https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/t-80u_5.jpg

Совсем  скоро советский танк Т-80У отметит сорокалетний юбилей несения боевой  службы. Казалось бы, за такой большой период времени машина должна быть  изучена вдоль и поперёк, но даже спустя столько лет можно встретить  утверждения, что её резиновый «обвес» в виде фартука и лопухов нужен для  усиления противокумулятивной защиты. Разумеется, это миф. Реальность  куда прозаичнее: пыль и ещё раз пыль.

Танки пыли не боятся?

Танки,  как и любые другие сложные изделия, имеют свои «детские болезни» –  недостатки, неучтённые при проектировании и выявившиеся в ходе  эксплуатации. Постепенно от них избавляются в ходе производства новых  машин и путём модернизации уже выпущенных, но у Т-80 есть одна  «болезнь», от которой полностью он так и не вылечился, и заключается она  в высокой уязвимости газотурбинного двигателя (ГТД) при работе на  местности, богатой лессовой пылью или, грубо говоря, песком.

На  самом деле чувствительность к пыли не является прерогативой только  советского танкового ГТД. Точно так же страдает и его американский  коллега, устанавливаемый в танки «Абрамс». Лессовая пыль, попадая в  силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает  спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает  довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его  диаметр. Как результат: помпажные явления, нерегламентные скачки  мощности и падение моторесурса. Избавиться от этого можно только  усиленной очисткой воздуха. Но здесь, как говорится, палка о двух  концах.

Газовая турбина в среднем может потреблять в 4–5 раз  больше воздуха, чем поршневой мотор, поэтому фильтр будет забиваться  куда быстрее. В США на это махнули рукой и оснастили «Абрамсы»  двухступенчатыми кассетными фильтрами, которые нужно регулярно чистить  вручную. Иногда настолько регулярно, если речь идёт о пустыне, что  приходится проводить эту процедуру раз в час и даже чаще. Что же насчёт  СССР, то тут ради экономии объёма моторно-трансмиссионного отделения и  простоты эксплуатации решили применить бескассетные необслуживаемые  фильтры. Внимания к себе они не требовали, но и пропускали значительное  количество пыли – до 2–3 процентов.

Того качества очистки  воздуха, которое могли обеспечить бескассетные фильтры, вполне хватало  для совершения маршей в большинстве районов СССР, включая Сибирь и  Дальний Восток. Но танк – всё же машина всепогодная и должна действовать  даже в самых суровых условиях. Под это описание прекрасно подходит  Средняя Азия с её огромной и негостеприимной пустыней Каракумы. Именно  там, «вдохнув песка», дали слабину ещё предсерийные Т-80, двигатели  которых еле отрабатывали сотню моточасов, а зачастую и меньше, тогда как  в восточных районах РСФСР этот показатель находился на уровне 200–300  часов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/t80-012.jpg
Испытания газовой турбины на «Объект 219» в пустыне Каракумы. Источник: otvaga2004.ru

Вносили  свою лепту также глобальное потепление и строительство большого  Каракумского канала для снабжения водой южных районов Туркменистана. В  период с 1970 по 1980 годы, из-за повышения средней температуры воздуха,  пылевой слой на танковых трассах в пустыне вырос с 80–270 мм до  полуметра в некоторых местах. Кроме того, тот самый Каракумский канал,  выступая в качестве локального охладителя горячих воздушных масс, стал  причиной сильных ветров, которые естественным образом сказались на  повышенной запылённости воздуха. Всё это не могло не повлиять на работу  турбин Т-80, регулярно совершавших пробеги в этих краях. С этим нужно  было что-то делать.

За время производства Т-80 было внедрено  множество улучшений, касающихся пылезащищённости его двигателя. Из них  можно отметить воздухозаборное устройство в корме башни, увеличивающее  высоту забора воздуха – там, где меньше пыли; систему виброочистки и  продувки двигателя сжатым воздухом; самоочищающиеся фильтры соплового  аппарата; веерный выхлоп; режим «пустыня» со снижением температуры газов  для предотвращения плавления пыли и прочее. Но, пожалуй, самым  интересным здесь являются пылевые фартуки и лопухи. Дело даже не в их  работе и эффективности, а в том количестве мифов, которыми они обросли.

Резиновые щитки от самой мелкой пыли

Чего  только не придумывали и какие только волшебные свойства не приписывали  этому резиновому комплекту, начиная от фантастических версий о снижении  радиолокационной ЭПР и тепловизионной маскировки до противоснарядной  защиты. О последней теории нужно поговорить немного подробнее.

