабли. Имен у этого таинственного  незнакомца очень много – это и Альфред Ортель, и Альфред Вехринг, и  Альберт Эртель...

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635004078_0scapa-flow1.jpg
Карта Скапа-Флоу

Начнем по порядку.

Идея  проникновения немецких подводных лодок в гавань Скапа-Флоу витала в  воздухе еще в Первую мировую войну, а находившийся там британский  Королевский флот был весьма и весьма заманчивой целью для кайзеровских  субмарин.

Британское адмиралтейство избрало эту удобную во всех  отношениях природную гавань на Оркнейских островах для своей якорной  стоянки, и ранее все попытки немецких подводников проникнуть в нее для  нападения на английские корабли заканчивались неудачей.

Когда  началась Вторая мировая война, немецкие моряки вновь вернулись к своей  давней идее атаковать британский флот в его главной базе – Скапа-Флоу.  Командующий подводными силами Германии Карл Дениц все же считал, что  такая операция имеет шансы на успех.

Для сбора предварительной  информации к Оркнейским островам на разведку была послана подводная  лодка U-14 под командованием обер-лейтенанта Виктора Эрна, которая  добыла ценные данные о морских течениях, маяках и системе обороны  главной британской базы, а разведывательные самолеты люфтваффе  обеспечили немецкий штаб подводных сил хорошими аэрофотоснимками всех  препятствий в каждом из проходов в гавань.

Внимательно изучив  их, Дениц пришел к выводу, что система обороны главной стоянки  британского Королевского флота имеет серьезные изъяны. Если основные  входы в гавань защищались противолодочными заграждениями и охранялись  сторожевыми кораблями, то небольшим проливам, которых было множество,  британское адмиралтейство не уделило должного внимания, рассчитывая на  то, что вражеская субмарина сквозь них пройти не сможет.

Это и было ошибкой.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635003029_0doenitz.jpg
Карл Дениц

Как  пишет адмирал Карл Дениц в своих мемуарах «Десять лет и двадцать дней»,  изданных после войны, операция по проникновению в главную стоянку  Королевского флота в глубокой тайне и с немецкой тщательностью  готовилась в штабе немецких подводных сил, в детали разработки которой  был посвящен только весьма ограниченный круг военно-морских  специалистов.

Основными трудностями при скрытом проникновении  подводной лодки в гавань Скапа-Флоу, кроме мин, бонов и блокшивов, были  необычные течения, имеющие скорость около 10 миль в час. А при этом  максимальная скорость субмарины составляет не более 7 миль в час, и она  просто не в состоянии противостоять такому мощному течению.

Тщательно  проанализировав все эти трудности, Деницу операция против Скапа-Флоу  казалась чистейшей воды авантюрой, но, поразмыслив, он все же решил, что  стоит попытаться, и выбор его пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина,  командира подводной лодки U-47, который, на его взгляд, обладал всеми  личностными и профессиональными качествами, необходимыми для выполнения  такого задания.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635003175_0prin.jpg
Гюнтер Прин

Адмирал  передал кандидату на операцию все собранные им материалы и предоставил  ему самому возможность решить за 48 часов, возьмется он за такую задачу  или нет. После раздумья капитан-лейтенант Прин предложение принял и на  следующий день доложил Деницу о готовности выполнить это задание.

Атаку  назначили на ночь с 13 на 14 октября – этому выбору способствовали  тихая погода и новолуние. А целью операции была торпедная атака на  корабли, которые, по информации немецкого морского штаба, находились в  гавани, поэтому было решено, что субмарина на борту будет иметь только  торпеды и ни одной мины.

Утром 8 октября 1939 года, соблюдая  секретность, U-47 вышла из Киля и, осторожно передвигаясь, двинулась к  Оркнейским островам. И утром 13 октября подошла ко входу к бухте  Скапа-Флоу, где капитан-лейтенант Прин и сообщил экипажу его главную  задачу. Идя на такое ответственное задание, Гюнтер Прин сознательно  избегал любых контактов с судами, даже если они и представляли собой  заманчивые цели для атаки.

Прибыв ко входу в бухту, Гюнтер Прин  решил дождаться темноты, и с наступлением сумерек, преодолевая встречное  течение и избегая столкновения с ограждениями, лодка незамеченной  прокралась в Скапа-Флоу.

