КБ-2УТ
Разработчик: СФКБ
Страна: Болгария
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
В 1933 году самолетная фабрика в Казанлаке выпускает серию самолетов, получивших обозначение КБ-2УТ (учебно-тренировочный). Эти самолеты являются копией итальянского истребителя "Капрони-Ка.113", но с увеличенными на 10% размерами и установленной второй кабиной для наблюдателя. К этому времени болгарская авиация испытывает острую нехватку учебных самолетов и появление КБ-2УТ на некоторое время заполняет вакуум в авиационном парке.
На самолеты этой серии монтируются различные двигатели. Это три типа старых двигателей с жидким охлаждением, находящихся на складах Lufthansa и подаренные болгарским самолетостроителям: BMW IV с мощностью 183,8 кВт/250 л.с. и собственной массой 315 кг; Junkers II с мощностью 169 кВт/230 л.с. и массой 304 кг и Hispano-Surza с мощностью 183,8 кВт/ 250 л.с. и массой 285 кг. Все они с двухлопастными деревянными винтами. Весной 1934 года готова небольшая серия самолетов.
Приказом № 102 от 2.VII.1934 г. КБ-2УТ приняты в регулярную эксплуатацию в болгарской авиации. В ходе эксплуатации однако вскрывается целый ряд недостатков в конструкции самолета и двигателей. Двигатели - морально устаревшие, рядные, с жидким охлаждением и относительно малой мощностью при большой массе и габаритах. К тому времени уже существуют намного более легкие и надежные звездообразные двигатели с воздушным охлаждением. Но установленные на КБ-2УТ двигатели - "подарочные", т.е. бесплатные, что разумеется для развивающегося в условиях хронической нехватки средств болгарского самолетостроения отнюдь не без значения. Есть болгарская народная мудрость : "Подаренной лошади зубов не сосчитают (наш вариант - дареной лошади зубы не смотрят". Охладительные системы - ненадежные, топливные баки - трудно доступные. Большие габариты двигателей, которые в целом удачно "одеты" в обтекатели, ухудшают видимость для пилота. Особенно ухудшается обзор спереди при полетах на малой высоте. Шасси так сконструированы, что при посадке и рулении самолет проявляет тенденцию к переворачиванию. "Присаженная" кабина для наблюдателя весьма неудобна. Чтобы исполнять свои обязанности, наблюдатель должен стоять во весь рост, подвергаясь до пояса встречному потоку.
КБ-2УТ - учебно-тренировочный двухместный биплан для подготовки пилотов и наблюдателей. Конструкция - смешанная. Корпус - ферма из бесшовных тонкостенных труб, соединенных газовой сваркой. Обшивка носовой части и верхней части корпуса до кабины - из дюралевой жести. Остальная часть корпуса обшита импрегнированной материей, лежащей на профилирующих деревянных стрингерах.
Крылья имеют два деревянных лонжерона. Верхнее и нижнее - одинаковые, связь верхних полукрыльев с центропланом покрыта металлической лентой. Верхние и нижние полукрылья связаны посредством N-стоек и кабельной обтяжки. Элероны типа "Фрайз" установлены на обоих крыльях. Нижние управляются пилотом посредством мягкого управления, а далее их отклонение передается верхним элеронах посредством внешней твердой связи. Обшивка крыльев - из материи.
Хвостовое оперение - металлической конструкции, обтянутой импрегнированной материей. Руль направления имеет дефлектор, а руль высоты- управляемый из пилотской кабины триммер.
Металлическая обшивка корпуса отполирована до серебристого блеска. Матерчатая обшивка имеет темно-зеленый цвет. На крыльях и по бортам белой краской нанесены буквенные обозначения национальной принадлежности. На руле направления горизонтально - болгарское трехцветное знамя.
ЛТХ:
Модификация КБ-2УТ (с Hispano-Surza)
Размах крыла, м 11.54
Длина, м 8.50 (8.275)
Высота, м 3.52
Площадь крыла, м2 31.87
Масса, кг
пустого самолета 985 (955)
максимальная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД BMW IV (Hispano-Surza)
Мощность, л.с. 1 х 250 (250)
Максимальная скорость, км/ч 203 (199)
Крейсерская скорость, км/ч 176
Продолжительность полета, ч.мин 2.45
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2