Парни вы хорошие, но самолет я вам не дам
Ситуация по перевооружению украинских ВВС на американские самолеты откровенно зашла в тупик. Точнее, ее туда практически запинали. Американцы все еще рассматривают возможность поставок самолетов Украине и обучения пилотов, но решение никак не удается принять. В принципе, все довольно просто: или дать самолеты, или не дать. Но есть нюансы…
То, чем военное ведомство США относительно готово поделиться – это штурмовики А-10 «Тандерболт 2», они же «Бородавочники».
А украинцы категорически отбрыкиваются от этого авиахлама и хотят минимум F-16.
Так что вопрос действительно в стадии рассмотрения, идет игра типа «кто жаднее». Американцы прекрасно понимают степень риска, одно дело – отдать на уничтожение российским ВКС и ПВО старые штурмовики, другое дело – самолеты, которые пригодятся самим.
Модератором сражения, развязанного за столом переговоров выступает Колин Каль, заместитель министра обороны США.
Во время очередного брифинга он озвучил следующее: военное ведомство США не отказывается от обещания поставить самолеты Украине. Просто пока не принято принципиальное решение о том, какие самолеты и в каком виде будут поставлены.
Как тут не вспомнить Верещагина из «Белого солнца пустыни»: «Ребята вы хорошие, но пулемет я вам не дам».
Каль вполне нормально объясняет, почему все происходит именно так. США стараются поставлять Украине такие системы вооружений, которые Украина может обслуживать и поддерживать в боеспособном состоянии самостоятельно.
Это очень и очень логично, в одной из своих статей на эту тему я поднимал вопрос именно так: кто будет обслуживать и ремонтировать американские самолеты? Понятно, что не украинские техники, обучение инженерно-технического персонала займет не один месяц. А американские технические специалисты, почитав и послушав наемников, повоевавших на Украине, сомневаюсь, что выстроятся в очередь на заключение контрактов поработать для ВВС ВСУ.
А без них Украина 100% не сможет обеспечить боеспособность американских самолетов.
Что касается будущих возможных поставок истребителей четвёртого поколения, то, даже если бы мы приняли решение об их передаче сейчас, на поставку потребовались бы годы
- Каль.
Логично. Заместитель министра прав: создание материально-технической эксплуатационной базы – дело не одного месяца. Персонал, склады, запчасти, оборудование для ремонта и эксплуатации; – все придется собирать по Европе (например) и доставлять в Украину. Плюс обучение инженерно-технического персонала.
А в Украине армейское руководство почему-то придерживается иной точки зрения. Оно рассчитывает, что в перспективе сможет радикально обновить свои воздушные силы за счёт американской помощи в виде поставок боевых самолётов.
Я уверен, что настанет день, когда мы сможем сказать, что Воздушные силы Вооружённых сил Украины стали не только одними из самых боеспособных в мире, но и одними из наиболее современных и технологичных.
Это выдал известный стендап-комик Владимир Зеленский. Особенно пассаж насчет современных и технологичных ВВС прекрасен, ибо как совместить побирушничество и откровенное вымогательство с этими терминами?
Конечно, если речь идет о том, что просто выпросить современные и технологичные самолеты у других, то да, такое вполне возможно. Невозможно другое: представить очередь желающих облагодетельствовать Украину за свой счет.
В целом, поведение украинской стороны довольно глупое. Складывается впечатление, что там просто не отдают себе отчета в том, сколько времени потребуется для того, чтобы нормально переучить летный и технический состав на американские самолеты.
Но – требуют. Как все это будет смотреться, в США понимают. Необученные техники кое-как подготовят самолеты, в которые сядут слегка подготовленные пилоты. Какие у них будут шансы против российский оппонентов, понятно. Нулевые. Однако комедия положений продолжается, и Украина по-прежнему требует себе F-16.
Но, как честно (в кои-то веки) признал все тот же Зеленский, пока не дали ни одного.
И не дадут.
Самолет, запчасти, материалы, боеприпасы – это деньги. Просто взять и выбросить их, использовав в качестве мишеней для российских ЗРК или истребителей – нет, ну не настолько все плохо в США, там не только байдены рулят, встречается жесткие прагматики, трезво смотрящие на мир. И они понимают, что самолет, попавший в Украину – это, считай, потерянный самолет.
Потому одно дело – отдать старые и фактически списанные А-10, и совсем другое – вполне боеспособные F-16. Которые, кстати, можно просто продать, вот что-что, а «Соколов» купят.
Мы очень часто высмеиваем поступки американских военных, но в этот раз они ведут себя весьма разумно. Организация сложной и дорогостоящей инфраструктуры по обслуживанию американских самолетов – это не один год. И не стоит забывать, что Украина – это страна, которая ведет военные действия, то есть, все процессы будут осложнены этим.
Пилотов мало обучить летать на «Соколах», им нужно преподать тактику применения именно этих самолетов, чтобы они знали сильные и слабые стороны машин. Ну или просто сразу закладывать большие потери и ожидать требований поставок новых самолетов взамен утерянных. Причем, потери необязательно будут боевыми. Определенно, некоторое количество машин будет угроблено летчиками-недоучками и техниками из-за ошибок в эксплуатации.
Но вообще не стоит очень сильно зацикливаться на этой теме. Чем дальше, тем меньше шансов у украинских летчиков сесть за штурвалы F-16. Она сама идея не нова, и длится эпопея не первый год, так что появление американских самолетов не то что маловероятно, она, возможность, катастрофически низкая.
Если вспомнить, что все началась не вчера, а три или четыре года назад. Не очень подробно копал, но вот одно из первых заявлений человека, занимающего серьезный пост в структуре НАТО – это сентябрь 2019 года. Генерал Джеффри Харригян, командующий всеми ВВС США в Европе и Африке сказал о том, что необходимо рассмотреть возможность поставки Украине американской военной техники, имея в виду, конечно, самолеты.
Харригян мотивировал это возможностью приобретения большого потенциала ВВС Украины, которые могли бы оперировать совместно с ВВС США.
Простите, но в 2019 году ВВС ВСУ не находились в таком… выщербленном состоянии, как сегодня.
Потому совершенно не удивительно, что никаких реальных подвижек по этому вопросу не произошло, хотя заброс Харригяна вызвал большой резонанс.
В 2020 году командование ВВС Украины разработало план развития авиации до 2035 года. Согласно документу, за этот период Киев должен вывести из эксплуатации все стоящие советские самолёты, заменив их на один тип многоцелевого самолета, желательно поколения 4++. Естественно, иностранного производства.
Аппетиты командования ВВС Украины простирались на любой приличный самолет хзападного производства, от американского F-16 Block 70/72 до шведского Saab JAS-39E/F «Gripen», хотя и против «Рафалей» никто не был. Украинские военные считали, что ВВС страны необходимо от 72 до 108 самолетов, на что они планировали потратить 200 миллиардов гривен. ТЕХ гривен, которых в долларе было еще 22-23. То есть, 8,7 миллиарда долларов.
Цифра увесистая и приятная для тех, кто продает оружие за деньги. Но мы ж понимаем, что это украинцы, а значит, грошей у них не было. Потому либо кредит, либо «за так». Иначе чем объяснить полное отсутствие желающих продать самолеты? К индусам, на что уж богомерзкие покупатели, каждый раз очередь выстраивается от Мумбая до Дели, а тут – тишина.
А потом грянуло СВО и как-то о планах перевооружения за деньги ожидаемо замолчали, зато начались крики о том, что Украине просто необходимы новые современные самолеты. И просьбы-требования стали звучать все громче, по мере того, как остатки украинских ВВС выбивались всеми доступными способами, коих в распоряжении российской армии было более чем достаточно.
Пан Зеленский 24 марта на видеоконференции саммита НАТО очень громко возмущался тем, что в распоряжении блока тысячи самолетов, а им не дали ни одного. Увы, все возмущения не разбередили душ тех, кто должен будет принимать решения.
Воздушные силы НАТО ограничились передачей ВВС Украины некоторого количества противорадиолокационных ракет воздушного базирования HARM, адаптировав их под применение с советских самолётов. И пока на этом все.
Что касается А-10, то с ним все не понятно. Решения о передаче не принято, но некоторое количество украинских пилотов обучается управлению этим самолётом на тренажёрах. Пока есть информация только о пилотах, про инженеров и техников сведений не имеется.
Итак, пилоты тренируются, но официальные власти Украины отказываются от штурмовиков изо всех сил и продолжают настаивать на передаче Украине именно F-16. Это логично, потому что А-10 – это корм что для российских истребителей, что для ПВО. Печальный опыт потерь украинской стороной штурмовиков Су-25 тому лучшее подтверждение. А-10 в этом плане ничуть не лучше.
Но главное – в пакете военной помощи Украине, который утвердили в американском военном ведомстве в августе этого года, ни слова о самолетах.
Вот это, на мой взгляд, самый лучший ответ на вопрос «Когда Украина получит от США самолеты». Не сейчас, не в ближайшем будущем. Возможно, в следующем пакете. Если он будет. Возможно, никогда.
По мере того, как разговор о самолетах будет (а он будет) затягиваться, крики с украинской стороны будут усиливаться. Это понятно, ведь на территории Украины не было ни одного завода по производству боевых самолетов. В этом плане украинцам сильно не повезло, они реально попали в прямую зависимость от России. Так как теперь МиГи и Су недостижимы, а то, что собирается по сусекам стран бывшего соцлагеря, точно так же нуждается в ремонтах, которые украинская промышленность не в состоянии обеспечить, то выход у украинского военного ведомства только один: стоять с протянутой фуражкой в ожидании того, что за океаном смилостивятся и самолетов выделят.
Они же хорошие. Борцы за демократию и щит Европы…
Но как показывает практика, даже хорошим ребятам не всегда перепадают пулеметы. А уж самолеты и подавно. Такова наша суровая реальность, которая зачастую бывает очень жестокой даже к подборникам демократии заокеанского образца.
Автор:Роман Скоморохов