Aero A.14
Разработчик: Aero
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1922
Тип: Легкий вспомогательный самолет
В 1922 - 1923 на базе 369-й серии Hansa-Brandenburg C.1 были изготовлены 25 экземпляров Aero A-14 (заводское обозначение Ae.H.2) с двигателями Breitfeld & Daněk Hiero Hiero N мощностью 230 л.с. (169 кВт).
Самолет A-14 до февраля 1923 использовалась в чехословацкой армии как учебная машина, пока ею не заинтересовался военная транспортная группа (Vojensky dopravni detachement), чья база была в аэропорту Кбелы. 1 марта 1923 это подразделение начало возить авиапочту из Праги в Братиславу. Затем маршрут продлили до Кошице и Ужгорода. Военные авиаторы обслуживали трассу до 24 августа 1923, после чего на базе военно-транспортного подразделения было решено организовать государственную авиакомпанию. Компания, названная CSA (Ceskoslovenske Statny Aerolinie), получила 17 экземпляров A-14 - L-BARA - L-BARG, L-BARI - L-BARP, L-BARS, L-BART и L-BARW.
Первый регулярный рейс Прага - Братислава под флагом CSA состоялся 29 октября 1923, с этого дня отсчитывает свою историю национальная чешская авиакомпания. Полёт выполнил пилот Карел Брабенец (Karel Brabenec) на машине с регистрационным L-BARC.
Кроме почты иногда самолёты брали пассажиров - для них в задней кабине было оборудовано два места. За 1924 и 1925 Aero A-14 налетали соответственно 187 466 и 243 000 километров. В тот же период налёт остального флота авиакомпании был на порядок меньше. В 1926 на смену "Бранденбургам" поступили de Havilland D.H.50. Эксплуатация A-14 в CSA завершилась в 1927. Последний рейс выполнил борт L-BARS.
ЛТХ:
Модификация A.14
Размах крыла, м 12.30
Длина, м 8.40
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 37.50
Масса, кг
пустого самолета 933
нормальная взлетная 1275
Тип двигателя 1 ПД Hiero N
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость , км/ч 179
Крейсерская скорость , км/ч 150
Практическая дальность, км 450
Практический потолок, м 4900
Экипаж, чел 2