https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635268477_23550-3.jpg
Проектный облик корабля пр. 23550 "Арктика"

По заказу военно-морского флота  и береговой охраны пограничной службы сейчас ведется строительство  нескольких универсальных патрульных кораблей пр. 23550 «Арктика» или  «Ермак». С их помощью в обозримом будущем будет усилена оборона на  арктическом направлении. За счет ряда интересных и оригинальных решений  патрульные корабли нового типа смогут решать широкий круг боевых и  гуманитарных задач, что определяет их ценность для флота.

В ходе строительства

Перспективный  проект патрульного корабля с шифром «Арктика» был разработан в ЦМКБ  «Алмаз» к середине прошлого десятилетия. Первый контракт на  строительство был подписан в мае 2016 г. По его условиям, завод  «Адмиралтейские верфи» должен был к 2020 г. построить и сдать два  корабля в комплектации для ВМФ.

В 2019 г. сообщили о планах по  строительству еще двух кораблей для БОХР. Соответствующий заказ выдали  Выборгскому судостроительному заводу. Эти корабли будут выполнены по  измененному проекту с прежним номером и названием «Ермак».

Головной  корабль пр. 23550 предназначался для ВМФ и получил имя «Иван Папанин».  Его заложили на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 г. В октябре  2019-го его спустили на воду и перевели к достроечной стенке. Согласно  сообщениям последних месяцев, достройка на плаву завершается, а также  проводится подготовка к швартовным испытаниям. Корабль передадут  заказчику не позднее 2023-24 гг.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1635268511_23550-2.jpg

Второй  корабль для флота, «Николай Зубов», начали строить в ноябре 2019 г., и  пока он остается на стапеле. Спуск на воду запланирован на 2023-24 гг., а  передача ВМФ – на 2025 г. В июле 2020 г. в Выборге состоялась закладка  первого «Ермака» для БОХР, получившего имя «Пурга». Его спустят на воду в  2023 г., а сдача намечена на 2024-й. Второй корабль береговой охраны  пока существует только в планах, но его заложат в ближайшее время.

Корабль как платформа

Корабль  «Арктика» / «Ермак» предназначается для работы в северных морях и  должен выполнять разные задачи, что определило его технический облик.  Фактически речь идет о корабле-платформе с возможностью установки  разнообразного оснащения и вооружения, состав которого определяется  заказчиком в соответствии с его целями.

Пр. 23550 предусматривает  строительство корабля наибольшей длины 114,5 м и наибольшей ширины 19,5  м с осадкой до 6,5 м. Полное водоизмещение достигает 8500 т. Корпус  корабля имеет характерные ледокольные обводы и соответствует ледовому  классу Arc7. За счет этого максимальная толщина преодолеваемого льда  достигает 1,7 м. Непрерывным ходом – до 1 м.

Конструкция корпуса и  надстройки предусматривает получение максимально возможных внутренних  объемов и закрытое размещение наибольшего числа устройств. За счет этого  обеспечивается защита экипажа от холода и ветра. Максимум операций  можно проводить, не выходя наружу. Надстройка выполнена многоярусной и  имеет сложную конфигурацию. В ней имеются объемы для размещения  различных средств, а на корме расположена вертолетная площадка с  ангаром.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635268507_23550-6.jpg
Спуск на воду "Ивана Папанина", 25 октября 2019 г.

Пр.  23550 использует т.н. единую электроэнергетическую систему (ЕЭЭС) с  полным электродвижением. Основу ЕЭЭС составляют четыре дизель-генератора  мощностью по 3,5 МВт. Такая система должна обеспечивать полноценное  энергоснабжение гребных электромоторов и общекорабельных систем на всех  режимах работы. Кроме того, создается запас для питания дополнительно  установленных средств.

За движение отвечают два гребных  электромотора мощностью по 6,3 МВт. В носовой части корабля помещено  подруливающее устройство. Максимальная скорость на чистой воде достигает  18 узлов. Дальность плавания, в зависимости от модификации, не менее 10  тыс. миль.

«Арктика» и «Ермак» могут нести различную полезную  нагрузку и/или вооружение. Моторные лодки и катера различных типов  предлагается размещать в бортовых отсеках с лацпортами, один на левом  борту и два на правом. В надстройке имеется объем под один или два  ангара для вертолета. Кормовая часть корабля имеет площадку для  размещения дополнительной нагрузки в стандартных морских контейнерах, а  также подъемный кран для самостоятельной погрузки.