Дело  в том, резиновые щитки, что на лбу корпуса, что на башне, не обладают  достаточной жёсткостью, поэтому если и смогут подорвать кумулятивный  снаряд, то со значительным опозданием из-за того, что попросту согнутся  под ударом. И не стоит забывать, что детонация кумулятивного боеприпаса  на расстоянии менее чем полметра от основной брони только увеличивает  его пробивную способность. Учитывая, что в нижней лобовой детали корпуса  вообще нет комбинированного бронирования, фартук сделает только хуже.  Теперь о главном.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/t-80bv_-_military_vehicles_static_displays_in_luzhniki_2010-01.jpg
Танк Т-80БВ. В лобовой части корпуса виднеется противопылевой фартук из двух резиновых листов. Источник: wikipedia.org

В  процессе своей работы воздушный фильтр танка Т-80 довольно успешно  отсекает почти все пылевые частицы размером 20 мкм и более, потому  львиная доля всё-таки проникшей в двигатель пыли – это совсем уж  мелкодисперсная фракция с размером частиц менее 2 мкм. Они практически  не имеют собственной массы, точнее – она настолько мала, что их  перемещение в пространстве целиком и полностью зависит от  аэродинамических сил: куда ток воздуха, туда и они. Отфильтровать такую  «мелочь» неконтактным циклонным способом невозможно, но именно она  зачастую и становится причиной появления налёта в турбине.

В  целом получаются вот такие вводные для задачи: крупные фракции пыли  оседают в фильтре, а совсем уж мелкие, которые фильтрации не подлежат,  из-за низкой собственной массы полностью подчиняются аэродинамическим  силам. Почему бы не использовать эти силы для того, чтобы  микроскопические пылинки вообще не попали в воздухозаборник? Проще  говоря, без особых изменений в конструкции танка изменить «обтекаемость»  его корпуса и башни, чтобы создать нужные завихрения воздуха, которые  бы препятствовали попаданию пыли в воздушный тракт.

Для оценки  предложенного метода решения проблемы даже проводились соответствующие  эксперименты в гидродинамической трубе ГТ-400 ЦАГИ с моделью танка в  масштабе 1 к 32. Там в движущийся поток жидкости вводились струйки  различных красителей, чтобы определить характерные области обтекания  модели. Выяснилось, что за башней танка, как раз над воздухозаборником,  создаётся зона пониженного давления, которая в буквальном смысле  втягивает в себя пылевые потоки. Их движение в основном идёт по трём  направлениям: через днище танка с завихрением в корму, вдоль ходовой  части по бортам и по крыше башни.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/pzu1.jpg
Имитация  пылевых потоков в гидродинамической трубе. Под номерами указаны места  установок пылезащитных щитков. Источник: журнал «Вестник бронетанковой  техники» № 9 за 1987 год

Для того чтобы обуздать эти  массивы воздуха, было предложено несколько вариантов «генераторов  вихрей», из которых в конечном счёте получили распространение только  два.

Первый: фартук в лобовой части корпуса. Его главная задача:  разбить стройный пылевой поток, набегающий в лоб танка и проходящий под  его днищем. Пыль, встретившись с ним, расходилась на три направления –  по обоим бортам и в сторону башни. Также он служил гасителем пылевых  султанов при езде по кочкам и ухабам.

Второй: те самые лопухи,  установленные на блоках динамической защиты. Их назначение заключалось в  придании башне более обтекаемой формы, чтобы сгладить возникающие вихри  и направить их вдоль крыши и бортов без затекания в возвышающийся над  ней патрубок воздухозаборного устройства. Помимо этого, лопухи отсекали и  не давали подниматься вверх пылевым потокам, проходящим вдоль крыши  корпуса танка.

Естественным дополнением к этой парочке из  лопухов и фартуков были бортовые экраны, удерживающие под собой целые  пылевые тучи, исходящие от движущихся катков и гусениц.

Теперь по  эффективности и условиям применения. Все эти резиновые листы в полной  мере работают только на марше, когда один танк проезжает и оставляет за  собой пылевое облако, а второй танк въезжает в него, либо ветер дует  таким образом, что весь песок летит в лоб. В этом случае запылённость в  районе крыши моторно-трансмиссионного отсека удаётся снизить вплоть до  50 % и даже больше. При этом, чем больше скорость танка или ветра, тем  выше эффективность. Но даже боковой ветер в принципе не помеха: пылевые  экраны хоть и частично, но будут исполнять свои функции.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/t-80u_5.jpg
Танк  Т-80У. В лобовой части корпуса установлен противопылевой фартук, а на  блоках динамической защиты под аэрозольными гранатометами – резиновые  щитки, прозванные в народе лопухами. Источник: wikipedia.org

Несмотря  на то, что резиновые щиты на лбу корпуса применялись на более ранних  сериях Т-80, например, на Т-80Б, полный комплект получили только танки  Т-80У и их модификации. Так уж получилось, что эти машины стали своего  рода мировыми рекордсменами по количеству «противопылевых» мер, но это  дало свои плоды: ресурс турбин в условиях пустыни удалось увеличить как  минимум до 300 моточасов. Этого вполне хватало для ведения боевых  действий в южных районах. Да и военные не беспочвенно возлагали большие  надежды на «Ушку» – всё-таки она была самым современным серийным танком  на момент распада СССР.