МУP-1(2)
Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1926
Тип: Учебная летающая лодка
К 1924 г. те немногие М-5 и М-20, что использовались для обучения морских летчиков, значительно износились и обветшали. Попытки строить их в небольшом количестве для восполнения имеющегося парка учебных аппаратов казались уже малопродуктивными. Использование поплавковых бипланов МУ-1 также полностью не решало проблемы обучения, поэтому 26 июня 1925 г. на имя Григоровича было направлено предложение о создании нового учебного самолета, способного заменить старые "пятаки" и "двадцатки". Этот учебный аппарат предполагался под двигатель "Рон" (М-2) мощностью 120 л.с., поэтому получил обозначение МУР-1 (Морской учебный с двигателем Рон - первый).
На деле новый самолет стал очередной модификацией М-5, в котором трехстоечную коробку крыльев заменили одностоечной меньшего размаха. В сечении крыла и оперения использовали более толстый профиль, дополнительно усилили хвостовую часть корпуса лодки для уменьшения ее скручивания на виражах.
При испытаниях МУР-1 показал более высокую полетную скорость - около 120 км/ч, однако по другим показателям оказался хуже М-5. Его нормальная центровка составила около 50% САХ, поэтому для обеспечения безопасного полета в носу лодки приходилось закреплять одну или две двухпудовые гири. Понятно, что с такими "улучшениями" МУР-1 не мог считаться учебным самолетом. Тем не менее, первый опытный экземпляр был сдан и облетан в сентябре 1926 г., а в октябре этого же года летчик Т.С. Жуков вывез на нем в учебный полет летчика Растягаева.
Далее построили новый корпус лодки, который отличался увеличенной до 14╟ поперечной килеватостью в районе редана. Самолет с новой лодкой получил наименование МУР-2, впрочем дальнейшего развития не получил и он. Известно только, что МУР-2 эксплуатировался несколько лет. В частности, на нем в период 1929-1931 гг. проводились опыты по измерению давления воды на днище лодки на разных режимах - рулении, глиссировании и посадке.
ЛТХ:
Модификация МУР-1
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 8.04
Высота, м
Площадь крыла, м2 33.00
Масса, кг
пустого самолета 700
нормальная взлетная 1000
Тип двигателя 1 ПД М-2
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч 129
Крейсерская скорость, км/ч 105
Продолжительность полета, ч 3
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2