Yokosuka E1Y
Разработчик: Yokosho (Yokosuka)
Страна: Япония
Первый полет: 1923
Тип: Гидросамолет-разведчик
Построенные на арсенале флота Yokosho в 1925 году несколько прототипов поплавкового разведчика Тип 10 модель В конструкции Масасуке Хашимото и Киёсаку Шимура, показали относительно неплохие данные, но не были приняты на вооружение из-за малой скороподъемности. Тем не менее Хашимото и Шимура не опустили руки, продолжая работу над проектом. К концу 1925 года был построен еще один образец разведчика, концептуально повторявший Тип 10. В конструкции новой машины удалось еще более снизить массу планера с 1912 до 1660 кг. Был также уменьшен размах крыла с 16.16 до 13.99 метров. Проведенные испытания машины в январе 1926 года подтвердили правильность пути. Главный недостаток Тип 10 √ малая скороподъемность √ был ликвидирован. Прототип нового разведчика высоту 3000 метров набирал за 35 мин 25 сек. √ вдвое быстрее предшественника. Правда пришлось пожертвовать огромной дальностью полета, зато существенно возросла скорость.
Самолет очень понравился военным и был немедленно принят на вооружение под обозначением "Морской разведывательный гидроплан Тип 14". Позднее при введении буквенно-цифровой идентификационной системы флота к этому обозначению добавился короткий индекс E1Y1 (индекс Е √ относил самолет к классу корабельных катапультных разведчиков; 1- порядковый номер в данном классе; Y- индекс разработчика √ арсенала Yokosho; 1- порядковый номер модели)
К концу 1926 года были запущены в производство практически одновременно две версии разведчика. Двухместная версия E1Y1, оснащалась 400-сильным двигателем Lorraine-Dietrich 12D и рассматривалась в качестве ближнего разведчика-корректировщика. Версия E1Y2 или Тип 14 модель 2 была трехместной, с увеличенным размахом крыла, большим запасом топлива. E1Y2 получил уже более мощный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Е мощностью 450 л.с. Эта версия предполагалась к использованию в качестве дальнего разведчика. Автономность E1Y2 была увеличена до 9 часов по сравнению с 7 часами у Модели 1. Также на версии E1Y2 были установлены цельнометаллические поплавки.
Серийный выпуск на арсенале Йокошо ограничился лишь 17 экземплярами версии E1Y1 и шестью E1Y2, выпущенных в период с 1925 по 1930 год. Больше не позволяли производственные возможности арсенала, сильно пострадавшие от разрушительного землетрясения в сентябре 1923 года. Поэтому основное производство было развернуто на фирме Накадзима, где с 1926 по 27 гг было выпущено 47 штук, и Аичи, собравшей в тот же период 148 разведчиков обеих модификаций.
Появление в 1930 году нового разведчика Тип 90 модель 3 (E5Y1), разработанного на арсенале Йокошо на базе E1Y2, послужило поводом для разработки новой модификации. Дело в том, что новый корабельный разведчик E5Y1 ничем особо не превосходил своего предшественника и так и не смог заменить его в боевых частях. В результате на Аичи, была разработана новая трехместная версия Е1Y3 или Тип 14 модель 3, на которой было переработано вертикальное оперение, установлен новый двигатель Lorraine-Dietrich 12Ed той же мощности (в 1928 году семья Дитрих продала свою долю в компании, которая стала называться просто Лоррэйн) и новый четырехлопастный винт постоянного шага.
Разведчик Тип 14 модель 3 оказался значительно резвее не только своих предшественников, но и шедшего ему на замену E5Y1. Выпуск его на заводе Аичи продолжался с 1931 по 1934 год и составил 102 экземпляра.
Помимо вышеперечисленных трех серийных модификаций было разработано еще несколько экспериментальных версий. В августе 1928 года был закончен прототип самолета, получивший обозначение Тип 14 модель 2 Kai-1. Это был трехместный одностоечный биплан, оснащенный девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Nakajima Jupiter VIII мощностью 450 л.с.
Вслед за первым прототипом последовали еще два - Тип 14 модель 2 Kai-1С с двенадцатицилиндровым двигателем Lorraine-Dietrich 12Ed такой же мощности и Тип 14 модель 2 Kai-1D с двигателем Jupiter VIII и удлиненной носовой частью. Последняя версия стала прототипом вышеупомянутого серийного разведчика E5Y1, так, впрочем, и не сменившего своего предшественника в частях.
Разведчики Е1Y всех версий были, пожалуй, наиболее удачной конструкцией из довоенных поплавковых самолетов японского флота. Их служба была очень долгой. Многократные попытки создать им замену так и не увенчались успехом вплоть до конца 30-х годов. Эти машины исправно служили на катапультах японских линкоров и гидроавиатранспортов, активно применялись в береговых кокутаях, учебных подразделениях.
В ходе Шанхайского инцидента 1931 года разведчики Тип 14 приняли участие в блокировании китайского побережья с борта авиатендера "Ноторо". Отдельные машины еще состояли на вооружении боевых кораблей флота, застав начальную стадию Второго японо-китайского конфликта в 1937 году. Правда, к тому времени морально устаревшие самолеты уже к активным боевым действиям не привлекались.
Много списанных разведчиков E1Y были переоборудованы в гражданские пассажирские и транспортные самолеты. Наиболее популярной было оснащение разведчиков закрытой пассажирской кабиной вместимостью 3 √ 4 чел., при этом место пилота оставалось открытым. Силовая установка при переоборудовании заменялась на двигатель Napier Lion II мощностью 450 л.с. Наибольшее количество из таких переоборудованных разведчиков эксплуатировалось в компании "Nippon Koku Yuso Kenkyusho" (Исследовательская ассоциация воздушного транспорта Японии) в Сакаи, недалеко от Осаки. Там эти машины использовались в качестве пассажирских экскурсионных, для рекламы и геологоразведки. Последние из них еще летали в начале 2-й Мировой войны.
ЛТХ:
Модификация E1Y1 E1Y2 E1Y3
Размах крыла, м 13.99 14.22 14.23
Длина, м 10.91 10.59 10.74
Высота, м 4.15 4.15 4.15
Площадь крыла, м2 54.31 54.21 54.31
Масса, кг
пустого самолета 1660 1889 1930
максимальная взлетная 2600 2750 2800
Тип двигателя 1 ПД Lorraine-Dietrich 12D 1 ПД Lorraine-Dietrich 12E 1 ПД Lorraine-Dietrich 12Ed
Мощность, л.с. 1 х 400 1 х 450 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 176 177 186
Крейсерская скорость, км/ч 136 127 136
Практическая дальность, км 965 1135 1135
Продолжит. полета, ч.мин 7 9 9
Скороподъемность, м/мин 85 106 150
Практический потолок, м 3500 4000 4000
Экипаж, чел 2 3 3
Вооружение: один 7.7-мм пулемет на подвижной турели в задней кабине
две 110-кг или четыре 30-кг бомбы на внешней подвеске