Поставки и намерения
Недавно Центр анализа стратегий и технологий показал прелюбопытную таблицу, где можно видеть поставки боевых и учебно-боевых самолетов нового производства в Вооруженные силы Российской Федерации в 2008–2021 годах. Больше всего машин страна получила в 2014 году – 101 единицу. В 2020 и 2021 эти же показатели составили 23 и 21 соответственно. Общее число новых самолетов за весь обозначенный период – более полутысячи единиц.
Возможно, кто-то назовет эти цифры недостаточно оптимистичными, да и данные за последние годы не слишком впечатляющие, мягко говоря. Однако есть страны, у которых в этом смысле всё значительно хуже. Украинские Военно-воздушные силы за этот же период де-факто не получили ни одного нового пилотируемого боевого самолета. В текущих реалиях это звучит как шутка, но проблема (для Украины) в том, что это реальные данные.
Говорить о том, что старые советские Су и МиГи не имеет смысла применять в современной войне, в очередной раз бессмысленно. На этот счет написано множество статей: есть опыт (весьма негативный) применения украинской боевой авиации в разгар конфликта на Донбассе, и есть цифры потерь российской авиации во время войны против Грузии в 2008 году.
Очевидно и то, что Украина не спешит покупать современные истребители четвертого поколения, хотя согласно плану, одобренному Минобороны Украины в позапрошлом году, к 2030 не меньше двух авиационных украинских бригад тактической авиации должны полностью переоснастить на новые крылатые машины. К 2035 году украинская авиация должна иметь от 70 до 100 современных многоцелевых машин: пока реальных шагов к перевооружению так и не было сделано.
Восток нам поможет
О покупке и применении Украиной турецких ударных оперативно-тактических средневысотных БПЛА Bayraktar TB2 не говорил только ленивый. Сейчас это уже свершившийся факт. Другой вопрос, что дрон с максимальной скоростью 220 километров в час и боевой нагрузкой в 50 килограмм никак нельзя рассматривать в качестве альтернативы большой авиации, кто бы что ни говорил. Возможно, таковой станет новинка турецкого ОПК – тяжелый БПЛА Akinci.
Недавно турки заключили первый экспортный контракт на поставку Akinci. Страна не уточняется, и у нас нет оснований полагать, что ею стала Украина. Между тем украинцы все чаще дают понять, что заинтересованы в новом «ударнике». В начале декабря посол Украины в Турции Василий Боднар опубликовал в своем Твиттер-аккаунте макет Akinci с украинскими опознавательными знаками и многозначительной подписью: «Пока макет, но, надеюсь, скоро это станет реальностью».
Кроме того, еще прошлой осенью украинский военный обозреватель Олег Жданов отмечал, что Украина может применить на Донбассе Akinci.
Нужно сказать, характеристики БПЛА выглядят весьма достойно:
Длина: 12,2 м.
Размах крыльев: 20,0 м.
Высота: 4,1 м.
Максимальный взлетный вес: 5 500 кг.
Полезная нагрузка: 1 350 кг.
Максимальная скорость: 360 км/ч.
Крейсерская скорость: 240 км/ч.
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя АИ-450Т мощностью по 450 л. с.
Максимальная длительность полета: 24 часа.
БЛПА имеет восемь (по другим данным – шесть) точек подвески, на которых он сможет нести самое разное вооружение. Сюда входят ракеты класса «воздух-воздух» – Bozdoğan с инфракрасным самонаведением ближнего действия и Gökdoğan с активным радиолокационным самонаведением.
Турецкий беспилотник получил дальнобойную крылатую ракету SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi), дальность которой 250 километров. Помимо этого, в состав арсенала входит огромное количество небольших боеприпасов класса «воздух-поверхность», включая хорошо известные MAM-L и MAM-T.
Боевую эффективность БПЛА призван повысить и радар с активной фазированной антенной решеткой турецкого производства.
За и против
Очевидным преимуществом такого выбора для Украины станет уже существующий глубокий уровень военно-технического сотрудничества. Де-факто, Akinci – отчасти украинская разработка, ведь основой его силовой установки являются украинские двигатели АИ-450Т. Недавно турки заказали 30 двигателей АИ-450Т для пятнадцати Akinci. Это второе такое соглашение. В рамках первого для оснащения опытных и предсерийных Bayraktar Akinci ЗМКБ «Прогресс» поставило Baykar Savunma 20 двигателей АИ-450Т.
Неизвестно, сколько продлится такое сотрудничество. Сами турки хотели устанавливать свой собственный PD-222 разработки Tusas Engine Industries (TEI), однако, зная о трудностях турецкого двигателестроения, на практике до этого может быть очень и очень далеко.
Очевидный плюс для Украины в том, что этот БПЛА уже существует. В отличие, например, от Bayraktar MIUS, который тоже должен получить украинский двигатель, Akinci принят на вооружение Турции, правда, пока что построили лишь несколько экземпляров.
Нет сомнений, что в теории Bayraktar Akinci сможет постоять за себя в воздушном бою. Это, кстати, касается не только турецкого беспилотника: недавно «Орион» сбил управляемой ракетой воздушную цель. Дистанция составила четыре километра. Между тем в реальном воздушном бою разница между тихоходным БПЛА и реактивным истребителем будет явно не в пользу первого.
Де-факто беспилотник был и остается «удобной» мишенью. Все помнят кадры уничтожения истребителем МиГ-29 грузинского БПЛА в 2008 году, хотя тот аппарат был несравнимо меньше, и его было трудней обнаружить. Что касается Akinci, то его габариты примерно сравнимы с габаритами истребителя, что трудно назвать преимуществом.
Вероятно, при запуске крупносерийного производства цена Akinci снизится, и ее можно будет сравнить с ценой современного ударного вертолета или не очень современного истребителя, однако точные выводы мы сможем сделать лишь в отдаленной перспективе. Пока что можно констатировать лишь то, что покупка Украиной БПЛА Akinci едва ли существенно скажется на ее обороноспособности.
В каком-то смысле здесь повторяется <noindex>история</noindex> с закупленными Украиной четырьмя турецкими корветами, которые могли бы пригодиться при борьбе с заведомо более слабым противником, однако почти полностью бесполезны, если говорить о возможной большой войне.
Автор:Илья Легат