Nakajima E4N
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1931
Тип: Разведывательный гидросамолет
В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены недавно поступивших на вооружение дальнего разведчика Yokosho E1Y2 и ближнего Nakajima E2N1. Приглашения поучаствовать в конкурсе проектов получили фирмы Аичи, Накадзима и государственный арсенал флота в Йокосуке, как наиболее опытные производители гидросамолетов в Японии, позднее к работе была подключена фирма Каваниши.
Если в части работ по проекту дальнего разведчика, как такового конкурса не было, государственный арсенал флота "Йокошо" (Yokosho) - аббревиатура от Йокосука Кайгун Ко-шо (Yokosuka Kaigun Ko-sho), - выступал генподрядчиком проекта, суммируя предложения остальных фирм, то за контракт на ближний разведчик развернулась борьба между фирмами Аичи и Накадзима.
В рамках требований штаба флотской авиации Kaigun Koku Hombu фирма Аичи представила в 1930 году проект ближнего разведчика, разработанного немецким конструктором Эрнстом Хейнкелем, HD.56, который, несколько опередив конкурента от Накадзима, после некоторых доработок, был запущен в серию как E3A1 или Тип 90-1. Правда, динамические параметры разведчика Аичи оказались не на высоте, и победе в конкурсе он был обязан не столько своими данными, сколько тем, что конкуренты в Накадзима столкнулись с серьезными проблемами, заставившими полностью перепроектировать прототипы своего варианта. Но обо всем по порядку.
К началу 30-х годов компания Накадзима уже имела в своем активе удачный ближний разведчик Тип 15 E2N, оснащенный двигателем жидкостного охлаждения Mitsubishi "Тип Hi √ лицензионный Hispano-Suiza 8F мощностью 300 л.с. Однако, достаточно архаичная цельнодеревянная конструкция быстро сделала эту машину устаревшей.
Таким образом, новый проект, получивший внутрифирменное обозначение "NZ", велся по пути наращивания мощности двигателя и применения смешанной конструкции силового набора планера √ металлического фюзеляжа и деревянных крыльев. Руководителем проекта выступал Шинобу Мицутаке. Проект "NZ" был во многом навеян конструкцией закупленного в США палубного разведчика Vought О2U "Corsair". В своем проекте Мицутаке применил новейший 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Bristol Jupiter VI, лицензионное производство которого было освоено на моторостроительном отделении фирмы Накадзима. Взлетная мощность мотора составляла 520 л.с. при номинальной 440 л.с. Мотор монтировался в носовой части в бескапотном исполнении, винт двухлопастный деревянный постоянного шага. Силовой набор фюзеляжа сваривался из стальных труб легированных хромом и молибденом. Крылья бипланной коробки сохранили деревянный каркас. Обшивка полотняная. Два цельнометаллических поплавка представляли собой копию американского от Vought О2U. Правда в отличие от одинарного поплавка у американской машины, Мицутаке применил отработанную двухпоплавковую схему. Применение схемы с двумя разнесенными под крыльями поплавками позволяло применить подфюзеляжную бомбовую подвеску
Полуторная прибавка мощности по сравнению с предыдущим проектом Тип 15, обещала существенное улучшение данных. Два прототипа, получившие обозначение Тип 90-2 модель 1 или короткое E4N1, были построены в декабре 1930 года (конкурент от Аичи получил обозначение Тип 90-1).
Однако, первые же испытания показали отвратительную маневренность машины и очень плохую управляемость. Новые массивные поплавки создавали слишком большое сопротивление. Самолет был отвергнут флотом, сделав ставку на самолет Аичи, который, впрочем, тоже не блистал данными и требовал серьезной доработки. Это дало время Накадзима приступить к переработке проекта.
Два построенных прототипа E4N1 были переработаны в пассажирские самолеты, оснащенные двухместной закрытой пассажирской кабиной. Они были приобретены гражданской авиакомпанией Kaibo Gikai, получили обозначение Giyu-11, и некоторое время использовались на маршрутах между Токио, Шимизу и Шимода.
Переработкой проекта разведчика на Накадзима занялся инженер Киёши Акегава, в результате, появился практически новый самолет, получивший внутрифирменное обозначение "NJ".
