САМ-14
Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1939
Тип: Легкий транспортный самолет
Добившись покупки по лицензии моторов Рено и запустив их в серийное производство под маркой МВ у инициаторов покупки появилась забота по их использованию. В 1938 году нам был выдан заказ от 7-го Главного Управления НКАП на модернизацию САМ-5 2 бис под мотор МВ-4. Такое задание как-то оправдывало МАП о задержке запуска в серийное производство САМ-5 2 бис М-11. (Зачем запускать самолет с М-11, когда сразу же запустим самолет с более высокими ЛТХ, который, без сомнения, должен обеспечить мотор Рено, т. е. МВ-4).
В самолете САМ-14 пришлось поработать, главным образом, над созданием высококачественной отделки самолета, удобства, комфорта и, конечно, улучшения аэродинамики. Получилась красивая, хорошо обтекаемая комфортабельная и весьма удобная в эксплуатации машина. Однако наша промышленность не торопилась подготовить для многооборотных моторов Рено специальные металлические винты фирмы Ратье (а может быть, забыли их купить?). Мы же надеялись на металлический винт Ратье с изменяемым шагом и электрическим приводом, поэтому не особенно беспокоились с заказом на деревянный винт для МВ-4. Когда же самолет был готов, а винтов не оказалось, то стали подбирать винты из имевшихся. Более или менее подходил винт с машины Яковлева, но крупные габариты фюзеляжа САМ-14 "съели" коэффициент полезного действия винта диаметром 2м. Данные самолета оказались не выше, как ожидали, а ниже, чем у самолета САМ-5 2 бис. Уже после Госиспытания в НИИ ГВФ, которые относились к испытаниям формально, мы получили, наконец, заказанный нами винт Д=2,30, и все ЛТХ резко улучшились.
То же произошло и с самолетом "Стрела". После возвращения самолета "Стрела" в город Воронеж (после госиспытания) на нем мы установили винт Ратье (полученный нами с большим опозданием), с которым самолет резко улучшил свои ЛТХ, в частности показал Vmax = 342 км/час (полет производил в июле 1938 года летчик А. Н. Гусаров). Согласно указаниям Глававиапрома самолет "Стрела", как полностью сослуживший свою службу, был уничтожен. Сохранившийся мотор Рено с винтом Ратье был нами использован на самолете САМ-14 бис, который после госиспытаний в ГНИИ ГВФ также был возвращен в ОКБ-31. Контрольные испытания полностью подтвердили ожидаемые ЛТХ самолета САМ-14 бис, они оказались значительно выше ЛТХ САМ-5 2 бис, но в связи со снятием с серии моторов МВ - этот факт уже никого не интересовал. С компромиссным же деревянным винтом, как и все самолеты с МВ, самолет САМ-14 не только не выигрывал, но и терял в ЛТХ по сравнению с САМ-5 2 бис М-11. Самолеты САМ-14 и САМ-14 бис все же успешно прошли летные испытания в НИИ ГВФ в зимнем варианте (с лыжами) и были утверждены как эталоны для серийного строительства. А здесь уже оказалось, что моторы Рено (МВ) для нашего климата не годятся и их, к этому времени сняли с производства. Самолеты САМ-10 и САМ-11 тоже остались без моторов!
ЛТХ:
Модификация САМ-14
Размах крыла, м 11.49
Длина самолета, м 8.06
Высота самолета, м 3.86
Площадь крыла,м2 21.86
Масса, кг
пустого самолета 765
максимальная взлетная 1280
Тип двигателя 1 ПД МВ-4
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч
у земли 196
на высоте 170
Крейсерская скорость, км/ч 165
Практическая дальность, км 550
Практический потолок, м 3360
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров