https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-4.jpg
РСЗО БМ-21 "Град" базовой модификации на штатном шасси "Урал"

При распаде СССР независимой Украине досталось большое количество  реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град». Позже стало ясно, что  эксплуатация такой техники не может продолжаться бесконечно, и армия  нуждается в обновлении ее парка. В следующие годы было представлено  несколько проектов глубокой модернизации наличных РСЗО, и некоторые  опытные образцы прошли через весь цикл испытаний. Однако реальные  перспективы всех подобных разработок оставались под вопросом.

Модернизированный «Град»

Первая  попытка модернизации наличных РСЗО была предпринята в 2001 г.  Харьковское КБМ им. Морозова и Харьковский завод специальных машин  начали разработку проекта БМ-21К. В нем предлагалось сохранить  существующую артиллерийскую часть и ракеты, но перенести их на  украинское шасси КрАЗ-260. Также предусматривалось обновление средств  связи и управления огнем.

В силу разных причин работы по БМ-21К  затянулись. Проектирование удалось завершить за несколько лет, но  испытания и доводка продолжались до 2008 г. Модернизированный «Град»  показал требуемый уровень тактико-технических характеристик и справился с  испытаниями, однако не был рекомендован к принятию на вооружение.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-2.jpg
Украинский "Бастион-01" на шасси КрАЗ-6322

Причиной  этого стало устаревшее шасси. Автомобиль КрАЗ-260 был снят с  производства еще в середине девяностых годов, и его использование в  проекте конца двухтысячных не имело смысла. Впрочем, ХКБМ и ХЗСМ успели  построить и передать армии несколько боевых машин на такой базе, после  чего их сборка остановилась.

Системы «Бастион»

В  связи с неудачей проекта БМ-21К стартовала разработка новых вариантов  РСЗО. В 2007-2008 г. те же предприятия приступили к созданию  перспективной системы под названием «Бастион-01». В этом проекте  планировалось совместить все преимущества существующего вооружения и  нового шасси.

В качестве основы для РСЗО «Бастион-01» был выбран  грузовик КрАЗ-6322, незадолго до этого принятый на снабжение украинской  армии. Это трехосный полноприводный автомобиль с двигателем мощностью не  менее 300 л.с. и достаточно высокими характеристиками грузоподъемности и  проходимости. На него предлагалось переносить штатное оснащение «Града»  практически без изменений. Внедрялись только отдельные приборы, тогда  как пусковая установка и другие изделия остались прежними.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-3.jpg
"Бастион-02" с удлиненным шасси и дополнительными снарядами

Также  была разработана боевая машина «Бастион-02» на удлиненном шасси  КрАЗ-6322. Дополнительное пространство на грузовой платформе, между  кабиной и пусковой установкой, использовали для размещения т.н. системы  быстрой перезарядки. В специальных подвижных обоймах размещаются  дополнительные 40 реактивных снарядов, что упрощает подготовку к новому  залпу.

Первый прототип «Бастиона-01» был построен в 2009 г. на  Шепетовском ремонтном заводе и вскоре вышел на испытания. Позже  изготовили машину модели «02». Техника справилась с проверками и была  рекомендована к принятию на вооружение. Тем не менее, массовую серию  наладить не удалось. Несмотря на всю простоту производства, за несколько  лет изготовили не более 8-12 машин двух модификаций. В середине десятых  годов выпуск «Бастионов» прекратился.

С литерой «У»

Одновременно  с «Бастионом» в ХКБМ создавалась другая модификация «Града» на новом  шасси – БМ-21У или «Верба» («Верба/1»). Цели проекта опять заключались в  замене шасси и обновлении средств связи и управления, тогда как  артиллерийская часть не затрагивалась. При этом следовало учесть  негативный опыт предыдущего проекта БМ-21К.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-5.jpg
БМ-21У "Верба" на современном шасси КрАЗ-6322

Проект  «Верба» отличался от БМ-21К и «Бастиона» большей сложностью, что  привело к затягиванию разработки. Основные работы по нему удалось  завершить только в первой половине десятых годов. Опытную машину впервые  открыто показали в 2015 г. В дальнейшем неоднократно сообщалось о  проведении различных испытаний, а также о скором принятии на вооружение и  постановке в серию.

Впрочем, принятие на вооружение  затягивалось, но только в случае с украинской армией. Так, в 2017 г.  несколько «Верб» приобрели вооруженные силы Сенегала. Также ожидались  заказы от других стран, нуждающихся в относительно простых, но  эффективных РСЗО.

Ситуация с украинской армией прояснилась только  в ноябре 2019 г. Тогда министерство обороны сообщило, что РСЗО «Верба»  справилась с государственными испытаниями и была принята на вооружение. К  тому времени уже было известно, что серийное производство освоит  Шепетовский ремонтный завод. Поставка первых изделий ожидалась в  ближайшие месяцы.

Однако производство в означенные сроки не  стартовало. Более того, официальный приказ о принятии БМ-21У на  вооружение вышел только в конце августа 2021 г. Любопытно, что в этом  документе «Верба» обозначена как БМ-21У «Град». Почему это произошло,  неясно. Кроме того, имеют место определенные нарушения руководящих  документов, что придает ситуации особый вид.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-6.jpg
Транспортно-заряжающая машина "Вербы" в рабочем положении

Проект  БМ-21У предусматривал перенос существующей пусковой установки на  современное шасси КрАЗ-6322. В составе «Вербы» используется грузовик с  двухрядной четырехдверной кабиной, в которой размещается весь расчет из  пяти человек и необходимые приборы. На «Вербе» используется новая  цифровая система управления огнем, стабилизатор, спутниковая навигация и  другие приборы, улучшающие точность стрельбы. Также использованы новые  средства связи с защищенным режимом работы.

Боевая машина БМ-21У  дополняется транспортно-заряжающей, известной по коду Классификатора  вооружений, техники и имущества Минобороны «ВК 001–2000-А2112011Y». Она  перевозит два полных боекомплекта из 80 снарядов и имеет  механизированные средства погрузки, упрощающие подготовку боевой машины к  стрельбе.

Проект «Берест»

С середины десятых годов  Шепетовский ремонтный завод разрабатывал новый вариант «Града» под  обозначениями БМ-21УМ и «Берест». В отличие от предыдущих, этот проект  предусматривал перестройку артиллерийской части и разработку новых  боеприпасов. За счет этих и других решений предполагалось увеличить  точность и кучность, а также дальность стрельбы и объемы залпа.

Первый  открытый показ «Береста» имел место на одной из украинских выставок в  октябре 2018 г. Тогда утверждалось, что новая РСЗО отличается  повышенными характеристиками и необходима армии. Вскоре опытный образец  передали на испытания. В недавнем прошлом сообщалось об успешном  прохождении заводских испытаний. Предприятие-разработчик было готово  принимать заказы на серийное производство.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-7.jpg
Опытная боевая машина БМ-21УМ "Берест"

РСЗО  БМ-21УМ построена на двухосном шасси КрАЗ-5401НЕ. Это автомобиль  бескапотной компоновки с двухрядной кабиной и двигателем от 300 л.с., в  зависимости от комплектации. Машина полной массой более 17 т способна  передвигаться по автодорогам и местности.

«Берест» получил  обновленную пусковую установку. Ее главное отличие заключается в наличии  пятого горизонтального ряда направляющих, в результате чего боекомплект  доведен до 50 ракет. Установка наводится электроприводами, хотя  сохранены ручные механизмы и крепление для прицела.

РСЗО  оснащается компьютером управления, к которому присоединены средства  связи, навигации и топопривязки, а также механизмы наведения.  Обеспечивается дистанционное управление всеми процессами подготовки к  стрельбе и ведением огня. Также предусмотрен выносной пульт  дистанционного управления.

Реальные результаты

В  течение двух последних десятилетий Украина пыталась обновлять парк своих  РСЗО. Разрабатывались разные варианты модернизации существующих  «Градов» и иных боевых машин, звучали громкие заявления и даже  издавались приказы о принятии на вооружение. Однако реальные результаты  не оправдали всех надежд. В итоге за 20 лет работ армия получила лишь  несколько боевых машин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/rszo-1.jpg
Увеличенная пусковая установка "Береста"

Так,  проект БМ-21К завершился сборкой не более 5-10 боевых машин, причем на  устаревшем шасси. Схожие результаты показали два проекта линейки  «Бастион». Общее количество таких РСЗО не превысило 10-12 ед. Более  новая и совершенная БМ-21У «Верба» прошла необходимые испытания и даже  принята на вооружение, но сведения о серийном производстве и поставках в  украинскую армию пока не появлялись. Самая новая разработка, БМ-21УМ  «Берест», пока не прошла весь цикл испытаний и не готова к серии.

В  результате, несмотря на все планы и усилия, за два десятилетия армия  получила не более 15-20 реактивных систем залпового огня нескольких  типов под 122-мм реактивный снаряд. Ситуация дополнительно усугубляется  тем, что это лишь модернизация старой техники, и в ней не всегда  используются современные компоненты и изделия.

Как следствие,  украинская армия вынуждена продолжать эксплуатацию старых систем БМ-21  советской постройки. Согласно справочнику IISS The Military Balance  2021, до недавнего времени у нее было до 185 таких боевых машин. В  результате последних событий парк РСЗО заметным образом сократился, и в  ближайшее время его ждут новые потери.

Таким образом, все усилия  Украины по созданию своей собственной версии «Града», массовой и  современной, пропали впустую. Производство не было налажено и, учитывая  последние события, его уже не удастся запустить. Впрочем, у украинской  промышленности все же был повод для гордости. Параллельно с  модернизацией БМ-21 шло обновление системы «Смерч». И ее новый вариант  «Ольха» удалось довести до серии заметного размера.

Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Wikimedia Commons, ГК "Укроборонпром"