С целью экономии времени и, не желая второй раз наступать на грабли, в США была закуплена лицензия на выпуск поплавковой версии разведчика Vought О2U1, дополнительно были приобретены еще два самолета. Однако, Акагава отказался полностью копировать американский самолет, проведя некоторые доработки. Размах крыла был увеличен на полметра, было переработано вертикальное оперение с увеличением его площади и приданием более округлых форм. Вместо оригинального двигателя Pratt & Whitney R-1340-88 "Wasp" мощностью в 450 л.с. был установлен более мощный Nakajima-Bristol Jupiter VI, в бескапотном исполнении.
Прототип новой машины был завершен в начале 1931 года. Испытания его прошли, в целом, успешно. Практически все недостатки, присущие предыдущей версии E4N1 были устранены. Но прошло еще несколько месяцев, пока флот в декабре 1931 года не принял решение о принятии на вооружение новой машины под обозначением E4N2 или Тип 90-2 модель 2.
К этому времени были проведены некоторые доработки. В частности, двигатель Nakajima-Bristol Jupiter VI, который до сего момента собирался на Накадзима из поставляемых из Англии узлов, был заменен на Kotobuki-1 √ практически тот же Юпитер, но полностью японского производства, мощностью в 450 л.с. Позднее, на серийных машинах устанавливался более мощный Kotobuki- 2-Kai-1 мощностью 585 л.с., на которых появился капот типа кольца Тауненда. Винт металлический двухлопастный Гамильтон-Стандарт постоянного шага.
Новый разведчик оказался весьма удачным. По маневренности он не уступал современным ему истребителям, а прочность конструкции позволяла даже осуществлять бомбометание с пикирования. С конца 1931 года E4N2 был запущен в серию на заводе Накадзима, где до 1936 года было собрано около 80 машин. С 1932 года к выпуску подключился завод Каваниши, где до 1934 года разведчик был тиражирован еще в 47 экземплярах.
Убедившись в превосходных качествах нового разведчика, флот сделал окончательный выбор в пользу E4N2. В начале 1932 года конкурент от Аичи - E3A1 √ ближний разведчик Тип 90-1 был снят с производства.
Развивая удачную конструкцию разведчика, Киёши Акегава разработал колесную версию своей машины. Концепция видимо была заимствована у американского прототипа Vought О2U "Corsair", в котором колесная и поплавковая версии выпускались параллельно, при этом, колесный "Корсар" с успехом использовался как с наземных аэродромов, так и с борта авианосцев, будучи оснащенным всеми атрибутами палубной машины.
С 1933 по 1936 годы на Накадзима были построены как минимум пять разведчиков на колесном неубирающимся шасси, вопреки японской практике классифицировать всё и вся, обозначенные как версия поплавкового корабельного разведчика √ Е4N3. Позднее часть из них были переделаны в палубный вариант, были оснащены тормозным гаком и усиленным шасси. Эти машины уже получили "правильное" обозначение E4N2-C. Палубные разведчики проходили интенсивные испытания с борта авианосца "Рюдзё". По меньшей мере один из них даже формально поучаствовал в боевых действиях во время 2-й японо-китайской войны, совершив несколько разведрейдов вдоль китайского побережья в августе 1937 года. Но, тем не менее, моряков палубные разведчики не заинтересовали и от серийного выпуска отказались √ на тот момент была популярна идея, что функции палубного разведчика вполне способны выполнять дооборудованные ударные самолеты.
Правда, колесной версией скоростной и надежной машины заинтересовалась гражданская авиакомпания Nihon Koku Yuso KK, специализирующаяся на почтовых перевозках. В 1933 году она заказала Накадзима партию ночных почтовых самолетов на базе разведчиков E4N3. К маю 1933 года был разработан прототип почтовой машины, получивший обозначение Р-1. Самолет представлял собой одноместную конструкцию с багажным отделением на месте бывшей кабины стрелка. Для ночных полетов под нижнем крылом были смонтированы два мощных прожектора, машина, также комплектовалась рацией, комплектом парашютных фальшфайров и удлиненными выхлопными коллекторами, выведенными под нижнее крыло. Не смотря на применение в боевых версиях E4N2 и N3 двигателей Kotobuki, представители заказчика настояли на применении на почтовой версии моторов Bristol Jupiter VI, чтобы унифицировать силовую установку с самолетами Фоккер-Универсал, использовавшихся в Nihon Koku Yuso KK. Позднее, правда, оценив качества моторов Kotobuki, фирма заказала замену моторов на части из построенных Р-1. Еще одним существенным отличием гражданского Р-1 от боевых разведчиков было применение двух разных типов профилей крыла бипланной коробки, площадь которой была несколько больше, чем у боевого собрата. Верхнее крыло Р-1 имело профиль N-22, нижнее - Clark Y.
Всего было построено 8 почтовых самолетов Р-1. На первых двух кабина пилота была открытой, повторявшей конструктивно таковую на E4N2, на последующих выпущенных машинах появился плексигласовый закрытый фонарь. В конце 1933 года по заказу министерства коммуникаций была выпущена дополнительная, девятая машина Р-1, получившая собственное имя "Giyu Kyushu Teishin Go".
Почтовые самолеты Р-1 активно эксплуатировались на маршрутах Токио √ Осака - Фукуока, как минимум до 1936 года.
Производство разведчиков E4N2, как уже указывалось выше, продолжалось до середины 1936 года, когда ему на смену пришел его прямой потомок E8N Тип 95, очень похожий даже внешне. Служба разведчиков Накадзима Тип 90-2 модель 2 была достаточно насыщенной. Практически все линкоры и крейсера японского флота несли в составе своих катапультных звеньев эти гидропланы. Как правило, на линкорах и тяжелых крейсерах базировалось по 2-3 E4N2, на легких крейсерах по одному. До 22 разведчиков E4N2 базировались на гидроавиатранспортах "Ноторо" и "Камои". Большое количество гидропланов служило в береговых кокутаях.
По мере поступления новых ближних разведчиков E8N, старые E4N выводились из боевых частей в учебные службы. По всей вероятности, к началу 2-го японо-китайского инцидента 1937 года они уже почти исчезли с кораблей флота и использовались крайне ограниченно, в основном, патрулируя прибрежную полосу вдоль Китайского побережья.
Некоторые разведчики Тип 90-2, выведенные из боевых частей, переделывались в транспортно-пассажирские гражданские самолеты.
Конструктивно разведчик E4N2 представлял собой небольшой биплан смешанной конструкции. Силовой набор фюзеляжа составляли стальные продольные трубчатые лонжероны с деревянными шпангоутами. Крылья имели деревянный каркас. Верхнее крыло имело небольшую стреловидность по передней кромке. Обшивка фюзеляжа и крыльев полотняная, лишь носовая часть фюзеляжа до кабины пилота обшивалась листовым дюралем. Крылья бипланной коробки имели возможность быстрого демонтажа для удобства хранения на кораблях. Две раздельные кабины экипажа были открыты и оснащались небольшими козырьками. В задней кабине монтировалась кольцевая турель типа "Кольцо Скарффа" с 7.7-мм пулеметом Тип 92. В носовой части располагался синхронный пулемет Виккерс Е. Причем, в зависимости от серии пулемет мог располагаться слева, справа или сверху. Перед пилотской кабиной располагался телескопический прицел. На подкрыльевых подвесках самолет мог поднять пару 30-кг бомб. Однореданный центральный поплавок был цельнометаллическим с дюралевой обшивкой. Крепился к фюзеляжу на четырех трубчатых стойках. Подкрыльевые дополнительные поплавки имели N-образные стойки с двумя дополнительными подкосами.
ЛТХ:
Модификация E4N2 P-1
Размах крыла, м 10.97 10.97
Длина, м 8.87 7.66
Высота, м 3.97 3.70
Площадь крыла, м2 22.66 29.80
Масса, кг
пустого самолета 1252 1120
максимальная взлетная 18000 1760
Тип двигателя 1 ПД Nakajima Kotobuki 2-Kai-1 1 ПД Bristol Jupiter VI
Мощность, л.с. 1 х 585 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 228 238
Крейсерская скорость, км/ч 146 191
Практическая дальность, км 1000 1000
Скороподъемность, м/мин 284 217
Практический потолок, м 5740 4050
Экипаж, чел 2 1
Вооружение: один 7.7-мм синхронный пулемет Виккерс Е, один 7.7-мм подвижный пулемет Тип 92 в задней кабине
две 30-кг бомбы