https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/1603334183_bayraktarakinci3.jpg

Поставки и намерения

Недавно Центр анализа стратегий и технологий показал  прелюбопытную таблицу, где можно видеть поставки боевых и учебно-боевых  самолетов нового производства в Вооруженные силы Российской Федерации в  2008–2021 годах. Больше всего машин страна получила в 2014 году – 101  единицу. В 2020 и 2021 эти же показатели составили 23 и 21  соответственно. Общее число новых самолетов за весь обозначенный период –  более полутысячи единиц.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/9486402_original.jpg

Возможно,  кто-то назовет эти цифры недостаточно оптимистичными, да и данные за  последние годы не слишком впечатляющие, мягко говоря. Однако есть  страны, у которых в этом смысле всё значительно хуже. Украинские  Военно-воздушные силы за этот же период де-факто не получили ни одного  нового пилотируемого боевого самолета. В текущих реалиях это звучит как  шутка, но проблема (для Украины) в том, что это реальные данные.

Говорить  о том, что старые советские Су и МиГи не имеет смысла применять в  современной войне, в очередной раз бессмысленно. На этот счет написано  множество статей: есть опыт (весьма негативный) применения украинской  боевой авиации в разгар конфликта на Донбассе, и есть цифры потерь российской авиации во время войны против Грузии в 2008 году.

Очевидно и то, что Украина не спешит покупать современные истребители  четвертого поколения, хотя согласно плану, одобренному Минобороны  Украины в позапрошлом году, к 2030 не меньше двух авиационных украинских  бригад тактической авиации должны полностью переоснастить на новые  крылатые машины. К 2035 году украинская авиация должна иметь от 70 до  100 современных многоцелевых машин: пока реальных шагов к перевооружению  так и не было сделано.

Восток нам поможет

О покупке  и применении Украиной турецких ударных оперативно-тактических  средневысотных БПЛА Bayraktar TB2 не говорил только ленивый. Сейчас это  уже свершившийся факт. Другой вопрос, что дрон с максимальной скоростью  220 километров в час и боевой нагрузкой в 50 килограмм никак нельзя  рассматривать в качестве альтернативы большой авиации, кто бы что ни  говорил. Возможно, таковой станет новинка турецкого ОПК – тяжелый БПЛА  Akinci.

Недавно турки заключили первый экспортный контракт на  поставку Akinci. Страна не уточняется, и у нас нет оснований полагать,  что ею стала Украина. Между тем украинцы все чаще дают понять, что  заинтересованы в новом «ударнике». В начале декабря посол Украины в  Турции Василий Боднар опубликовал в своем Твиттер-аккаунте макет Akinci с  украинскими опознавательными знаками и многозначительной подписью:  «Пока макет, но, надеюсь, скоро это станет реальностью».

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/ffqxgncxwaqn9ym.jpg

Кроме  того, еще прошлой осенью украинский военный обозреватель Олег Жданов  отмечал, что Украина может применить на Донбассе Akinci.

Нужно сказать, характеристики БПЛА выглядят весьма достойно:

Длина: 12,2 м.
Размах крыльев: 20,0 м.
Высота: 4,1 м.
Максимальный взлетный вес: 5 500 кг.
Полезная нагрузка: 1 350 кг.
Максимальная скорость: 360 км/ч.
Крейсерская скорость: 240 км/ч.
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя АИ-450Т мощностью по 450 л. с.
Максимальная длительность полета: 24 часа.

БЛПА  имеет восемь (по другим данным – шесть) точек подвески, на которых он  сможет нести самое разное вооружение. Сюда входят ракеты класса  «воздух-воздух» – Bozdoğan с инфракрасным самонаведением ближнего  действия и Gökdoğan с активным радиолокационным самонаведением.

Турецкий  беспилотник получил дальнобойную крылатую ракету SOM (Stand-off  Mühimmat Seyir Füzesi), дальность которой 250 километров. Помимо этого, в  состав арсенала входит огромное количество небольших боеприпасов класса  «воздух-поверхность», включая хорошо известные MAM-L и MAM-T.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/som_cruise_missile_mockup_on_mspo_2014.jpg

Боевую эффективность БПЛА призван повысить и радар с активной фазированной антенной решеткой турецкого производства.

За и против

Очевидным  преимуществом такого выбора для Украины станет уже существующий  глубокий уровень военно-технического сотрудничества. Де-факто, Akinci –  отчасти украинская разработка, ведь основой его силовой установки  являются украинские двигатели АИ-450Т. Недавно турки заказали 30  двигателей АИ-450Т для пятнадцати Akinci. Это второе такое соглашение. В  рамках первого для оснащения опытных и предсерийных Bayraktar Akinci  ЗМКБ «Прогресс» поставило Baykar Savunma 20 двигателей АИ-450Т.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/bayraktar-tb2-2.jpg

Неизвестно,  сколько продлится такое сотрудничество. Сами турки хотели устанавливать  свой собственный PD-222 разработки Tusas Engine Industries (TEI),  однако, зная о трудностях турецкого двигателестроения, на практике до  этого может быть очень и очень далеко.

Очевидный плюс для  Украины в том, что этот БПЛА уже существует. В отличие, например, от  Bayraktar MIUS, который тоже должен получить украинский двигатель,  Akinci принят на вооружение Турции, правда, пока что построили лишь  несколько экземпляров.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/bayraktar_akinci_280821.jpg

Нет  сомнений, что в теории Bayraktar Akinci сможет постоять за себя в  воздушном бою. Это, кстати, касается не только турецкого беспилотника:  недавно «Орион» сбил управляемой ракетой воздушную цель. Дистанция  составила четыре километра. Между тем в реальном воздушном бою разница  между тихоходным БПЛА и реактивным истребителем будет явно не в пользу  первого.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/1644672276_foto.jpg

Де-факто  беспилотник был и остается «удобной» мишенью. Все помнят кадры  уничтожения истребителем МиГ-29 грузинского БПЛА в 2008 году, хотя тот  аппарат был несравнимо меньше, и его было трудней обнаружить. Что  касается Akinci, то его габариты примерно сравнимы с габаритами  истребителя, что трудно назвать преимуществом.

Вероятно, при  запуске крупносерийного производства цена Akinci снизится, и ее можно  будет сравнить с ценой современного ударного вертолета или не очень  современного истребителя, однако точные выводы мы сможем сделать лишь в  отдаленной перспективе. Пока что можно констатировать лишь то, что  покупка Украиной БПЛА Akinci едва ли существенно скажется на ее  обороноспособности.

В каком-то смысле здесь повторяется <noindex>история</noindex>  с закупленными Украиной четырьмя турецкими корветами, которые могли бы  пригодиться при борьбе с заведомо более слабым противником, однако почти  полностью бесполезны, если говорить о возможной большой войне.

Автор:Илья Легат