«Бородавочник» в небе Украины: возможно все
Интересные дела происходят в американском военном ведомстве. Уверен, что в Украине очень внимательно смотрят за происходящим, поскольку из этого можно извлечь пользу для ВСУ. А можно и не извлечь, все, как говорится, весьма неоднозначно.
Вообще американские военные сегодня похожи на дипломатов. Прямо ничего не объясняют, но с другой стороны, между букв в словах выдают информацию, которая позволяет сделать определенные выводы.
Начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун на днях высказался о том, что «украинским военно-воздушным силам в конечном итоге придется начать отказываться от своих боевых самолетов советской эпохи и все, что будет дальше, будет чем-то нерусским».
Вообще это очень логичное мнение, потому что русские самолеты Украине не светят совершенно, а если будет Украина в том виде, в котором ее хотят видеть в США, то ее ВВС будут оснащены чем-то из арсеналов Запада.
Правда, в случае не западного исхода СВО, ВВС Украины будут иметь на вооружении самолеты все-таки российского производства.
Но тут, как говорится, время все расставит по взлетно-посадочным полосам.
Поднимаемся выше по лестнице рангов. А выше у нас министр ВВС США Фрэнк Кендалл, который на днях попал в цепкие лапы американских журналистов. И те, уже будучи в курсе мнения Брауна, напрямую спросили министра насчет того, собираются ли Штаты делиться авиацией с ближними, то есть, с Украиной.
Министр ВВС изворачивался, как дипломат во время обсуждения возможности вручения ноты, продемонстрировав нешуточную подготовку в этом плане. Но в итоге Кендалл не отверг возможность рассмотрения в положительном ключе вопроса передачи Украине штурмовиков А-10, которые «Бородавочники».
Дэвид Игнатиус из Washington Post, который был модератором выступления Кендалла в Аспене, спросил министра ВВС относительно моделей самолетов, с которыми ВВС США могут безболезненно расстаться. Ответ был довольно прямым: «А-10… это не та система, которая нам понадобится против тех противников, о которых мы сейчас больше всего беспокоимся», - ответил Кендалл.
Вообще в 2023 году ВВС США планируют списать 23 единицы А-10. Зная об этом, Игнатиус напрямую задал вопрос: «А почему бы нам не отдать эти самолеты Украине?»
Министр, как видите, не опроверг такой возможности.
«Поставки старых американских систем вооружений вполне возможны. Мы будем открыты для обсуждения с ними (украинскими военными – прим.), изучения их требований и как мы могли бы их удовлетворить».
Не исключается вопрос поставок и европейских истребителей. Глава штаба ВВС США Чарльз Браун не стал уточнять, какие именно типы самолётов могут быть переданы Украине, но по его словам есть несколько вариантов для рассмотрения, которые включают в себя шведские «Gripen», французские «Rafale» и «Еврофайтер».
Вообще информация неоднозначная. С одной стороны, американская администрация отказала Польше, которая была готова предоставить свои МиГ-29 Украине, если США взамен поставит F-16. Тогда в Пентагоне сказали, что «это предложение нельзя назвать здравым».
И вот – демонстрация смены курса?
Получается, что да. Буквально десять дней назад члены Палаты представителей США (это нижняя палата Конгресса США, аналог нашей Госдумы) проголосовали «за» по весьма примечательному вопросу.
Ежегодно Палатой представителей утверждается такая интересная штука, как финансирование законопроекта об оборонной политике, или Закона о разрешении национальной обороны (NDAA) на очередной (2023 в нашем случае) финансовый год.
Так вот, в этом году в проект было внесено финансирование подготовки украинских пилотов-истребителей.
Сейчас проект дорабатывается, а затем пойдет на рассмотрение и согласование в Сенат, а потом снова попадет в Конгресс на окончательное голосование. И уже после этого к президенту Байдену на подпись, после чего проект станет финансовым законом на будущий год.
Получается интересно: и Кендалл, и Браун в один голос утверждают, что не в курсе сложившихся и утвержденных планов по отправке американских самолетов в Украину. Однако возникает вполне логичный вопрос: зачем тогда закладывать в военный бюджет деньги на подготовку украинских пилотов?
Давайте порассуждаем, опершись на стойку шасси «Бородавочника».
А-10 «Тандерболт-2» или «Бородавочник».
Выпускался с 1975 по 1984 годы серией в 715 машин, включая прототипы. То тесть, самые «молодые» А-10 – это машины, которым 38 лет и больше. Но речь, судя по всему, будет идти о штурмовиках, которым от 40 до 45 лет из числа оставшихся в наличии у ВВС США 287 машин.
Конечно, для самолета это не очень-то и срок, В-52 по 70 лет служат, весь вопрос как и с какими нагрузками. Одно дело, взлететь и в режиме горизонтального полета пролететь какое-то количество километров, сбросить бомбы и лечь на обратный курс. Другое – операции на переднем крае, под огнем ПВО, с активным маневрированием. Нагрузка на планер несколько разная.
Но – послужат, тут вопрос только цены и качества. Стоимость одного летного часта А-10 составляет более 17 тысяч долларов США.
В целом, самолет вполне. Бронирование кабины лётчика и некоторых агрегатов, двойное резервирование элементов конструкции и оборудования, разнесение двигателей и каналов проводки управления делают его весьма живучей машиной.
Бронирование кабины вообще считается лучшей в мире среди самолетов. Кабина изготовлена из катаной титановой брони толщиной от 13 до 38 мм. На внутренних поверхностях бронекабины установлен противоосколочный подбой из многослойной нейлоновой ткани.
Скоростные качества для штурмовика не так важны, а потому нормальная скорость А-10 составляет 722 км/ч, чего более чем достаточно. Боевой радиус немного менее 500 км, чего тоже достаточно для операций поддержки войск на переднем крае.
Вооружение – это отдельная тема. С ним у А-10 полный порядок, самолет обладает более чем впечатляющим набором оружия:
- 1 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами;
- 11 точек подвески, одновременно можно использовать 10 и менее. Боевая нагрузка 7 257 кг.
В арсенале А-10 есть УР «воздух-воздух» AIM-9, «воздух-поверхность» AGM-65, неуправляемые ракеты LAU-61, LAU-68 LAU-10. Свободнопадающие фугасные бомбы весом 227, 340, 908 кг, напалмовые весом 340 кг, кассетные 350 и 370 кг. Управляемые бомбы GBU-8, GBU-10, GBU-12.
Захотят ли такие самолеты в Украине? Конечно, да. Учитывая, как быстро выбиваются украинские Су-25, А-10 – вполне себе вариант для замещения. Хотя в классе самолетов поддержки переднего края выбирать не особо есть из чего, если честно.
Насколько все это вероятно?
Вполне. Очевидно, что где-то внутри системы США было принято решение воевать до последнего украинца. К сожалению, это действительно заметно. Причем, победить в этой войне нереально, все эти подачки в считанные по пальцам комплексы ПВО и ЗРК, поштучно передаваемые артсистемы – это продление агонии, не более того.
Я уже писал на тему того, что обучить летчика – это не совсем то, что, например, обучить механика-водителя танка. А тут не просто обучить, переучить на совершенно иную технику. Сложности, время, деньги. С временем и деньгами в США полный порядок. А вот в Украине…
Но явно, что американский курс меняется. Видимо, в администрации Байдена устали сопротивляться тем, кто желает воевать до последнего украинца. Если раньше власти США выражали опасения на тему того, что поставки таких вооружений могут привести к эскалации конфликта и увеличить риск распространения за пределы Украины, то теперь все пересматривается.
Сегодня в Украину спокойно поставляются РСЗО HIMARS, укомплектованные высокоточными снарядами и в ближайшее время ЗРК NASAMS. Потенциальная поставка подобных систем украинским силам считалась нереальной всего несколько месяцев назад.
То же самое касалось и самолетов. Да, по сусекам бывшего соцлагеря собирали танки, БТРы, БМП, артиллерию и боеприпасы. Запасы, хранимые с советских времен, подошли к закономерному концу, а значит, надо либо сливать Украину, либо делать следующий шаг и подбрасывать новых дров в огонь войны.
И вот теперь в 2023 году в Украине будут ждать подготовленных пилотов и 21 штурмовик А-10, которые будут списаны соответствующей службой ВВС США.
Оказывается, это можно сделать безболезненно для ВВС, поскольку воевать на суше в ближайшее время Штаты не собираются. Что ж, уже хорошо. Плохо то, что за США это будут делать другие.
Конечно, получит ли Украина какие-либо А-10 или нет, это еще предстоит выяснить. Опасения специалистов Военно-воздушных сил по поводу уязвимости «Бородавочника» в условиях, когда придется применять штурмовик против армии, имеющей на вооружении средства ПВО высшего класса небеспочвенны. Россия действительно имеет в распоряжении самые современные комплексы ПВО, которые уже сегодня доказали свою состоятельность и профпригодность. Возможные потери А-10, пусть даже списанных – это все равно потери денег.
Так что пока украинские пилоты будут садиться в кабины своих Су-25, а в США будут думать, насколько отправка А-10 в Украину будет выгодна и оправданна.
Комплекс решений затронет не только обучение и адаптацию пилотов, но и многие другие факторы: техническое обслуживание, ремонт, профпригодность украинских техников и инженеров, оружейников. Кроме того, с каким набором вооружения будут поставляться А-10 и что перед передачей стоит убрать с самолетов, во избежание получения этих компонентов в распоряжение российскими специалистами.
Практика поставок вооружений в Украину уже показала, что рано или поздно, все окажется либо на той Украине, которая пророссийская, либо непосредственно в самой России.
В целом же, появление А-10 в небе Украины вызывает даже некоторый интерес. Было бы полезно узнать, насколько этот самолет, прошедший применение в боевых операциях, был бы полезен на Украине.
Боевое крещение А-10 принял во время оккупации Гренады. Далее была война в Персидском заливе, операция «Буря в пустыне», война против Сербии, А-10 воевал в Афганистане, последней операцией стала «свобода Ираку», в результате которой Ирак, как свободное государство, закончился.
«Бородавочник» показал себя весьма и весьма неплохо, но тут стоит обратить внимание на то, что кроме Ирака, у которого была хоть какая-то вменяемая система ПВО, остальные страны не были оснащены современными системами ПВО хотя бы на минимальном уровне. А в Ираке А-10 потеряли 7 самолетов сбитыми и 15 поврежденными. Из поврежденных какая-то часть была восстановлена, а часть отправилась в утиль.
Самолёт интересный, самолет эффективный. Насколько он может оказаться полезен в небе Украины, сказать можно только тогда, когда его будут применять. Вполне возможно, что в условиях противодействия авиации и ПВО российских Вооруженных сил карьера списанных «Бородавочников» закончится очень быстро. Но даже в этом случае эти самолеты принесут определенную пользу.
Во-первых, они продлят агонию ВСУ, во-вторых, они несколько очистят от хлама и без того заваленные старьем авиационные базы США.
Остается только дождаться реализации планов США по обучению летчиков и передаче Украине самолетов. И тут, пожалуй, главное, чтобы к тому моменту 2023 года, когда все будет готово, осталась та Украина, которая будет желать воевать с Россией дальше.
Это, как мне кажется, весьма немаловажный аспект.
Автор:Роман Скоморохов