Nakajima C6N-1S
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1944
Тип: Ночной истребитель
К началу 1944 года стало очевидным, что стратегическая инициатива Японии утрачена безвозвратно. Разведданные, поступавшие из США, свидетельствовали о появлении у противника нового тяжелого бомбардировщика В-29, качественно превосходившего все, что до этого встречалось в небе японским летчикам. Было очевидно, что в ближайшем будущем, эти машины следует ожидать на фронте. Ввиду этого, японской флотской авиацией были предприняты шаги по укреплению обороноспособности метрополии, где формировались новые части флотской ПВО.
В марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу был сформирован новый 302 кокутай ночных истребителей, призванный обеспечивать оборону центрального сектора в районе Токио – Нагоя. Это подразделение возглавил опытный японский офицер дайсё (капитал 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо). Полтора года назад именно по его инициативе на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако, реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно, приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".
Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм – это национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное 4-пушечное вооружение этого перехватчика.
Кроме вышеупомянутых машин на вооружение части имелись несколько палубных пикировщиков "Сюсей", также переоборудованных в перехватчики. Модель D4Y2-S с расположенной в кабине стрелка одной наклонной 20-мм пушкой Тип 99-2 был довольно скоростной машиной и, не смотря, на скромную огневую мощь, пользовался популярностью у экипажей. Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве пополнения все, что было доступно. В ход шли скоростные базовые бомбардировщики "Гинга" модели P1Y2-S, также получавшие наклонное вооружение из пары 20-мм пушек или одной 30-мм Тип 5. Часть таких машин несли даже две 20-мм и одну 30-мм пушку, что делало их залп рекордно мощным.
Не остался без внимания Кодзоно и скоростной палубный разведчик С6N1 "Сайюн" фирмы Накадзима. Несколько разведчиков этого типа поступило на вооружение 302 Ku. в начале 1945 года. Эта машина обладала очень высокой скоростью, значительно превосходившей даже истребители. Ко всему прочему с подвесным баком "Сайюн" мог преодолеть свыше 5 тыс км. На первых порах "Сайюны" 302-го кокутай использовались по своему прямому назначению. Отсутствие сплошного радиолокационного поля в японской ПВО делало дальнюю воздушную разведку архиважной для эффективной обороны. "Сайюны" часами барражировали на дальних подходах к сектору обороны японской столицы, которую прикрывал 302 Ku. Высокая скорость позволяла экипажам разведчика делать это, практически не опасаясь перехвата.
К весне 1945 года, однако, потери в авиатехнике части, даже не смотря на то, что она была укомплектована опытными летчиками-ветеранами, начали стремительно расти. Японская промышленность, близкая к коллапсу, уже не успевала восполнять их. Именно к весне 1945 года относятся первые упоминания о переделке палубных разведчиков C6N1 в перехватчик. В апреле 1945 года на трех имевшихся в части разведчиках провели необходимые переделки. В средней части самолета, на месте штурмана расположили две 20-мм пушки Тип 99 Модель 1, под углом 65 градусов. В верхней части фонаря были сделаны специальные вырезы. Стволы пушек не выступали за габариты кабины, поэтому внешне истребительная версия машины не отличалась от базовой. Пушки располагались бок о бок. Причем левая устанавливалась чуть выше правой для удобства доступа к барабанным магазинам емкостью по 60 патронов. Штурман из средней кабины пересел на место стрелка, откуда имел возможность прицеливаться из орудий. Задний 7.92-мм пулемет Тип 1, по-видимому, был сохранен. Модернизация была успешно выполнена силами технического персонала части. Машина получила обозначение Saiun 11-gata Kaizō yasen, то есть, дословно, "Сайюн", модернизированный в ночной истребитель. Обозначение, принятое в авиационной литературе сегодня C6N1-S, официально во время войны никогда не использовалось. Позднее, подобным образом были модернизированы еще два "Сайюна", получившие вместо пушек Тип 99 модель 1, более мощные Модель 2.
В ходе летных испытаний выяснилось, что, несмотря на недостаточный потолок и скороподъемность, самолет обладал неплохими летными характеристиками. Летом 1945 года еще еще один разведчик, попавший на вооружение 302-го Ku., вместо пары 20-мм пушек получил одну 30-мм Тип 5. Обозначение модификации сохранилось.
Общее количество переделанных в перехватчики "Сайюнов", таким образом, составляло лишь 6 штук, хотя возможно и наличие подобных переделок и в других частях.
Хроники завершающих боев 2-й Мировой войны зафиксировали лишь единственный случай боевого применения перехватчика "Сайюн" в ночь с 1 на 2 августа 1945 года. Тогда единственный C6N1-S с 30-мм пушкой Тип 5 из 3-его хикотай (эскадрильи) 302-го Ku., пилотируемый тюи (лейтенантом) Хироси Ясудой и наблюдателем Таро Фукудой атаковал одиночный В-29. "Sayun" сделал десять заходов на В-29, полностью израсходовал боекомплект 30-мм пушки. По возвращении на базу, Ясуда доложил о "вероятно сбитом" В-29. Потерь у американцев в эту ночь среди В-29 не зафиксировано.
Надо отметить, что перехватчики C6N1-S оставались самыми скоростными "ночниками" не только во флотской, но и в армейской авиации. Основным недостатком, не позволившим самолету успешно противостоять главной угрозе - американским бомбардировщикам В-29. стали отсутствие бортовой РЛС и небольшой потолок. Для устранения этих недостатков необходимо было уменьшить массу самолета и увеличить высотность двигателя.
Изготовление ночного истребителя с улучшенными высотными характеристиками было поручено фирме Nakajima. Решить проблему высотности предполагалось установкой нового двигателя с турбокомпрессором. Работа эта проводилась одновременно по нескольким направлениям. В первом случае на самолет установили двигатель Nakajima NK9K-L Homare 24-Ru, снабженный турбокомпрессором Hitachi Model 92, размещенным в нижней части мотоотсека. Двигатель комплектовался четырехлопастным винтом VDM С6 Р10. Самолет получил обозначение C6N2 Model 12. Главным внешним отличием новой машины от Модели 11 являлся дополнительный воздухозаборник, осуществлявший подачу воздуха к турбокомпрессору.
Постройку первого экземпляра C6N2 закончили в феврале 1945 года Испытания самолета проходили на авиабазе Мисава до июля 1945 года В ходе испытаний машина показала максимальную скорость в 639 км/ч. Потолок увеличился с 8500 до 12 500 метров. Хотя полученные результаты подтвердили расчеты конструкторов, самолет в серию не пошел. Причиной этого послужила ненадежная работа турбокомпрессора и двигателя.
Вторым вариантом высотного ночного истребителя стал C6N3 KAI 1. На самолете установили улучшенный двигатель Nakajima Homare 24 и новый турбокомпрессор. Работа над истребителем прервалась с окончанием войны.
На настоящее время единственный сохранившийся до наших дней "Сайюн", который ждет реставрации в запасниках музея Пола Гарбера, относится именно к истребительной модификации из бывшего 302-го кокутай.
ЛТХ:
Модификация C6N1-S
Размах крыла, м 12.50
Длина, м 11.00
Высота, м 3.96
Площадь крыла, м2 22.50
Масса, кг
пустого самолета 3000
максимальная взлетная 5262
Тип двигателя 1 ПД Nakajima NK9H Homare-21
Мощность, л.с. 1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч 610
Крейсерская скорость , км/ч 389
Практическая дальность, км 3080
Максимальная скороподъемность, м/мин 846
Практический потолок, м 10740
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 20-мм пушки Тип 99-II или одна 30-мм Тип 5