Nakajima TYPE HANSA
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония, Германия
Первый полет: 1922
Тип: Разведывательный гидросамолет
После окончания 1-й Мировой войны Япония, как член победившей Антанты в рамках военных репараций получила от Германии право на лицензионное производство новейшего поплавкового корабельного разведчика-истребителя Hansa-Brandenburg W.33 конструкции знаменитого в будущем Эрнста Хейнкеля. Оригинальный двухпоплавковый моноплан с характерным оперением имел цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой крыльев и управляющих поверхностей. Экипаж состоял из двух человек в открытых отдельных кабинах.
В 1922 году экземпляр самолета привезли в Японию. После летных испытаний, проводившихся в Йокосуке, самолет очень понравился морякам и состоялось решение о немедленном серийном производстве на заводах фирм "Аичи" и "Накадзима". В официальных бумагах новый самолет проходил как "гидросамолет-разведчик Тип Ганза". Заказчиком выступил Императорский военно-морской флот. Ответственной за производство назначалась фирма "Накадзима". Новыми самолетами предполагалось заменить устаревшие разведчики Yokosho Ro-go Ko-gata. В процессе подготовки производства на Накадзиме были проведены некоторые технологические изменения, позволявшие лучше приспособить немецкую машину к японским производственным реалиям. Там, вместо немецкого двигателя Maybach Mb.IV на самолет установили выпускавшийся фирмой Мицубиси двигатель "Тип Hi" (французский Hispano-Suiza 8В) мощностью 170 - 210 л.с.
В начале 1926 года гидросамолет W-33 вошел в состав вооружения новейшего японского линкора "Нагато". Японский W-33 имел неплохие летные и эксплуатационные характеристики, но, вместе с тем, в процессе его эксплуатации выявились и существенные недостатки, на которые немцы в свое время внимание не обращали. Главным стала недостаточная мореходность, а точнее - плохая поперечная устойчивость на воде, не позволявшая использовать самолет в открытом море даже при незначительной волне. Кроме того японские строевые летчики отмечали плохой обзор вниз. Тем не менее, всего фирмы "Аичи" и "Накадзима" выпустили соответственно 150 и 160 экземпляров W-33, надолго задержавшегося в японском флоте. В боевых отрядах флота японские W-33 летали до конца 20-х годов, пока не были заменены разведчиками E1Y и E2N. Списанные машины с успехом продолжали летать в гражданской гидроавиации, перевозя от трех до пяти пассажиров, часть из них получили закрытую пассажирскую кабину. Последний из них был пущен на слом в середине 30-х годов.
ЛТХ:
Модификация Type Hansa
Размах крыла, м 13.54
Длина, м 9.29
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 31.30
Масса, кг
пустого самолета 1470
максимальная взлетная 2100
Тип двигателя 1 ПД Mitsubishi Тип Hi
Мощность, л.с. 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч 165
Крейсерская скорость, км/ч 150
Продолжительность полета, ч 4
Скороподъемность, м/мин 130
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет