https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-6.jpg
Концепт гиперзвукового самолета 2018 года

Компания Boeing продолжает исследования в области  гиперзвуковых летательных аппаратов и показывает новые их результаты.  Несколько дней назад она впервые представила материалы по очередному  концепту многоразового гиперзвукового самолета, потенциально пригодного  для применения в военной сфере. Однако пока речь идет только о самых  общих идеях и решениях, на развитие которых потребуется немало времени и  сил.

Гиперзвуковая программа

Необходимо напомнить,  что компания «Боинг» достаточно давно занимается темой гиперзвуковых  самолетов, и в последние годы были сделаны новые шаги в этом  направлении. Прорабатываются новые технологии, осуществляется поиск  необходимых материалов, а также создаются различные узлы и агрегаты. В  частности, с 2016 г. Boeing и Orbital ATK ведут совместную разработку  перспективного воздушно-реактивного двигателя для гиперзвукового ЛА.

В  январе 2018 г. на научно-техническом форуме SciTech Forum and  Exposition Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA)  компания Boeing впервые показала макет своего гиперзвукового самолета  под названием Valkyrie. Этот концепт предусматривал строительство  беспилотной машины с крылом большой стреловидности и двухдвигательной  силовой установкой. Расчетные характеристики не раскрывались.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-5.jpg
Новый вариант перспективного ЛА

Проект  «Валькирия» закономерно привлек внимание. Его рассматривали  самостоятельно и в сравнении с другими современными разработками в  гиперзвуковой сфере. Тем не менее, как стало ясно позже, концепт с  выставки 2018 г. не был реализован в существующем виде. В то же время,  его основные идеи получили развитие и привели к появлению очередного  подобного проекта.

Новый вариант гиперзвукового самолета от  «Боинг» представили несколько дней назад на очередной конференции AIAA. В  профильных СМИ появились фотографии выставочного макета и отрывочные  данные о проекте. Сообщается, что новый концепт появился в результате  развития ранее показанного проекта. Обновленный проект является «более  реалистичным» и создается с прицелом на военное и космическое  применение.

Затем компания-разработчик опубликовала короткий  комментарий о целях и задачах проекта. Также показали компьютерное  изображение нового ЛА в полете. По официальным данным, макет показывает  новую концепцию конструкции гиперзвукового многоразового самолета,  предназначенного для решения разных задач военного характера. Иные  подробности, в т.ч. тактико-технические характеристики, не раскрываются.

Особенности облика

Новый  выставочный макет заметно отличается от предыдущего и имеет несколько  любопытных особенностей. Он выполнен по схеме интегральной бесхвостки  без выраженного фюзеляжа, но с выступающими гондолами двигателей.  Предусматривается использование стреловидных консолей и разваленных  килей. Окраска макета показывает, что обшивка должна выполняться из  разных материалов: нос, кили и рулевые поверхности отличаются цветом и,  вероятно, устойчивостью к нагрузкам во время полета.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-1.jpg
Макет на выставке в AIAA. Хорошо видна форма крыла и "уступ" передней кромки

Для  создания подъемной силы ЛА должен использовать фюзеляж и крыло  интегральной компоновки. Фюзеляж имеет оживальную в плане переднюю  кромку, почти плоское днище и выгнутую верхнюю поверхность. Консоли  крыла имеют переменную стреловидность. Любопытно, что передние кромки  фюзеляжа и консоли не соединены друг с другом. Для чего нужен такой  «уступ», неясно.

Силовая установка самолета состоит из двух  воздушно-реактивных двигателей и располагается в хвосте. Использованы  две раздельные гондолы, основная часть которых «висит» под фюзеляжем.  При этом хвостовая часть гондолы, выполненная в виде конусообразного  агрегата, выступает за фюзеляж.

Тип и характеристики двигателей  не уточняются. Вероятно, должен использоваться воздушно-реактивный  двигатель комбинированного типа. На до- и сверхзвуковых режимах он будет  работать по принципу турбореактивного, а для дальнейшего разгона сможет  использовать прямоточный цикл. Именно такая конструкция прорабатывается  в течение нескольких последних лет.

Управление в полете должно  осуществляться аэродинамическим способом. Самолет имеет элевоны на крыле  и руль высоты между мотогондолами. Вероятно, использованы  цельноповоротные кили.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-4.jpg

На  макете отсутствует выраженный фонарь. Этот факт, а также особенности  предыдущего проекта позволяют предполагать, что создается беспилотный  летательный аппарат. Впрочем, подробности на этот счет не приводятся.

Компания-разработчик  упоминает возможность применения нового ЛА в военной или  ракетно-космической сфере. Облик представленного макета не позволяет  точно определить потенциальные задачи для самолета в этих областях.  Впрочем, на текущей стадии макет не обязан раскрывать все технические и  эксплуатационные особенности будущего полноценного самолета.

Сходства и различия

Таким  образом, с интервалом в четыре года компания «Боинг» представила два  концепта гиперзвукового летательного аппарата. Имеет смысл сравнить  более старый макет Valkyrie с новым выставочным изделием и найти  различия в их конструкции. Это покажет, как в последние годы развивалась  гиперзвуковая программа Boeing, какие идеи были найдены, а от каких  решили отказаться.

В общих чертах два варианта ЛА похожи. Они  построены по интегральной схеме, имеют несущий фюзеляж, стреловидные  консоли, два киля и двухдвигательную силовую установку. При этом общие  идеи реализуются по-разному.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-2.jpg

Старый  вариант планера имел выраженный «горб» фюзеляжа, а теперь планер  получает плавные обводы. Ранее передняя кромка крыла была непрерывной и  не имела «уступа» между фюзеляжем и консолью. «Валькирия» получила общую  крупную мотогондолу, имевшую воздухозаборники с центральным клином. В  новом проекте двигатели разнесли по отдельным гондолам, сдвинутым к  хвосту.

По всей видимости, наблюдаемые изменения планера  свидетельствуют об оптимизации аэродинамического облика с целью решения  имеющихся проблем и повышения общих летных характеристик. В частности,  отказ от выступающих частей фюзеляжа может говорить о сокращении  сопротивления воздуха и снижении механических и тепловых нагрузок. В то  же время, такие доработки сокращают внутренние объемы летательного  аппарата.

Кардинальная перекомпоновка двигательной установки и  гондол могла преследовать те же цели. Кроме того, некие выгоды должно  дать вынесение соплового аппарата за хвостовую кромку фюзеляжа и  применение новых обтекателей.

Следует отметить, что сравнение  двух макетов позволяет оценить только процессы развития планера и  аэродинамического облика. Очевидно, что в «Боинге» работают и над  совершенствованием внутреннего оснащения перспективного ЛА, но  подробности такого рода остаются неизвестными.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-01/thumbs/boeing-3.jpg
Оригинальные сопловые аппараты двигателей

В процессе развития

Таким  образом, компания Boeing продолжает исследовательские и конструкторские  работы в области гиперзвуковых летательных аппаратов. Один из основных  проектов такого рода предусматривает создание полноразмерного самолета с  высокими летно-техническими характеристиками и возможностью выполнения  широкого круга задач.

Из доступных данных следует, что на данный  момент это направление находится на стадии исследований и поиска  оптимальных решений, технологий и т.д. Это позволяет прорабатывать и  демонстрировать различные концепты, но разработка полноценного проекта  остается делом будущего. Соответственно, строительство и испытания  полноценного летательного аппарата-прототипа откладывается на  неопределенный срок.

Несмотря на недостаточную техническую и  технологическую зрелость своей гиперзвуковой программы, компания «Боинг»  уже определилась со сферами применения будущей техники. В качестве  потенциального заказчика перспективного самолета или БПЛА  рассматриваются вооруженные силы, и причины этого очевидны. Только ВВС  смогут в полной мере использовать потенциал гиперзвукового ЛА, а кроме  того, только Пентагон способен оказать финансовую, организационную и  иную поддержку, необходимую для завершения столь сложного проекта.

Таким  образом, новый макет с недавней выставки должен не только показать  разработки и возможности компании Boeing, но и привлечь внимание  Пентагона. От успеха последнего начинания может зависеть судьба всей  программы. Если она получит полноценную поддержку военных, то следующий  вариант концепта не придется ждать четыре года, а затем появится и  полноценный опытный самолет. Однако пока не стоит исключать и иной  сценарий, при котором гиперзвуковые проекты «Боинга» уступят разработкам  конкурентов и не смогут продвинуться дальше выставок.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Boeing, Guy Norris / twitter.com/AvWeekGuy