АИР-18
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1937
Тип: Учебно-тренировочный самолет
В августе 1936 рабочая комиссия ГУАП (в которую входил и А.С.Яковлев) совершила поездку по ряду столиц западных стран. Одним из результатов поездки стало подписание в Париже соглашения о лицензионном производстве двигателей фирмы Renaul - Bengali 4 и Bengali 6. Выпуск этих двигателей был налажен на Рыбинском ГАЗ ╧ 26 под маркой МВ-4 и МВ-6, соответственно.
Первый из этих двигателей Яковлев решил установить на свой учебно-тренировочный самолета УТ-1 (АИР-14). Кроме замены двигателя самолет получил так же новую закрытую кабину и убирающее шасси. Новый самолет получил обозначение АИР-18. Первый полет на нем совершил летчик-испытатель Пионтковский в конце 1937 года. Испытания самолета дали отличные результаты - более мощный двигатель и улучшенная аэродинамика позволили развить максимальную скорость на 70 км/ч больше чем у УТ-1. Хорошие летные характеристики самолета позволили Яковлеву заявить АИР-18 на авиационные гонки Осоавиахима, запланированные на лето 1941 года. К сожалению начало Великой Отечественной помешало этим планам.
Всего было изготовлено три экземпляра АИР-18, один из них, по данным В.Б.Шаврова, был установлен на поплавковое шасси.
ЛТХ:
Модификация АИР-18
Размах крыла, м 7.30
Длина, м 5.99
Высота, м 2.34
Площадь крыла, м2 9.58
Масса, кг
пустого самолета 475
нормальная взлетная 645
Тип двигателя 1 ПД МВ-4 (Renaul Bengali 4)
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч 310
Крейсерская скорость, км/ч 260
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 417
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 1