http://www.airwar.ru/image/flags_small/poland_small.gif   PZL РZL-50 JASTRZAB

http://www.airwar.ru/image/i/fww2/pzl50-i.jpg

Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель-штурмовик

В 1936 году Военное ведомство выдвинуло спецификацию на легкий бомбардировщик-штурмовик для польских ВВС. PZL привлекло для участия в конкурсе сразу две команды конструкторов, которые предложили два разных проекта - PZL-50 и PZL-45. После долгих консультаций руководство компании решило развивать проект инженера Всеволда Яна Якимука PZL-50. Конкретные работы над ним начались зимой 1936\37 годов. В качестве основного был выбран двигатель Bristol Mercury VIII, который производился по лицензии в стране. Сам PZL-50 Jastrzab был типичным самолетом "поля боя", вооружение которого составляли 4 пулемета. Кроме того его планировалось использовать и как истребитель с высокими скоростными характеристиками. Благодаря своим совершенным аэродинамическим формам аппарат мог развивать скорость в 500 км\ч на высоте 4300 м. В конце концов военные заказали два прототипа: PZL-50/I и PZL-50/II.

По планам первая партия в 15 машин должна была поступить в войска к концу 1939 года, а вторая - к концу 1940 года. Постройка первого прототипа выявила ряд крупных изъянов в конструкции. Прежде всего проблемы вызвало убирающиеся шасси английской фирмы Dowty Eguipment Ltd. Кроме того он страдал бафтингом - на малых скоростях его начинало трясти, устойчивость признали недостаточной.

Для первого прототипа в Англии специально закупили двигатель Bristol Mercury VIII, однако дальше проблемы только продолжались. Только в феврале 1939 года инженер Йержи Видавский поднял в воздух первый прототип. Характеристики превзошли все ожидания и военные сразу проплатили сборку предсерийной партии в 5 самолетов. В дальнейшем планировалось построить первую серийную партию из 30 самолетов.

С началом войны единственный PZL-50/I инженер Видавский перегнал на полевую площадку. Вместе с ним эвакуировали PZL P-11g и PZL-46/1. Уже 6 сентября машины отправили во Львов. Для того, чтобы избежать встреч с немецкими истребителями шли на высоте 100-150 метров. Однако при подлете к Равве Русской двигатель остановился и пилот был вынужден совершить вынужденную посадку. Самолет был серьезно поврежден, но летчик не пострадал. Видавский добрался до Львова и через несколько дней остатки машины были эвакуированы.  Остальные несобранные PZL-50/II и PZL-50A попали в руки немцев. Уже во второй половине 1939 года один прототип дособрали и Казимир Кул поднял его в воздух. Однако дальше этого дело не пошло.

ЛТХ:
   
Модификация   PZL-50/I
Размах крыла, м   9.70
Длина, м   8.00
Высота, м   2.67
Площадь крыла, м2   15.80
Масса, кг
  пустого самолета   1900
  нормальная взлетная   2400
Тип двигателя   1 ПД Britsol Mercury VIII
Мощность, л.с.   1 х 840
Максимальная скорость , км/ч   500
Крейсерская скорость , км/ч   430
Практическая дальность, км   750
Cкороподъемность, м/мин   660
Практический потолок, м   7500
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 7.7-мм пулемета PWU wz.36
  до 100 кг бомб

http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/pzl50/pzl50-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/pzl50/pzl50-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/pzl50/pzl50-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/pzl50/pzl50-c1.jpg