Истребители МиГ-29 из состава ВВС Польши. Фото Минобороны Польши
На днях можно было наблюдать, как был предложен и вскоре развалился новый план военно-технической помощи Украине. Европейский союз собирался передать ей некоторое количество боевых самолетов, но вскоре выяснилось, что сделать это не удастся. Кроме того, подобные поставки не имели бы никакого практического смысла.
План помощи
Вечером 27 февраля представитель Евросоюза Жозеп Боррель объявил, что страны организации собираются отправить Украине помощь в виде продукции военного и иного назначения на сумму порядка 500 млн евро. Среди прочего, украинской армии предлагалось передать некоторое количество боевых самолетов. При этом число такой техники, ее типы и другие подробности плана не раскрыли.
Новая информация появилась в ночь на 1 марта. Пресс-служба военно-морских сил Украины раскрыла предполагаемые объемы поставок и особенности развертывания новой техники. Так, сообщалось, что Болгария передаст 16 истребителей МиГ-29 и 14 штурмовиков Су-25. Польша и Словакия, как утверждалось, собираются передать 28 и 12 истребителей МиГ-29 соответственно. Всего 70 ед. техники.
Польский истребитель в полете. Фото Минобороны Польши
В связи с выводом из строя всех основных военных аэродромов на территории Украины предлагается разместить самолеты в Польше. Утверждалось, что личный состав уже отправился в соседнее государство для освоения техники. Такое базирование должно будет защитить их от превентивного удара со стороны российских вооруженных сил – как это несколько дней назад случилось с украинскими ВВС.
Повод для сомнений
Следует отметить, что новость<noindex></noindex> от ВМС Украины не получила подтверждения из источников, а также имела несколько сомнительных особенностей. В первую очередь, непонятно, почему о помощи для ВВС сообщают ВМС. Впрочем, это вполне объяснимо, если учитывать беспорядок в системах и контурах управления украинской армией.
В качестве отправителей помощи названы единственные страны Европы (за исключением России, Украины и Белоруссии), у которых до сих пор есть МиГ-29 и Су-25. При этом в списке техники, готовящейся к передаче, упомянули буквально всю тактическую авиацию<noindex></noindex> Болгарии и Словакии, включая строевые самолеты и машины «на приколе».
Болгарские МиГ-29. Фото Wikimedia Commons
По сути, пресс-служба ВМС утверждала, что весь восточноевропейский (натовский) парк советских МиГ-29 и Су-25 будет передан Украине. И некоторые государства, оказав помощь украинским ВВС, даже останутся без собственной тактической авиации. Неудивительно, что такие новости не получили подтверждения из других источников, а затем были опровергнуты.
Помощь отменяется
Любопытно, что первое опровержение появилось за несколько часов до «новости» от ВМС Украины. Вечером 28 февраля премьер-министр Болгарии Кирил Петков рассказал, что его страна не принимала предложение о поставке самолетов на Украину. Болгария располагает небольшим количеством боевой авиации, которого едва хватает даже для собственной обороны. Поэтому истребители и штурмовики никому отдавать не будут.
Днем 1 марта, уже после украинской публикации, состоялась встреча президента Польши Анджея Дуды и генсека НАТО Йенса Столтенберга. На пресс-конференции после этого мероприятия польский президент заявил, что его государство не собирается отправлять на Украину свои самолеты. Передача такой техники сделала бы Польшу и НАТО стороной конфликта, чего они не хотят. В связи с этим польские самолеты в украинском небе отсутствуют.
Болгарский штурмовик Су-25. Фото Минобороны Болгарии
Вечером 1 марта свою позицию высказал министр обороны Словакии. Ярослав Надь назвал информацию о передаче истребителей дезинформацией. Более того, Словакия не планирует оказывать Украине помощь в виде военной техники. Ей будут поставлять только боеприпасы, топливо и гуманитарные грузы.
