СУВП
Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1925
Тип: Легкий транспортный самолет
В середине 20-х годов к разработке своего пассажирского самолета на Ленинградском авиазаводе ГАЗ ╧3 "Красный летчик" приступил конструктор Дмитрий Павлович Григорович. Его самолет представлял собой трехместный высокоплан смешанной конструкции под двигатель "Люцифер" мощностью 100 л.е., он создавался в соответствии с договором, заключенным 12 февраля 1925 г. с акционерным обществом "Укрвоздухпуть". Поначалу самолет именовался как ПЛ-1 (Пассажирский с Люцифером), позднее назывался СУВП (Самолет Укр-ВоздухПуть), его проектирование завершилось 13 марта 1925 г.
СУВП имел простые формы, его фюзеляж и подкосы крыла были сварены из стальных труб, крыло и хвостовое оперение деревянные, обтяжка несущих поверхностей полотняная. Кабина пилота открытая, за ней находился комфортабельный салон на трех пассажиров. Верхняя часть фюзеляжа имела резкое сужение с целью увеличения эффективной поверхности крыла.
СУВП построили и доставили на аэродром 1 августа 1925 г. После проведения первых полетов самолет перелетел в Москву, где летчики Научно-Опытного аэродрома (НОА) провели полные испытания, подтвердившие его удовлетворительные летные характеристики.
Затем самолет вернулся в Ленинград, где его усовершенствовали и дооборудовали. В период с 12 по 15 октября 1925 г. летчик К.И. Хмельницкий с тремя пассажирами на борту выполнил перелет СУВП из Ленинграда в Москву. Впоследствии Главная инспекция Гражданской авиации допустила новый пассажирский аппарат к практической эксплуатации, и СУВП перелетел в Харьков. К сказанному стоит добавить, что в 1926 г. самолет СУВП в числе нескольких других советских самолетов предполагался к участию в перелете Москва-Париж.
ЛТХ:
Модификация СУВП
Размах крыла, м 13.70
Длина, м 8.40
Высота, м
Площадь крыла, м2 24.14
Масса, кг
пустого самолета 820
нормальная взлетная 1150
Тип двигателя 1 ПД Bristol Lucifer
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 139
Крейсерская скорость, км/ч 115
Продолжительность полета, ч.мин 4.30
Скороподъемность, м/мин 111
Практический потолок, м 3050
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира