ЯК-3М
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1992
Тип: Истребитель
В 1991 году ОКБ Яковлева подписали контракт с музеем Gunnell в Санта-Монике, Калифорния. Это контракт предусматривал производство двадцати реплик истребителя Як-3 для частных заказчиков в США и других странах мира. Руководителем проекта был назначен С.А. Яковлев, главным инженером - В.М.Назаров, летчиками-испытателями - А.С.Вяткин и Ю.И.Митиков.
В 1992 г. на оренбургском НПО "Стрела" начался выпуск самолетов, получивших наименование Як-3М (американское обозначение Yak-3UA). Этот самолет имеет следующие особенности: цельнометаллическая конструкция с элементами из композитных материалов, отсутствие вооружения, двигатель Allison 2L (восстановленный V-1710), винт Hamilton Standard, современное пилотажно-навигационное и радиооборудование. Самолет предназначен в основном для музеев и частных коллекционеров, а так же для участия в различных авиашоу. По состоянию на сентябрь 2001 г. выпущено 12 экземпляров. Ориентировочная стоимость одного самолета составляет 500 000 долларов США.
Як-3М № 0470102 был выпущен в 1994 г. на оренбургском НПО "Стрела" и поставлен в США, где был зарегистрирован под номером NX915LP. Сертификация и испытания проходили в Калифорнии. В январе 1995 г. самолет был передан в Новую Зеландию, где получил регистрационный код ZK-YAK. Владельцем машины стал Тим Уоллис (Alpine Fighter Collection), Ванака, Н. Зеландия. Полеты на нем совершали пилоты Грант Биссе, Том Миддлтон. В 1998 г. этот Як-3М принимал участие в авиационном шоу Warbirds Over Wanaka. В августе 1999 г. самолет был продан в Австралию. Новым владельцем стал Стив Харт (Harts Flying Museum), Брисбен, Австралия. Искаженная надпись на борту "Новосиbирский Комсомол" взята с реально существовавшего в годы Великой Отечественной войны самолета Як-7.
ЛТХ:
Модификация Як-3М
Размах крыла, м 9.20
Длина, м 8.49
Высота, м 2.42
Площадь крыла, м2 14.85
Масса, кг
пустого самолета 2210
нормальная взлетная 2697
Тип двигателя 1 ПД Allison 2L (V-1710)
Мощность, л.с. 1 х 1325
Максимальная скорость , км/ч 648
Практическая дальность, км 900
Скороподъемность, м/мин 1250
Практический потолок, м 11800
Экипаж 1