Войдя в бухту, Прин испытал величайшее  разочарование – вопреки информации, собранной авиаразведкой, якорная  стоянка была пуста! Все главные силы британского флота находились в  море. И только лишь спустя полчаса ему удалось заметить два корабля:  линкор «Королевский дуб» (Royal Oak) и старый авианосец «Пегасус»  (Pegasus), и с расстояния четырех тысяч ярдов он выпустил четыре  торпеды. Но один аппарат не сработал, а из трех выпущенных торпед только  одна взорвалась у линкора.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635003319_0rojal-ouk.jpg
Линкор «Королевский дуб» («Royal Oak»)

Перезарядив  торпедные аппараты, Прин провел вторую атаку, выпустив по «Королевскому  дубу» еще четыре торпеды, две из которых взорвались, сдетонировав  артиллерийские погреба. В воздухе прозвучал оглушительный взрыв,  разорвавший линкор водоизмещением 31 200 тонн на две части. В воздух  полетели обломки, атакованный линкор опрокинулся и за 23 минуты затонул,  унеся жизни командующего Второй дивизией линкоров контр-адмирала Генри  Блэнгроува и 832 моряков (из 1 234 человек) – членов его команды.

Несмотря  на поднявшийся после торпедной атаки в Скапа-Флоу переполох, Прину  удалось так же незаметно выскользнуть из гавани, пройдя обратно тем же  путем, и взять курс на Вильгельмсхафен, куда субмарина в сопровождении  двух эсминцев и прибыла спустя трое суток.

В Вильгельмсхафене ее  уже встречала ликующая толпа, военный оркестр и гросс-адмирал Редер,  который поднялся на борт лодки и лично пожал руку всем морякам, вручив  каждому Железный крест II класса.

После этого Прин и его экипаж  на личных самолетах Гитлера улетели в Берлин, где их всех встретили как  триумфаторов – все улицы по пути от аэродрома до отеля «Кайзерхоф» были  забиты ликующей толпой, оравшей «мы хотим Прина», и он лично доложил  фюреру о ходе операции. Гитлер принял их в своей рейхсканцелярии и  наградил Прина Рыцарским крестом, а вечером в Винтергантер театре  моряков принимал Геббельс.

Своими смелыми действиями капитан Прин заслужил высокую оценку даже у противника.

Так, Уинстон Черчилль дал этому событию следующую характеристику:

  «Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как  воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное  мнение».

А вот что говорит историк адмиралтейства Стефан Роскилл в своей книге «Война на море» об этой атаке:

  «Теперь известно, что это действие было тщательно спланировано  адмиралом Деницем, который был правильно информирован об относительно  слабом состоянии защиты восточных проходов. Необходимо отдать должное и  капитан-лейтенанту Прину за хладнокровие и целеустремленность, с  которыми он реализовал план Деница».

Крот в Скапа-Флоу?

После  такой удачно проведенной операции действия капитана Прина не могли не  привлечь к себе внимания мировой прессы, породившей немало мифов о его  проникновении на стоянку в Скапа-Флоу.

Одним из таких мифов,  гуляющих до сих пор, стала притча о немецком шпионе, внедрившемся еще  задолго до начала войны на Оркнейские острова, который, вероятно, и  навел немецкую субмарину на якорную стоянку линкора «Королевский дуб».

Впервые  эта история была опубликована весной 1942 года в американском журнале  The Saturday Evening Post известным журналистом Куртом Риссом. Согласно  Риссу, шпионом Скапа-Флоу был капитан Альфред Веринг (Alfred Wehring),  бывший офицер германского кайзеровского флота.

После окончания  Первой мировой войны по условиям перемирия все немецкие корабли были  сосредоточены на рейде Скапа-Флоу, где были затоплены своими экипажами. А  одним из немецких офицеров, тогда еще молодым, там был Альфред Веринг,  который после затопления кораблей оказался на грани нищеты, без гроша в  кармане. Он был военным моряком, единственным увлечением которого были  часы...

Уже после окончания войны в немецкой газете Dег Kurier  была опубликована статья под названием «Человек, потопивший «Ройал Оук»  (Der Mann, der die Royal Oak versenkte), где утверждалось, что героем  этой операции был вовсе не капитан-лейтенант Прин, а военно-морской  офицер, герой Ютландского сражения, Альфред Вехринг (он же Альфред  Ортель и он же и Альберт Эртель), который под видом часовщика осел на  Оркнеях и внимательно наблюдал на всеми передвижениями британского  флота.

Согласно этой легенде, Альфред Вехринг (в дальнейшем будем  называть его этим именем) сначала обучился часовому делу в Швейцарии, а  в 1927 году прибыл в Великобританию под другим именем как гражданин  нейтральной Швейцарии. Под этим новым именем ему удалось открыть часовую  мастерскую и ювелирный магазин в городе Керкуолл – административном  центре на Оркнейских островах.

Как отличный часовой мастер,  скромный и тихий человек, Вехринг сумел завоевать уважение местных  жителей, не подозревавших даже, что в действительности они ремонтируют  свои часы у героя Ютландской битвы и немецкого шпиона. Ну и, конечно же,  немалую часть его клиентуры составляли военные моряки, из которых он  извлекал полезную информацию в ходе обыкновенных бытовых разговоров.