Вооружение и оснащение

По  известным данным, патрульные корабли «Арктика» для ВМФ в штатном  порядке получат ствольное и зенитное ракетное вооружение. При  необходимости они смогут нести и ракетные комплексы ударного назначения.  Схожие подходы использованы и в проекте «Ермак», но такие корабли не  нуждаются в ракетах.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635268482_23550-4.jpg

Корабли  двух проектов должны нести носовую 76-мм артустановку АК-176М, два  зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд». Для защиты от  нападения с воздуха «Арктики» будут получать переносные зенитные  ракетные комплексы современных моделей. Подобное вооружение позволит  кораблям защищаться от нападения с воды или с воздуха либо наносить  первый удар по различным целям.

Сообщается, что на кормовой  площадке могут размещаться контейнеры ракетного комплекса «Калибр-К» –  две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой. Также возможно  использование аналогичных установок для ракет «Уран». Установка ракет  резко расширяет возможности патрульного корабля и едва ли не делает его  универсальной боевой единицей. При этом интеграция ударных комплексов  будет быстрой и несложной. Тем не менее, по ракетному потенциалу  «Арктики» будут уступать специализированным ракетным кораблям.

Корабль  пр. 23550 способен перевозить, спускать на воду и поднимать на борт  несколько плавсредств с достаточно широким диапазоном характеристик. На  «Арктиках» и «Ермаках» планируется использовать различные катера, вплоть  до скоростных «Рапторов». Катера и лодки обеспечат патрулирование и  наблюдение, а также позволят высаживать десант и проводить абордажи.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635268538_23550-5.jpg

Корабли для ВМФ и БОХР будут нести авиационную технику. В первую очередь, это вертолеты семейств Ка-27 и Ка-226 с  необходимым оснащением. Также предполагается применение беспилотных  летательных аппаратов. Корабли типа «Арктика» получают ангар на один  вертолет, а «Ермаки», за счет иного состава бортового оснащения, смогут  перевозить два. Вертолеты могут осуществлять наблюдение за акваториями,  участвовать в перехвате нарушителей, а также выполнять другую работу.

Новые возможности

Таким  образом, за счет особой конструкции и модульного подхода к оснащению и  вооружению перспективные патрульные корабли пр. 23550 смогут участвовать  в самых разных операциях и мероприятиях. Усиленный корпус позволит им  работать на чистой воде и во льдах – самостоятельно или в составе  корабельного отряда, в т.ч. в качестве ледокола. Это резко расширяет  возможные районы работы и выполнения необходимых работ.

Предлагаемый  набор радиоэлектронного и штатного артиллерийского вооружения, а также  дополнительной техники обеспечит полноценное и эффективное выполнение  всех задач, характерных для патрульных кораблей. Большое значение имеет  наличие объемов и площадок для размещения дополнительных средств. В  таком случае «Арктика» или «Ермак» может быть носителем ударного  ракетного вооружения, спасательным судном, плавучим госпиталем и т.д.  Подобный потенциал кораблей ограничен только потребностями заказчика и  возможностью создания модулей с нужными функциями.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1635268457_23550-1.jpg
Закладка корабля "Николай Зубов",28 ноября 2019 г.

Модульный  подход позволяет унифицировать корабли для флота и береговой охраны с  получением очевидных преимуществ производственного и эксплуатационного  характера. Появляется возможность полностью удовлетворить потребности  двух разных структур без разработки двух самостоятельных проектов. Кроме  того, упрощается и ускоряется строительство, в т.ч. силами нескольких  предприятий.

Один за всех

Наблюдаемые процессы на  международной арене заставляют нашу страну восстанавливать и заново  строить оборону на арктическом направлении. Особую роль в такой обороне  получают военно-морской флот и береговая охрана – но им требуются  корабли разных классов, приспособленные к работе в суровом полярном  климате.

С этой целью разработан и доведен до строительства  проект универсального патрульного корабля «Арктика» / «Ермак». В штатной  комплектации такой корабль способен выполнять патрулирование или  работать ледоколом, а сменные дополнительные модули расширяют круг  решаемых задач. Таким образом, один корабль нового типа может заменять  специализированные вымпелы разных классов, пусть даже и не одновременно.

Новые  универсальные корабли не просто усилят оборону Арктики и упростят  проведение различных мероприятий. Последовательно выполняя разные  функции, они частично заменят целый вспомогательный флот – и ускорят  достижение необходимой обороноспособности на северном направлении. Даже  четыре запланированных корабля дадут заметный эффект такого рода, а  продолжение строительства приведет к новым очевидным преимуществам.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:"ОСК", "Адмиралтейские верфи"