Таким образом, буквально за сутки три страны, упомянутые в последних сообщениях, опровергли информацию от украинских источников. Это означает, что список от ВМС Украины был элементарной ложью пропагандистов, не имеющей никакой связью с реальностью.
Следует отметить, что вместе со списком техники разваливаются и планы Евросоюза по поставке боевых самолетов. Украина может быстро поставить в строй и использовать лишь технику советского производства, которая осталась только у Болгарии, Польши и Словакии. Поставка самолетов натовского производства не имеет смысла и приведет к быстрой и бесполезной потере ценной матчасти.
Бесполезные планы
И все же стоит рассмотреть гипотетический сценарий, в котором Украина получила восточноевропейские истребители и штурмовики, а также использует зарубежные аэродромы. Нетрудно заметить, что в такой ситуации украинские ВВС не получают никаких преимуществ, но при этом вновь сталкиваются с большими рисками.
Развертывание самолетов на иностранных аэродромах позволяет спасти их от уничтожения на земле. Однако такая мера удаляет аэродромы от предполагаемых районов выполнения боевых зада. В результате МиГ-29 и Су-25 даже с максимальной заправкой и подвесными баками смогут работать только в Западной и Центральной Украине. Крупная восточная часть страны останется неохваченной.
МиГ-29 ВВС Словакии. Фото Минобороны Словакии
Впрочем, самолетам вряд ли удастся использовать свой потенциал по дальности полета. К настоящему времени российская армия завоевала полное превосходство в украинском небе. Сразу после пересечения польской границы самолет будет взят на сопровождение и в минимальное время уничтожен – задолго до выхода на рубежи решения боевой задачи.
Действующую группировку российских вооруженных сил прикрывает развитая войсковая ПВО со всеми необходимыми компонентами. Даже прорвавшись через одни системы обороны, штурмовик или истребитель будет сбит следующим эшелоном. Вероятность поражения повышается и из-за отсутствия современных вооружений – устаревшее оружие<noindex></noindex> заставит самолет входить в зону поражения комплексов малой дальности или даже ПЗРК.
Вопрос потерь
До недавнего времени Украина располагала не самой современной, но достаточно многочисленной тактической авиацией. По данным справочника World Air Forces 2022, у ВВС Украины имелось 43 истребителя МиГ-29 и 26 Су-27, а также 12 бомбардировщиков Су-24 и 17 штурмовиков Су-25. Вся эта техника была построена еще в СССР, но часть ее в дальнейшем проходила модернизацию.
Истребитель в воздухе. Фото Минобороны Словакии
Подавляющее большинство боевых единиц тактической авиации Украины было уничтожено на земле вместе с аэродромами и инфраструктурой в ходе первых ударов российских вооруженных сил. Почти все оставшиеся самолеты были сбиты или поражены на стоянках в следующие дни. В строю остаются лишь отдельные машины, но и их судьба предсказуема. ВВС Украины фактически прекратили свое существование в качестве полноценной боеспособной структуры. Им удалось сохранить личный состав, но без матчасти это уже не имеет особого значения.
В текущей ситуации Украина не имеет никакой возможности самостоятельно восстановить свои ВВС и вернуть их к решению боевых задач. Единственный выход из такой ситуации заключается в зарубежной помощи, о чем недавно заявило руководство Евросоюза. Однако почти сразу выяснилось, что ни одна из стран, располагающих подходящей техникой, не готова или не желает поделиться ею.
Полный разгром
Таким образом, на данный момент ситуация с европейскими самолетами для Украины выглядит вполне однозначно. Украинские ВВС не получат новую технику и не будут базироваться на зарубежных аэродромах. Соответственно, они прекращают свое существование в качестве боеспособного вида вооруженных сил, который могла бы участвовать в боях и влиять на их ход.
Впрочем, в этом нет ничего плохого. В текущей ситуации любое ослабление украинских вооруженных сил способствует скорейшему завершению Спецоперации по демилитаризации и установлению мира – как в защищаемом Донбассе, так и на остальной территории Украины.
Автор:Рябов Кирилл