Создавая  вид любящего и добропорядочного сына, Вехринг ежемесячно посылал письмо  к себе на «родину» в Швейцарию своему старику-отцу, проживавшему в  Цюрихе. В действительности же письма этого «любящего и добропорядочного  сына» очень внимательно изучали в штабе военно-морской разведки  Германии.

В этих письмах «к престарелому отцу» Альфред Вехринг  детально описывал состояние британского флота и всей береговой обороны  гавани. Одновременно с этим «швейцарец» собирал данные о базе флота в  Скапа-Флоу, и перед самым началом войны он узнал об имеющейся «дырке» в  ее обороне – наличии прохода в ее восточной части. Вехрингу удалось  отправить сообщение с помощью радиопередатчика, которое принял  военно-морской атташе в Гааге, и в результате к Оркнейским островам была  направлена субмарина под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера  Прина.

А вот, что об этом пишет в своих мемуарах бывший шеф разведки Вальтер Шелленберг:

  «И вот в начале октября 1939 года он сообщил, что восточный проход в  Скапа-Флоу через Киркезунд не перекрыт противолодочной сеткой, а все  заграждения состояли из нескольких затопленных барж. Получив эту  информацию, адмирал Дениц приказал капитану Прину атаковать любой  военный корабль в Скапа-Флоу. Для получасовой торпедной атаки  потребовалось 12 лет тщательной подготовки».

И вот – на  заранее оговоренные световые сигналы к берегу подошла надувная лодка,  спущенная с U-47, в которую с рулоном карт под мышкой и сел «скромный и  тихий часовщик».

Немецкий шпион виртуозно провел лодку через все  известные ему препятствия и вывел ее в гавань Скапа-Флоу, где и  находился весь британский флот. Как уже писалось выше, почти весь  британский флот вышел из бухты, и на стоянке находились два корабля –  линкор «Королевский дуб» и сильно устаревший авианосец «Пегасус».

Целью  торпедной атаки был выбран ненавистный Вехрингу еще со времен  Ютландского сражения линкор «Королевский дуб» и авианосец «Пегасус»,  стоявший последним в линии кораблей. Субмарина совершила две торпедные  атаки, после этого она покинула Скапа-Флоу, увозя немецкого разведчика в  Германию. А на следующее утро часовой магазин Вехринга не открылся, его  дом был найден опустевшим, а брошенную им машину обнаружили на  дороге...

Прибыв на родину в Германию, Альфред Вехринг встретился  с адмиралом Канарисом и, доложив ему о выполнении задания, исчез. А  куда именно он исчез, никому неизвестно...

Последствия

1.  Сразу же после этих событий британское адмиралтейство строго приказало  всему своему военно-морскому персоналу Скапа-Флоу всячески избегать  прессы и не отвечать ни на какие на вопросы.

2. Одним из итогов этой атаки стало неверие британского адмиралтейства в безопасность своей главной военно-морской базы.

3.  Торпедная атака Прина стала настоящей рекламой для немецких  подводников, а успех операции сделал их героями в глазах всей Германии.

4.  Германские подводные силы получили зеленый свет на свое дальнейшее  развитие, о котором их командующий Дениц ранее мог только мечтать.

5. Был снят со своего поста комендант островов адмирал Уилфред Френч.

Справка

1.  U-47 – немецкая подводная лодка, заложена 25 февраля 1937 года на верфи  в Киле. Спущена на воду 29 октября 1938 года. С самого момента ввода  субмарины в строй её командиром был капитан-лейтенант Гюнтер Прин.  Экипаж – 45 человек.

Экипажем лодки уничтожено 30 судов  противника суммарным водоизмещением 162 769 брутто-регистровых тонн и  британский линейный корабль «Королевский дуб» (водоизмещение 29 150  тонн), а также повреждены еще 8 судов водоизмещением 62 750 тонн.

В 1941 году лодка не вернулась на базу. Обстоятельства ее гибели до сих пор неизвестны.

2.  U-14 – малая подводная лодка, заложена 6 июня 1935 года на верфи в  Киле. Спущена на воду 28 декабря 1935 года. Командир – обер-лейтенант  Виктор Эрн. Экипаж 25 человек.

3. Гюнтер Прин – командир U-47,  самый результативный подводник, кавалер Рыцарского креста с дубовыми  листьями. Пропал без вести вместе с экипажем после атаки на конвой.

4. Скапа-Флоу – гавань на Оркнейских островах, главная стоянка британского флота. В 1956 году стоянка в Скапа-Флоу была закрыта.

Доступ  аквалангистов к останкам линкора «Королевский дуб» запрещен – они  входят в число подводных братских могил, охраняемых британскими  законами.

Автор:Бородин В. А.

Отредактировано Роман (2021-10-25 13:31:36)